Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа
Цель юридической ответственности выступает обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правоприменительной деятельности. В данном аспекте категория "цель" показывает назначение всего института юридической ответственности.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Понятие юридической ответственности……....…….....……………………....5
2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства
в сфере защиты прав потребителей …………………..……………………...….14
Заключение …………………………………………………………………..........20
Глоссарий .......…………………………………………………………………….21
Список использованных источников ...………………………………………….24
Для того, чтобы получить право на компенсацию морального вреда необходимо чтобы одновременно были в наличие следующие условия:
- гражданин должен претерпевать моральный вред, то есть физические или нравственные страдания;
- наличие противоправного действия (бездействия) со стороны лица, причинившего вред, которое нарушает принадлежащие гражданину неимущественные права или посягает на те нематериальные блага, которые принадлежат гражданину;
- наличие причинной связи между самим противоправным действием (бездействием) и причиненным моральным вредом;
- наличие вины лица, причинившего вред.
Юридическая ответственность за причинение морального вреда отличается явно выраженным компенсационным характером.
За нарушение прав потребителей предусмотрены такие виды ответственности, как договорная, так и внедоговорная. В случае наступления договорной ответственности речь идет о нарушении контрагентом потребителя своих обязанностей, предусмотренных договором. В случае наступления внедоговорной ответственности речь идет о причинении вреда тем лицам, которые не состояли с продавцом или потребителем в договорных отношениях. Согласно п. 2 ст. 14 Закона о защите прав потребителей право требования возмещения вреда, который причинен вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, являлся он состоящим в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Потерпевшими признают исключительно граждан-потребителей или юридические лица, которые приобрели товар, заказавшие работу или услугу для собственного потребления, а не в целях регулярного извлечения прибыли.
Обстоятельства причинения вреда включают в себя причинение вреда при обращении с вещью – товаром, результатом работы или при пользовании услугой.
Договорная ответственность производителя, продавца-импортера за неправомерные действия выражается в двух видах. Первый вид – это ответственность за недостатки собственно товара, работы или услуги. Примерный перечень видов таких недостатков содержит конструктивные недостатки, которые относятся к устройствам, и рецептурные недостатки, которые относятся к веществам. Второй вид выражается в ответственности за ненадлежащее исполнение информационной обязанности изготовителем товара или его продавцом, подрядчиком, исполнителем услуги, которая выражается в предоставлении недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе, услуге.
По общему правилу бремя доказывания наличия недостатков (в частности, с предоставлением результатов экспертизы) возложено на потерпевшего. в том случае, если на товар был установлен гарантийный срок и вред был причинен в течение действия данного срока, в таком случае действует презумпция ненадлежащего качества. В данном случае бремя доказывания надлежащего качества переданного товара возлагается соответственно на его изготовителя, исполнителя или продавца 2.
Административная ответственность согласно ст. 2.1 КоАП РФ наступает при совершении административного правонарушения. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признают виновным в совершении административного правонарушения, в том случае, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В том случае если административное наказание назначено юридическому лицу, это не освобождает его от административной ответственности за совершенное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Положения об административной ответственности за нарушения прав потребителей содержатся в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации закреплен только один состав преступления, который рассматривается как нарушение прав потребителей – это нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ст. 236 УК РФ). За совершение данного преступления предусмотрен штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
К основным и наиболее общим целям юридической ответственности относятся такие, как защита прав и свобод человека, обеспечение в обществе законности и правопорядка. Для достижения основных целей необходимо добиться достижения целого ряда промежуточных целей, к которым относятся такие, как уменьшение количества правонарушений, наказание правонарушителей, перевоспитание правонарушителей, формирование уважительной позиции в обществе к закону, восстановление нарушенных общественных отношений, обеспечение правомерного поведения в обществе.
Законодательством Российской Федерации области защиты прав потребителей предусмотрены довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только самим покупателям для охраны и защиты своих интересов и прав, но и продавцам. Законом установлены самые разнообразные гарантии удовлетворения требований потребителя, от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и продавца дешевле и выгоднее соблюдать законодательство, и тем более, не целесообразно доводить дело до суда.
Обширная практика государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей показывает, что наиболее распространенным и прочно вошедшим в деловую практику явлением стало удовлетворение потребителем своих законных требований в досудебном порядке в случае продажи некачественного товара, в том числе требований потребителей о замене некачественного товара либо о расторжении договора купли-продажи. Законодателем представлено достаточно возможностей потребителям для защиты своих собственных прав и интересов в случае, например, продажи товара с недостатками, непредставления информации о товаре, просрочки выполнения работы и других.
п./п. |
Понятие |
Определение |
1 |
Потребитель |
Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. |
2 |
Ответственность |
субъективная обязанность |
3 |
Юридическая ответственность |
одна из основных юридических категорий, широко используемая в правоприменительной деятельности |
4 |
Гражданско-правовая ответственность |
это одна из форм государственного принуждения,
состоящая во взыскании судом
с правонарушителя в пользу потерпевшего
имущественных санкций, перелагающих
на правонарушителя невыгодные имущественные
последствия его поведения и
направленных на восстановление нарушенной
имущественной сферы |
5 |
Неустойка |
определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения |
6 |
Моральный вред |
нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина |
7 |
Административная |
вид юридической ответственности, которая выражается в применении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. |
8 |
Уголовная ответственность |
один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. |
9 |
Убытки |
расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы |
10 |
Упущенная выгода |
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ст.15 п.2 Гражданский Кодекс РФ). |
1 |
Гражданский кодекс Российской Федерации в ред. от 08.01.2012 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ |
2 |
Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 |
3 |
Новый энциклопедический словарь /Под. ред. А.П. Горкина: Большая Российская энциклопедия, М., 2002 |
4 |
Еналеева И.Д. "Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов", изд-во "Дашков и К", 2007; |
5 |
Юридическая ответственность и законность/ Братусь С.Н., М., 2001. |
6 |
Гафарова Г.Р. "Защита прав потребителей: Учебное пособие" под ред. З.М. Фаткудинова, изд-во "Юстицинформ", 2008; |
7 |
Ответственность в коммерческом обороте/ Комаров А.С., М., 1991. |
8 |
Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ/ под ред. А.Н. Гуева, изд. «Издательский дом «Инфра», м., 1999 |
9 |
Договорное право/ Брагинский М.И., Витрянский В.В., М., 2000. |
10 |
Дворецкий В.Р. "Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", 4-е издание, переработанное и дополненное, изд-во "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009. |
11 |
Базылев Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Правоведение. - 1979. - № 4. - С. 40 - 46. |
12 |
Нам К. Ответственность за нарушение обязательств: теория и законодательство // Хозяйство и право. – 1997. - №4 |
13 |
Трофимова М.В. Функции юридической ответственности //. – Саратов. – 2000 |
13 |
Чураков А. Н. Принципы юридической ответственности. /. – 2000. |
А |
|
1 Базылев Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Правоведение. - 1979. - № 4. - С. 40 - 46.
2 Нам К. Ответственность за нарушение обязательств: теория и законодательство // Хозяйство и право. – 1997. - №4
3Трофимова М.В. Функции юридической ответственности //. – Саратов. – 2000.
4 Чураков А. Н. Принципы юридической ответственности. / 2000
5 Чураков А. Н. Принципы юридической ответственности. – 2000.
6 Приложение А
Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей