Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.
Задачи, поставленные в дипломной работе:
- рассмотреть формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов;
- познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;
- рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов 5
1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.) 5
1.2. Общие направления в развитии государства и национального права в 1920-ые – первой половины 1930-ых годов 16
Глава 2. Развитие гражданского права БССР 1920-х – 1930-х годах 25
2.1. Гражданское право БССР в период НЭПа 25
2.2. Гражданский кодекс БССР 1923 года 38
2.3. Нарушения права собственности в гражданском праве БССР в 1930-х годах 48
2.4. Гражданское право БССР в конце 30-х годов 52
Глава 3. Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь 56
3.1. Развитие гражданского законодательства Республики Беларусь в 1990-е годы 56
3.2. Кодификация гражданского законодательства Республики Беларусь 65
Заключение 98
Список использованных источников и литературы: 102

Вложенные файлы: 2 файла

5512 Диплом (Доработка).doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

Введение

 

История Беларуси насчитывает  не одно тысячелетие. Она представляет важную составную часть славянской, европейской и мировой цивилизации. На взгляд автора, каждый народ жаждет знать свою историю, без которой невозможно строить настоящие и прогнозировать своё развитие на будущее. В силу этого отражение прошлого в исторических трудах должно быть адекватно тому, что имело место в жизни во всём его многообразии и противоречивости. К сожалению, в истории Беларуси и на сегодняшний день имеется много “белых пятен” и тенденциозных, не обоснованных предложений и утверждений.

Причин такого состояния  исторической науки в Беларуси много. Одной из них является недостаток, либо полное отсутствие документальных источников по той или иной проблеме. Частые войны, ареной которой была территория Беларуси, привели к их гибели или безвозвратной потере. Некоторые проблемы выпали из поля зрения исследователей в силу отношения к ним официальных властей на том или ином этапе исторического развития или господства в тот или иной период односторонних представлений о развитии общества. Это даёт возможность многим “знатокам” истории спекулировать на этих недостатках и просчётах. В последнее время в исторической литературе, особенно в исторической публицистике, стали появляться труды, авторы которых, порой, не имея специальной подготовки и не обременяя себя знанием исторических источников, напрочь отрицают то позитивное, что было достигнуто в исторической науке многими поколениями исследователей, произвольно меняют минусы на плюсы, плюсы на минусы и под видом новаций преподносят неискушённому читателю давно уже обоснованно отвергнутые антинаучные или около научные концепции.

Противостоять распространению исторического невежества, историческим спекуляциям можно только путём пропаганды объективных исторических знаний, полученных на основе всестороннего изучения исторических источников и критического осмысления имеющейся исторической литературы.

Анализ нормативных источников и научной литературы показал, что проблема развития гражданского права в БССР в 20-30 гг. в историко-правовой науке не получила должного научного освещения.

В историографии выделяется ряд работ, затрагивающих историю  развития гражданского права в БССР в 20-30 гг. Это работы Захарцева С.Н., Новицкой Т.Е., Кутаса Р.А., Бураковой Н.Ф., Аргучинцева Г.К, Кузнецова И.Н., Шелкопляса В.А. и др. Однако авторы этих трудов, лишь в самом общем смысле затрагивают историю развития гражданского права в БССР в 20-30 гг.

Таким образом, можно  констатировать, что в историко-правовой науке отсутствуют монографические  исследования, обращенные непосредственно  к анализу развития гражданского права в БССР в 20-30 гг., впрочем, как  и отсутствуют соответствующие  разработки, касающиеся других советских стран в рассматриваемый период.

 Именно это подвигнуло  автора обобщить материал по  истории государства и права  Беларуси, начиная со времён БССР по 1990-е годы, постараться дать объективное изложение событий на её территории в тот период времени, осветить государственный строй и право в целом, уделить особое внимание гражданскому законодательству тех времён.

Цель написания дипломной  работы – исследование процесса развития Беларуси, гражданского права БССР и права в целом, определение его влияния на развитие гражданско-правовых отношений в Республики Беларусь.

Задачи, поставленные в  дипломной  работе:

-   рассмотреть формирование  Белорусской государственности  и развитие права 1917-го –  первой половины 1930-ых годов;

-  познакомиться с рецепцией норм гражданского права БССР при разработке гражданского права Республики Беларусь;

-     рассмотреть влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

Научная новизна исследования состоит в том, что работа представляет собой комплексное исследование, ориентированное на ретроспективный анализ становления и развития гражданского права БССР в 20-30 гг., а также влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь.

 

Глава 1. Формирование Белорусской государственности и развитие права 1917-го – первой половины 1930-ых годов

1.1. Формирование Белорусской государственности и развитие права (октябрь 1917-1920 гг.)

 

После октябрьских событий 1917 г. в Петрограде большевики взяли в свои руки власть в Минске и образовали Областной исполнительный комитет Западной области и фронта (Облисполкомзап) – первый высший законодательный орган Советской власти на территории Беларуси. Председателем его стал Н.В. Рогозинский, а с января 1918 г. – А.Ф. Мясников. Исполнительным органом Облисполкомзапа стал Совет Народных Комиссаров (СНК) Западной области и фронта. СНК возглавили К.И. Ландер, М.И. Калманович. 2 ноября 1917 г. СНК РСФСР принял "Декларацию прав народов России", в которой говорилось об осуществлении права наций на самоопределение. Облисполкомзап и Совет Народных Комиссаров Западной области и фронта получили возможность реализовать право белорусского народа на самоопределение. Однако их руководители стали на путь отрицания национального вопроса и не предприняли конкретных шагов по созданию белорусского государства. Поэтому инициативу у большевиков перехватили представители национальных партий и организаций, входившие в состав Великой белорусской рады. Рада, признавая власть Советов в России, не признавала власть Облисполкомзапа на территории Беларуси. Он рассматривался как исключительно фронтовой орган. [38, с 53]

30 ноября 1917 г. Рада  опубликовала "Воззвание ко всему  белорусскому народу", в котором  содержалась политическая программа, предусматривавшая создание в Беларуси демократической республики, установление федеративных связей с Великороссией и другими республиками, наделение крестьян землей, создание белорусского войска и создание Краевой Рады, которая бы осуществляла всю полноту власти в Беларуси. 15-17 декабря 1917 г. проходил І Всебелорусский съезд. В его работе приняли участие 1872 делегата, их них 1167 человек обладали правом решающего голоса, 705 – совещательным.

На съезде было решено образовать на территории Беларуси республику, которая бы находилась в составе Российской Федерации, т.е. вновь была подтверждена идея автономии Беларуси. Но съезд принял резолюцию, в которой говорилось, что окончательно вопрос о государственности Беларуси должен быть решен  Белорусским Учредительным Собранием, до созыва  которого вся власть должна быть передана избранному на съезде Всебелорусскому Совету крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Такое решение Всебелорусского съезда ставило вопрос о прекращении деятельности всех ранее созданных органов власти на территории Беларуси, в том числе Облисполкомзапа и СНК Западной области. В ответ руководители большевиков, входившие в эти органы, объявили съезд распущенным и попытались арестовать его президиум.

После этого президиум Всебелорусского съезда 18 декабря 1917 провел подпольное заседание в депо Либаво-Роменской железной дороги и избрал исполком Рады съезда во главе с Ф. Грибом. Этому органу поручалось продолжить борьбу за реализацию идей белорусской государственности и послать в Брест, где шли переговоры между Советской Россией и Германией, делегацию, которая бы представляла и защищала интересы Беларуси. Но делегация не была признана ни Германией, ни Советской Россией и не была допущена к переговорам.

В декабре 1917 г. между Советской Россией и Германией начались мирные переговоры. Однако они были сорваны и германское командование отдало своим войскам приказ перейти 18 февраля 1918 г. в наступление, что вынудило руководство Облисполкомзапа и СНК Западной области эвакуироваться в Смоленск.

В сложившейся ситуации исполком Всебелорусского съезда принял решение взять полноту власти в свои руки и 21 февраля 1918 г обратился  к народу Беларуси с первой Уставной грамотой. В ней подчеркивалось, что белорусский народ имеет полное право на самоопределение, а национальные меньшинства на автономию. Предусматривалось, что практическое решение этого вопроса будет осуществлено Учредительным сеймом, а до его созыва функции власти передавались созданному исполкомом Народному Секретариату Беларуси. Фактически это было первое белорусское правительство, которое возглавил И. Воронко. Кроме него в состав правительства вошли П. Бодунова, П. Кречевский, И Середа и др. (всего 14 секретарей).

С первых дней своего существования  Народный Секретариат столкнулся с большими трудностями. Вошедшие в Минск германские войска отказывались сотрудничать с этим органом власти. Поэтому никакой реальной власти Народный Секретариат не получил и действовал формально. Чтобы сдвинуть с мертвой точки эту ситуацию, исполком Всебелорусского съезда провел 9 марта 1918 г. расширенное заседание, где принял вторую Уставную грамоту. В ней провозглашено создание Белорусской Народной Республики (БНР). Исполком переименовывался в Раду БНР. Президиум возглавил председатель БСГ И.Н. Середа. Рада – законодательный орган до созыва Учредительного съезда, исполнительный орган – Народный Секретариат. Во 2-й Уставной грамоте объявлялись демократические права и свободы: слова, печати, собраний, забастовок, неприкосновенности личности, жилища и т.д. Ею декларировался 8-ми часовой рабочий день, отменялась частная собственность на землю, земля давалась без выкупа тем, кто ее обрабатывал. В пределах БНР все народы получили право на автономию, право пользоваться своим национальным языком.

Уставные грамоты определяли основные принципы национально-государственного строительства на Беларуси.

3 марта 1918 г. в Брест-Литовске  между Советской Россией и  Германией был подписан мирный  договор, по которому западные белорусские земли передавались Германии и Австро-Венгрии, а восточные до конца войны оставались под оккупацией. Это вызвало недовольство в среде белорусского национального движения и усилило стремление к независимости. 25 марта 1918 г. Рада БНР приняла третью Уставную грамоту, в которой Беларусь объявлялась независимым и вольным государством, содержалось требование о пересмотре условий Брестского договора. В ней отмечалось, что республика должна была включать все земли, где проживал и имел численное преимущество белорусский народ. [7, с. 211-213]

Акт о независимости отражал надежду на признание БНР соседними странами и, прежде всего, Советской Россией, а также Германией. Однако этого не произошло. Оккупационные власти не считались с Радой. 25 апреля 1918 г. кайзеру Вильгельму II была направлена благодарственная телеграмма с расчетом добиться, таким образом, признания БНР. В ней выражалась благодарность за освобождение Беларуси от большевистского угнетения и анархии. Однако официальный Берлин отказался признать вновь созданное государство.

Телеграмма кайзеру вызвала острый политический кризис, который привел к расколу Рады. Из ее состава вышли эсеры, меньшевики, еврейские социалисты. Указанная телеграмма вызвала волну протеста в различных слоях общества. Народные массы требовали активного сопротивления оккупационному режиму.

После раскола Рады преимущество получили консерваторы. Они отказались от социальных преобразований, что улучшило отношения с оккупационными властями. Раде БНР и Народному Секретариату было дано обещание на создание органов местного самоуправления. Они получили возможность развернуть свою деятельность на международной арене, приступить к созданию национальной школы, учреждений культуры. Однако германские власти не разрешили сформировать свои вооруженные силы, полицию, финансовую систему. Все декреты Советской власти объявлялись недействительными. Всем предписывалось пользоваться законами бывшего Временного правительства до установления законов БНР.

После ноябрьской революции 1918 г. в Германии Россия аннулировала все условия Брестского мира и направила Красную Армию на Запад. После отхода германских войск Рада БНР осталась незащищенной. Она не смогла организовать сопротивление и переехала в Гродно, а затем в Вильно.

Акт 25 марта 1918 г. лишь декларировал независимость Беларуси и остался в истории как акт только политический.

Рада БНР  и Народный  Секретариат фактически не были реальными органами власти, а лишь заложили зачатки государственной  организации. В юридическом смысле БНР государством не была, так как  не было реального функционирования  системы органов власти, правотворческой  деятельности, реализации законов.

В силу неблагоприятных  внешнеполитических и внутриполитических обстоятельств, оторванности деятелей БНР от широких народных масс вопрос о создании белорусской государственности так и не был решен. Но акт о независимости БНР, деятельность ее Рады активизировали рост национального самосознания, заставили большевистское правительство пересмотреть свою политику в отношении белорусского народа и пойти по пути создания ограниченного в правах национального советского государства.

Возникновение движения за создание белорусской государственности  заставило большевиков приступить к практической подготовке реализации этой идеи. 31 января 1918 г. был издан декрет СНК РСФСР о создании при Народном комиссариате по делам национальностей Белорусского национального комиссариата (Белнацкома) под руководством А.Г. Червякова. Перед новым органом была поставлена задача укрепить завоевания революции, пробудить национальное самосознание белорусского народа и подготовить условия для его самоопределения на советской основе. С этой целью для работы в его отделах были привлечены представители белорусской науки и культуры: Д. Жилунович; Б. Тарашкевич; Ф. Шантыр; Ф. Туруп и др. Белнацком широко развернул культурно-просветительскую работу среди беженцев – белорусов и приступил к подготовке вопроса о создании национальной государственности. 21-23 декабря 1918 г. в Москве состоялась конференция белорусских секций РКП(б). На ней было избрано Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических организаций, председателем которого стал Д.Ф. Жилунович. Перед ЦБ была поставлена задача предпринять необходимые усилия по созданию коммунистической партии Беларуси и Белорусской Советской Республики. 27 декабря 1918 г. состоялось совещание работников Белнацкома, ЦБ белорусских секций и представителей Северо-Западного обкома РКП(б). На нем были решены вопросы о формировании правительства Советской Беларуси и определены  ее границы. Д.Ф. Жилуновичу и А.Г. Червякову было поручено подготовить проект Манифеста Временного революционного рабоче-крестьянского правительства Беларуси.

Расшифровка сокр.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Влияние гражданского права БССР на развитие гражданско-правовых отношений в Республике Беларусь