Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, основными принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открывает новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание

Введение 3
1 Избирательные системы и избирательное право 5
2 Избирательный процесс, его стадии 10
3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 19
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мизонова Ю.В., КР, КПР.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

Во многом аналогичная система  выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.

2 Избирательный процесс, его стадии

Избирательный процесс - урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.

Избирательный процесс в узком смысле - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

2.1 Регистрация избирателей,  составление списков избирателей

Одним из важнейших этапов избирательного процесса является регистрация избирателей и составление избирательных списков. При постоянной системе регистрации избиратель, один раз зарегистрировавшись, больше не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносят лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя. Такая практика особенно широко применяется в США. При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируют, избирателей регистрируют вновь и составляют новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции.

В Российской Федерации в целях реализации активного избирательного права избирателями соответствующие избирательные комиссии составляют списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которая является комплексом мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях. В 1995 году впервые для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов была применена Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"). В настоящее время с ее использованием составляются списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку.

2.2 Образование избирательных  округов и избирательных участков. Избирательные комиссии.

Избирательный округ - это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица. В российском избирательном праве известны следующие виды избирательных округов: единый, многомандатный и одномандатный избирательные округа.

В Российской Федерации  избирательные округа образуются в  соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателей не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Представительный орган соответствующего уровня утверждает схему не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Одномандатные и многомандатные избирательные округа формируются с соблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат.

Избирательный округ  подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие собой территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. В соответствии с российским избирательным законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчета не более чем 3000 избирателей на один участок, при этом границы избирательного участка не должны пересекать границы более крупной территориальной единицы - избирательного округа. Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков за пределами территории России; в труднодоступных и отдаленных местностях; в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в воинских частях.

В соответствии с избирательным  законодательством формируются  независимые коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня - избирательные комиссии. Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.

2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов

Важным этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов, то есть определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты в государственные и самоуправленческие органы или глава государства. Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

а) для регистрации кандидата  необходимо подать в надлежащий орган  заявление, подписанное самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление  было скреплено подписями установленного числа избирателей. Например, в Великобритании для выдвижения кандидата формально достаточно подачи заявления, подписанного несколькими избирателями;

б) выдвижение кандидата осуществляется официальным представлением от имени  партии или подачей петиции, подписанной  определенным числом избирателей (в Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должно быть подписано 15 избирателями);

в) выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз.

В России регистрация  кандидатов (списков кандидатов) осуществляется избирательными комиссиями и является необходимым и достаточным условием включения кандидата (списка кандидатов) в избирательный бюллетень. Для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы не допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется через сбор подписей.

Избирательная комиссия в установленные сроки (обычно за 35-45 дней до дня голосования) проверяет  документы по выдвижению, сведения о кандидате, представленные подписи  и иные документы и принимает  решение о регистрации кандидата  либо об отказе в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящую комиссию или в суд, факт регистрации - только в судебном порядке.

2.4 Предвыборная агитация

Граждане, избирательные объединения  имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

В предвыборной агитации не могут  участвовать члены избирательных  комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний на равных основаниях, а также на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и  прекращается в ноль часов за сутки  до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").

2.5 Финансирование выборов

Финансовое обеспечение выборов  включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также  финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений).

Расходы, связанные с подготовкой  и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджет. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств.

Для проведения своей избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие списки кандидатов) обязаны создавать собственные избирательные фонды, которые могут использоваться только для покрытия расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Кандидат или избирательное  объединение обязаны представить  в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Расходование средств на избирательную кампанию должно быть гласным, поэтому копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

2.6 Голосование, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Голосование, то есть подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется индивидуально. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по доверенности, а также голосование представителей за неграмотных и больных. С технической стороны голосование осуществляется с помощью подачи бюллетеня. Бюллетень является наиболее распространенным документом для голосования, принятым в большинстве стран (США фактически отказались от бюллетеней и ввели машины для голосования, в России с 2006 года начато применение комплексов для электронного голосования, с помощью которых избиратель может проголосовать без бумажного бюллетеня, простым нажатием пальца на сенсорном экране). В зависимости от избирательной системы, структуры бюллетеня, правил подачи голоса избиратель либо вычеркивает фамилии неугодных ему кандидатов, либо против имени кандидатов проставляет свои предпочтения.

Важнейшей гарантией  свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и сам опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах.

Информация о работе Виды избирательных систем