Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:28, реферат
Объектом моего исследования является Конституция Российской Федерации, а предметом исследования – порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.
Передо мной стоит цель, с помощью каких порядков и методов принимаются поправки и дополнения в Конституцию Российской Федерации.
В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.
I.Введение…………………………………………………………………......4
II. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения……………………………………….………………………...….6
2.1 Жёсткость Конституции………………………………………...….6
2.2 Конституция 1978 года и Конституция 1993 года…………...…...8
2.3 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…...….9
2.4 Разграничение предметов ведения и полномочий…………...….10
2.5 Субъекты инициативы о конституционных поправках……...….10
2.6 Пересмотр Конституции…………………………………………...11
2.7 Конституционные поправки……………………………………….11
2.8 Изменения статьи 65 Конституции……………………………….12
III. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..13
3.1 Порядок формирования и статус Конституционного Собрания..13
3.2 Порядок деятельности Конституционного Собрания…………...14
3.3 Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции Российской Федерации………………………………...15
IV.Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации……………………………………………………….17
4.1 Рассмотрение проекта закона Государственной Думой………...18
4.2 Рассмотрение проекта закона Советом Федерации……………..18
4.3 Учёт данных и подведение итогов рассмотрения закона……….19
4.4 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки……………………...20
4.5 Практика рассмотрения конституционных поправок…………...20
4.6 Вынесение конституционных поправок на референдум………...21
V.Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..22
5.1 Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации………………………………………………...22
5.2 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации………………..22
5.3 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской
Федерации……………………………………………………………...24
VI.Заключение………...……………………………………………………...26
VIIБиблиографический список………...……………………………………27
5.2 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации
Часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации определяет состав Российской Федерации. В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. (*)
*- Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, № 7, ст.676
5.3 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации
Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу. Включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта). В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания) и от 10 февраля 1996 года (новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ (в соответствии со статьёй 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации). При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации") не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на мой взгляд, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона "О наименованиях географических объектов", то он может либо сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть принято только на пленарном заседании. (*)
*-Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. - М. Юрист, 1998.
VI.Заключение
Итак, Конституция Российской Федерации 1993 года относится к разряду "жестких" конституций. Особый, усложнённый порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции обеспечивает стабильность Конституции, предотвращает использования конституционных поправок в качестве средства политической борьбы. Для принятия конституционных поправок или необходимо согласие всех основных политических сил. Вместе с тем Конституция Российской Федерации дифференцировано подходит к изменению различных её положений: главы 1, 2, 9 не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, а положения статьи 65, определяющие состав Российской Федерации, наоборот, могут быть изменены в упрощённом порядке.
VII.Библиографический список
Информация о работе Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации