Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Народный комиссариат  юстиции (Наркомюст) — государственный орган РСФСР и СССР, осуществляющий непосредственное руководство судами и прокуратурой. В настоящее время государственное регулирование в данной области осуществляет Министерство юстиции России.

Наркомюст входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года.

8 ноября 1917 г. Народным комиссаром  юстиции был назначен И.З. Штейнберг. 16 июня 1918 г. Народным комиссаром юстиции был назначен П.И. Стучка. В августе 1918 г., после ухода П. И. Стучки (возглавлявшего с конца 1918 г. Советское правительство Латвии), наркомом юстиции назначается Д. И. Курский, который занимал этот пост до 1928 года.

Народный комиссар юстиции РСФСР  одновременно являлся Прокурором РСФСР. Верховный суд РСФСР, как и  прокуратура, входил в состав аппарата Наркомюста, а председатель Верховного суда одновременно являлся заместителем Народного комиссара юстиции.

На Наркомюст были возложены  следующие задачи:

организация и инструктирование органов  суда, следствия, защиты (адвокатуры) и  обвинения (прокуратуры), а равно  наблюдение за деятельностью комиссии по делам о несовершеннолетних;

рассмотрение, в порядке высшего судебного надзора, судебных решении и приговоров, вступивших в законную силу, преподание суд. органам руководящих разъяснений и указаний и наблюдение за законностью (Народный Комиссар одновременно и Генеральный Прокурор).

предварительное рассмотрение законопроектов, опубликование и толкование законов;

разработка общих мер наказаний, организацию исправительно-трудового  режима для лиц, лишенных свободы  как по приговорам суда, так и  в порядке предварительного следствия, а равно заведывание местами лишения свободы;

руководство и наблюдение за проведением  в жизнь отделения церкви от государства.

Наркомюсту в 1917 г. пришлось сразу  сломать весь аппарат прежнего Министерства Юстиции и Суда Российской империи. На Наркомюст была возложена обязанность построить новую правовую систему и новую юстицию, а равно и заменять в смысле судебного контроля в общегосударственном масштабе упраздненный Правительственный Сенат.

Одновременно на Наркомюст перешли  обязанности Государственного совета, его Особого Отдела и Сената по составлению и опубликованию декретов и по кодификации законов.

 

Сове́т наро́дных комисса́ров  СССР (СНК, Совнарко́м) — c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) — лицо, входящее в состав правительства  и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет Народных Комиссаров был учреждён за 5 лет до образования  СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Функции задачи Совета народных комиссаров

Основная статья: Совет Народных Комиссаров РСФСР

Согласно Конституции РСФСР  от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается  в

управлении общими делами РСФСР, руководство  отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Однако, затем, после образовании  СССР функции СНК РСФСР и СНК  СССР были четко распределены. Согласно Конституции СССР от 31.01.1924 СНК СССР издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР (ст.38), рассматривает законодательные акты СНК союзных республик, подотчетен ЦИК СССР (ст. 39-40).

Согласно Конституции, СНК образуется для непосредственного  руководства отдельными отраслями государственного управления, действует на основе Положений о народных комиссариатах, которые утверждает ЦИК СССР.

Создаются, в свою очередь, общесоюзные народные комиссариаты - единые для СССР:

по иностранным делам

по военным и морским делам

внешней торговли

путей сообщения

почт и телеграфов

и объединенные народные комиссариаты СССР:

высший совет народного  хозяйства

продовольствия

труда

финансов

рабоче - крестьянской инспекции (Рабкрин, в прессе именовались как  РКИ)

Органами объединенных народных комиссариатов СССР являются одноименные народные комиссариаты этих республик. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных.

 

Облисполкомзап - Исполком Советов Западной области.

 

Белору́сская  Наро́дная Респу́блика (белор. Беларуская Народная Рэспубліка), БНР — политическое образование, провозглашённое в 1918 году группой деятелей белорусского национального движения в условиях немецкой оккупации и существовавшее в период Первой мировой войны (1918) на территории Белоруссии, а после неё — в эмиграции.

Историки спорят о  том, можно ли называть БНР государством или это была только попытка создания государства. Провозглашение БНР было первым опытом структурирования постимперского политического пространства Северо-Западного края по этническому признаку. Вызванный исключительно внешними условиями неудавшийся политический проект группы национальных активистов явился попыткой институционализации этничности в форме независимой от России государственности.

 

Рада БНР – исполком.

 

ЦБ – Центральное  бюро.

 

Белнацком – Белорусский Национальный Комитет.

 

Бюро ЦК РКП (б) - областные (краевые) полномочные представительства ЦК партии на местах, назначавшиеся Центральным комитетом для руководства отдельными группами губернских партийных организаций и для координации деятельности областных советских и хозяйственных органов [во время создания областных бюро ЦК РКП (б) основной единицей административного деления страны были губернии]. Образование областных бюро ЦК началось уже в 1917≈18. Необходимость в организации областных бюро ЦК была вызвана слабостью партийных организаций в отдалённых районах страны, недостатком опытных партийных руководителей на местах, расстройством средств связи, затруднявшим руководство ЦК РКП (б) деятельностью партийных организаций в отдалённых районах.

 

ВЦИК - Всероссийский  Центральный Исполнительный Комитет.

 

ССРБ - Социалистическая Советская Республика Белоруссии.

 

ЦИК – Центральный Исполнительный Комитет.

 

Новая экономическая  политика (НЭП) — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята 21 марта 1921 года X съездом ВКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой  и Гражданской войнами.

Со второй половины 1920-х годов  начались первые попытки свёртывания  НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.

 

РСФСР - Российская Советская  Федеративная Социалистическая Республика.

 

Инбелкульт - Институт белорусской культуры.

 


Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь