Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа
Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных унитарных предприятий
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- определить понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
Введение……………………………………………………………………..…...……..3
Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………………..……………….5
1.1. Возникновение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………….….……5
1.2. Понятие государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………………….….........8
1.3. Признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….11
1.4. Формы государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………………………….............................12
1.5. Прекращение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….16
Глава 2. Правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий.................................................................................................................19
1.1. Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий ………………………………………………………19
1.2. Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………………………….28
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственные
и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………
Глава 2. Правоспособность государственных
и муниципальных унитарных предприятий...................
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………
В настоящее время российское
государство поставлено перед необходимостью
решения новых проблем экономического
развития страны. Это означает поиск источников
внутренних резервов, и повышения эффективности
работы традиционных отраслей государственного
сектора, укрепления доверия партнеров.
Включение экономики РФ в мировой коммерческий
оборот и решение задач переустройства
экономики может иметь практическое для
других стран, которые стоят перед аналогичными
проблемами . Это позволит выявить конкретные
результаты экономических реформ и правового
регулирования экономических отношений,
участниками которых выступают государственные
унитарные предприятия, являющиеся активными
субъектами предпринимательской деятельности,
отражающие одновременно как частные,
так и публичные интересы государства.
Поэтому концепции создания эффективного
правового положения предприятий как
неотъемлемого института экономической
стабилизации в Российской Федерации,
представляется актуальной задачей. Конституция
Российской Федерации 1993 года, закрепила
положения о признании и защите частной,
государственной, муниципальной и форм
собственности. Гарантируется единство
экономического пространства, свобода
экономической деятельности.
Актуальность темы данной работы
обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, в нашей стране идет
утверждение новых гражданско-правовых
институтов, правовое и организационное
закрепление отношений по управлению
собственностью, которое свидетельствуют
о возрождении и развитии демократической
основы России;
Во-вторых, государственные
унитарные предприятия занимают прочное
место в экономической структуре государства
и обеспечивают ее -
потребности в наиболее значимой
продукции, имеющей стратегический и национальный
характер;
В-третьих, государственное
унитарное предприятие, собственником
имущества которого является государство
в лице Российской Федерации и субъектов
Федерации, вступает не только в гражданско-правовые,
но и административно-правовые, государственно-правовые
и трудовые отношения.
Объектом моего исследования
являются авторские работы, которые в
той или иной степени освещают государственные
и муниципальные предприятия как юридические
лица.
Предметом является механизм
осуществления деятельности государственных
и муниципальных унитарных предприятий.
Целью исследования является
закрепление и углубление знаний в области
Гражданского права, а также в изучении
юридических лиц в РФ и государственных
и муниципальных унитарных предприятий
Достижение этой цели предусматривает
следующие задачи:
- описание государственных
и муниципальных унитарных предприятий;
- определить понятие и
признаки государственного
Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
1.1.Возникновение
Унитарное предприятие может
быть реорганизовано по решению собственника
его имущества в порядке, предусмотренном
Гражданским кодексом Российско
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
В случае, если иное
не предусмотрено федеральным
законом, имущество унитарных
При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.
Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
Статья 30. Слияние унитарных предприятий1
1. Слиянием унитарных
предприятий признается
2. Собственник имущества
унитарного предприятия
3. При слиянии унитарных
предприятий права и
Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
1. Присоединением к унитарному
предприятию признается
2. Собственник имущества
унитарного предприятия
3. При присоединении одного
или нескольких унитарных
Статья 32. Разделение унитарного предприятия
1. Разделением унитарного
предприятия признается
2. Собственник имущества
унитарного предприятия
3. При разделении унитарного
предприятия его права и
Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
1. Выделением из унитарного
предприятия признается
2. Собственник имущества
унитарного предприятия
3. При выделении из
унитарного предприятия одного
или нескольких унитарных
Статья 34. Преобразование унитарного предприятия2
1. Унитарное предприятие
может быть преобразовано по
решению собственника его
2. Решением о преобразовании
унитарного предприятия в
Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.
3. Преобразование унитарного
предприятия не может являться
основанием для расторжения
1.2. Понятие государственного и муниципального унитарного предприятия.
Государственные и
муниципальные предприятия как особая
разновидность коммерческих организаций.
Специфика этих субъектов гражданского
права состоит в том, что их имущество
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления
(п. 1 ст. 113 ГК) 3. Поэтому они являются
единственным видом коммерческих юридических
лиц, которые имеют не право собственности
на принадлежащее им имущество, а вторичное
вещное право. Государственные и муниципальные
предприятия являются унитарными, а их
имущество неделимо и не может быть распределено
по вкладам. Таким образом, государственным
(муниципальным) предприятием называется
юридическое лицо, учрежденное государством
либо органом местного самоуправления
в предпринимательских целях или в целях
выпуска особо значимых товаров (производства
работ или оказания услуг), имущество которого
состоит в государственной (муниципальной)
собственности.
Учредительными документами
государственных и муниципальных предприятий
являются решение собственника (как правило,
его представителя в лице соответствующего
органа министерства государственного
имущества) и устав, утвержденный указанным
лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных
документах унитарных предприятий должны
быть определены предмет и цели деятельности
конкретного юридического лица.4 Это обусловлено тем,
что правоспособность государственных
и муниципальных предприятий, в отличие
от других коммерческих организаций, является
специальной. Поэтому государственные
и муниципальные предприятия не могут
осуществлять любые виды деятельности,
они должны заниматься только такими видами
хозяйствования, которые определены им
собственником в уставе. Однако это не
означает, что унитарные предприятия ограничены
в совершении различных сделок. Если иное
специально не установлено собственником
в уставе, они вправе совершать всякие
сделки, необходимые им для достижения
целей, предусмотренных в уставе. Так,
государственное предприятие вправе передать
с согласия собственника часть своего
имущества в аренду, если это не помешает
основному производству и позволит изыскать
дополнительные источники финансирования.
Тем не менее систематическая сдача своего
имущества в аренду явно выходит за рамки
специальной правоспособности унитарного
предприятия, ибо его цель – производство
продукции, а не услуги по предоставлению
вещей внаем.
Природа государственных
и муниципальных предприятий находит
свое выражение в их фирменном наименовании,
которое должно содержать указание собственника
их имущества. Другие средства индивидуализации
государственных и муниципальных предприятий
не отличаются от аналогичных средств
иных коммерческих организаций 2.
В отличие от других
предпринимательских юридических лиц,
органы управления государственных и
муниципальных предприятий, как правило,
носят единоличный характер. Возглавляет
предприятие руководитель (генеральный
директор, директор), который назначается
на должность и освобождается от должности
собственником либо уполномоченным собственником
органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК)5.
В настоящее время
правовое положение государственных и
муниципальных предприятий определяется
ГК, а также рядом специальных нормативных
актов, принятых по поводу отдельных разновидностей
этих юридических лиц. В соответствии
с п. 6 ст. 113 ГК должен быть принят специальный
закон, посвященный правовому статусу
унитарных предприятий.6
Информация о работе Возникновение и прекращение унитарных предприятий