Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:28, реферат
Объектом моего исследования является Конституция Российской Федерации, а предметом исследования – порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.
Передо мной стоит цель, с помощью каких порядков и методов принимаются поправки и дополнения в Конституцию Российской Федерации.
В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.
I.Введение…………………………………………………………………......4
II. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения……………………………………….………………………...….6
2.1 Жёсткость Конституции………………………………………...….6
2.2 Конституция 1978 года и Конституция 1993 года…………...…...8
2.3 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…...….9
2.4 Разграничение предметов ведения и полномочий…………...….10
2.5 Субъекты инициативы о конституционных поправках……...….10
2.6 Пересмотр Конституции…………………………………………...11
2.7 Конституционные поправки……………………………………….11
2.8 Изменения статьи 65 Конституции……………………………….12
III. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..13
3.1 Порядок формирования и статус Конституционного Собрания..13
3.2 Порядок деятельности Конституционного Собрания…………...14
3.3 Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции Российской Федерации………………………………...15
IV.Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации……………………………………………………….17
4.1 Рассмотрение проекта закона Государственной Думой………...18
4.2 Рассмотрение проекта закона Советом Федерации……………..18
4.3 Учёт данных и подведение итогов рассмотрения закона……….19
4.4 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки……………………...20
4.5 Практика рассмотрения конституционных поправок…………...20
4.6 Вынесение конституционных поправок на референдум………...21
V.Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..22
5.1 Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации………………………………………………...22
5.2 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации………………..22
5.3 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской
Федерации……………………………………………………………...24
VI.Заключение………...……………………………………………………...26
VIIБиблиографический список………...……………………………………27
Как уже отмечалось,
положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской
Федерации не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием, если предложение
об их пересмотре будет поддержаны тремя
пятыми от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной
Думы в соответствии с федеральным конституционным
законом созывается Конституционное Собрание. Пересмотр глав 1,
2, 9 в рамках действующей Конституции невозможен,
их пересмотр означает пересмотр Конституции
Российской Федерации.
3.1 Порядок формирования и статус Конституционного Собрания
Конституционное Собрание должно быть созвано в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании". Пока такой закон не принят, созыв Конституционного Собрания невозможен. В настоящее время в Государственной Думе идёт работа над разработкой различных проектов закона. Неясен также и порядок формирования Конституционного Собрания. Неизвестно, будет ли оно выбрано гражданами Российской Федерации или каким-либо образом формироваться из представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Неясна даже численность Конституционного Собрания. Очевиден представительный характер Конституционного Собрания. Вместе с тем его состав, по-видимому, должны входить высококвалифицированные юристы и иные специалисты. По характеру полномочий Конституционное Собрание будет учредительным органом. При этом необходимо отметить, что Конституционное Собрание не может быть органом Федерального Собрания и не будет входить в законодательную ветвь государственной власти.
3.2 Порядок деятельности Конституционного Собрания
Порядок деятельности Конституционного Собрания также должен быть урегулирован Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании" в соответствии со статьёй 135 Конституции Российской Федерации. Должен быть определен срок полномочий и деятельности, внутренняя структура, порядок организации работы Конституционного Собрания, порядок разработки проекта Конституции Российской Федерации, порядок принятия решения о принятии Конституции Российской Федерации, о вынесении её проекта на референдум. Должен быть решён вопрос о председательстве, причём председательствующим может быть или определённое должностное лицо (например, Президент Российской Федерации по аналогии с Конституционным Совещанием, или председатели палат Федерального Собрания, как в некоторых законопроектах), или Председатель, избираемый самим Конституционным Собранием. Некоторые вопросы деятельности Конституционного Собрания уже урегулированы статьёй 135 Конституции, статьёй 11 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (*). Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции Российской
*- Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921).
Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации (при этом не ясно, обязательны ли для Конституционного Собрания предложения, одобренные тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы). Проект Конституции Российской Федерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум) большинством от общего числа его членов. Непринятие Конституции Российской Федерации или решения о вынесении её проекта на референдум означает подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации.
3.3 Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции Российской Федерации
Конституционному Собранию принадлежит инициатива о проведении референдума Российской Федерации по вопросу о принятии новой Конституции Российской Федерации. В случае принятия Конституционным Собранием решения о вынесении проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум), проведение референдума по вопросу о принятии новой Конституции Российской Федерации является обязательным. Референдум проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения в палаты Федерального Собрания. Президент Российской Федерации направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и, в случае положительного решения, своим указом назначает референдум по проекту Конституции Российской Федерации, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трёх месяцев со дня опубликования указа. Проект Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной комиссией референдума (Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующей в качестве Центральной комиссии референдума) не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Центральная комиссия референдума подводит итоги всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской Федерации, она признаёт референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирателей (граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации) и признает новую Конституцию Российской Федерации принятой на референдуме Российской Федерации, если за неё в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании (при условии, что выборы состоялись и признаны действительными). Решение о принятии новой Конституции Российской Федерации опубликовывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и вступает в силу со дня опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен формулировкой вопроса.
IV.Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (далее - конституционные поправки) определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (*). Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в пункте 1.7. Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей (60 из 89) субъектов Российской Федерации.
Конституционные поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее - закон о поправке). Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, было установлено, что поправка к Конституции Российской Федерации по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должен приниматься в форме особого правового акта.
*- Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 15-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, № 10, ст.1146)
Под поправкой к Конституции Российской Федерации (конституционная поправка) понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3-8 Конституции Российской Федерации. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки.
4.1 Рассмотрение проекта закона Государственной Думой
Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трёх чтениях.
Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (300 депутатов). Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.
4.2 Рассмотрение проекта закона Советом Федерации
Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации).
Опубликование и направление в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации принятого закона. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.
Рассмотрение конституционных поправок законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение двух недель в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившее одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.
4.3 Учёт данных и подведение итогов рассмотрения закона
Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течении семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского судопроизводства мне не совсем ясен. Тем более, что конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция Российской Федерации и конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.
4.4 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки
Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения (а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения) направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и официально его публикует, с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение одного месяца со дня вступления в силу закона, вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликование с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу.
4.5 Практика рассмотрения конституционных поправок
За семь лет действия Конституции Российской Федерации к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не было принято ни одной поправки. Несколько проектов конституционных поправок были предметом рассмотрения палат Федерального Собрания, большинство из них затрагивали полномочия федеральных органов государственной власти. Три конституционные поправки (одна из них предусматривала дачу согласие Государственной Думы на утверждение Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и некоторых других членов Правительства Российской Федерации) приняты Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации. Эти поправки принимались до рассмотрения Конституционным Судом дела о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации в форме федеральных конституционных законов. Несколько проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации рассматривались Государственной Думой в 1998-99 годах, но не были ей одобрены.
4.6 Вынесение конституционных поправок на референдум
Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (*) предусматривает вынесение законопроектов на референдум Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, но из Федерального конституционного закона следует, что если на референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.
*- Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921)
V.Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации
5.1 Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации, такие изменения вносятся в упрощённом порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". При этом упрощённый порядок изменения распространяется только на часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, и только на изменения, следующие из изменения состава Российской Федерации или из переименования субъектов Российской Федерации, иные изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации могут быть внесены только путём принятия конституционных поправок.
Информация о работе Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации