Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:08, курсовая работа
Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных унитарных предприятий
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- определить понятие и признаки государственного унитарного предприятия.
Введение……………………………………………………………………..…...……..3
Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………………………………………………..……………….5
1.1. Возникновение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………….….……5
1.2. Понятие государственного и муниципального унитарного предприятия…………………………………………………………….….........8
1.3. Признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….11
1.4. Формы государственных и муниципальных унитарных предприятий………………………………………………….............................12
1.5. Прекращение государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………………….16
Глава 2. Правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий.................................................................................................................19
1.1. Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий ………………………………………………………19
1.2. Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………23
Заключение……………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………………………….28
1.3. Признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Признаки:
1) Не наделены правом
собственности. Имущество закрепляется
на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления.
2) имущество является
неделимым и не может быть разделено по
вкладам, паям и т.д.
3) в форме унитарных
предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные предприятия
4) вопросы о создании,
реорганизации, ликвидации, управлении
решаются государственными или муниципальными
органами
5) специальные требования
к учредительным документам
- фирменное наименование
должно указывать на собственника
- должны содержать
сведения об уставном капитале
- должен быть перечень
видов деятельности
6) управление осуществляется
на единоличных началах
1.4. Формы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Унитарное предприятие,
основанное на праве хозяйственного ведения.
Оно создается по решению уполномоченного
на то государственного органа (комитета
по управлению государственным имуществом)
или органа местного самоуправления (для
муниципальных предприятий) и существует
за счет самостоятельно извлеченной прибыли.
При этом собственник имущества предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, не отвечает по обязательствам
такого предприятия, за исключением случаев
субсидиарной ответственности по обязательствам
обанкротившегося вследствие его указаний
юридического лица .
Характер имущественной
обособленности рассматриваемого предприятия
определяется содержанием права хозяйственного
ведения в соответствии со ст. 295 ГК. 7Собственник имущества
унитарного предприятия имеет широкие
полномочия по вопросам его деятельности.
Он вправе:
а) принимать решение
о его создании, реорганизации и ликвидации;
б) определять содержание
его специальной правоспособности (предмет
и цели деятельности);
в) назначать на должность
и освобождать от должности руководителя
(директора) предприятия;
г) осуществлять контроль
за использованием по назначению и сохранностью
принадлежащего предприятию имущества.
Кроме того, собственник имеет право на
часть прибыли унитарного предприятия.
Сделки, которые унитарное предприятие
совершает со своим недвижимым имуществом,
требуют согласия собственника.
До государственной
регистрации унитарного предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, его собственник обязан полностью
оплатить уставный фонд. Следовательно,
поэтапное формирование уставного фонда
для унитарных предприятий, в отличие
от других коммерческих организаций, не
допускается. Минимальный размер уставного
фонда должен быть определен в законе
о государственных и муниципальных унитарных
предприятиях (ст. 114 ГК).8
Гарантией защиты интересов
кредиторов унитарного предприятия является
его уставный фонд. В случае снижения стоимости
чистых активов предприятия ниже размера
уставного фонда, зафиксированного в уставе,
представитель собственника, уполномоченный
создавать такие предприятия, обязан произвести
уменьшение уставного фонда до величины
чистых активов. При уменьшении уставного
фонда предприятие обязано письменно
уведомить об этом своих кредиторов. Для
такого предприятия наступают последствия,
аналогичные реорганизационным, т. е. его
кредиторы вправе потребовать прекращения
или досрочного исполнения обязательств,
должником по которым является предприятие,
и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п.
6 ст. 114 ГК).9
Если же стоимость
чистых активов унитарного предприятия
падает ниже минимального размера уставного
фонда, установленного в законе, предприятие
подлежит ликвидации.
Лишь применительно
к унитарным предприятиям, основанным
на праве хозяйственного ведения, в ГК
используется понятие дочернего предприятия.
Его не следует отождествлять с понятием
дочернего общества. Отличительные черты
дочернего предприятия таковы 4:
1. Единственным учредителем
дочернего унитарного предприятия может
быть только «материнское» унитарное
предприятие, основанное на праве хозяйственного
ведения.
2. Учредитель самостоятельно
утверждает устав дочернего предприятия.
Однако для передачи имущества в хозяйственное
ведение дочернего предприятия требуется
получить согласие собственника имущества
(п. 2 ст. 295 ГК).10
3. Учредитель назначает
на должность и освобождает от должности
руководителя дочернего предприятия.
4. Ответственность
учредителя по обязательствам дочернего
предприятия аналогична ответственности
собственника унитарного предприятия
по обязательствам последнего (п. 8 ст. 114
ГК).11
Унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного управления
(федеральное казенное предприятие). Правовое
положение унитарного предприятия, основанного
на праве оперативного управления (федерального
казенного предприятия), весьма специфично.
С одной стороны, казенное предприятие
создается для производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно,
осуществляет коммерческую деятельность.
С другой стороны, оно может осуществлять
свою хозяйственную деятельность за счет
бюджетных средств, выделенных федеральной
казной. Таким образом, правоспособность
казенного предприятия занимает промежуточное
положение между правоспособностью коммерческой
и некоммерческой организаций, т. е. такое
юридическое лицо может быть условно охарактеризовано
как «предпринимательское учреждение».
Унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления, создается
по особому решению Правительства Российской
Федерации на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности (п. 1 ст. 115
ГК).12 При этом устав казенного
предприятия является его учредительным
документом и утверждается Правительством
(п. 2 ст. 115 ГК).13
Источниками формирования
материальной базы казенного завода являются:
1) имущество, переданное ему по решению
Правительства Российской Федерации для
ведения основных видов деятельности;
2) денежные и иные средства, полученные
от реализации продукции (работ, услуг)
предприятия; 3) средства, выделенные из
федерального бюджета или внебюджетных
фондов. В уставе казенного предприятия
определяются: – обязательная отчетность
казенного предприятия по установленным
формам;
– персональная ответственность
руководителя казенного завода за результаты
хозяйственной деятельности;
– обязанность использования
федеральных средств по целевому назначению;
– виды деятельности
и порядок распределения прибыли. Кроме
того, в уставе и других документах фиксируется
фирменное наименование предприятия с
обязательным указанием на его казенный
характер.
1.5. Прекращение государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации.14
Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят функции и права органов ликвидируемого предприятия. 15Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия. В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц. Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:
письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.
Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов.
Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ16. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов.
Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ17 дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным(банкротом).18
Составленные ликвидационной комиссией промежуточный и окончательный ликвидационные балансы представляются на утверждение Минимуществу России и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия:
осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 65 ГК РФ;19
направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет другие юридические действия в строгом соответствии сост. 61-64 ГК РФ.20
Глава 2. Правоспособность государственных и муниципальных унитарных предприятий.
1.1.Особенности правового положения государственных и муниципальных предприятий
Правовое положение
государственных и муниципальных унитарных
предприятий определяется Гражданским
Кодексом РФ (ст. 113-115)21 и законом о государственных
и муниципальных унитарных предприятиях.22
Унитарным предприятием
признается коммерческая организация,
не наделенная правом собственности на
закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является
неделимым и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия.
В учредительных документах
унитарного предприятия должны определяться
его наименование, место нахождения, порядок
управления его деятельностью. Фирменное
наименование унитарного предприятия
должно содержать указание на собственника
его имущества. Кроме того устав унитарного
предприятия должен содержать сведения
о предмете и целях деятельности предприятия,
а также о размере уставного фонда предприятия,
порядке и источниках его формирования.
В форме унитарных
предприятий могут быть созданы только
государственные и муниципальные предприятия.
Имущество государственного
или муниципального унитарного предприятия
находится соответственно в государственной
или муниципальной собственности и принадлежит
такому предприятию на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления.
Органом унитарного
предприятия является руководитель, который
назначается собственником либо уполномоченным
собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие
отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом. Унитарное
предприятие не несет ответственности
по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда
предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, не может быть менее суммы, определенной
законом о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях. До государственной
регистрации предприятия, основанного
на праве хозяйственного ведения, уставный
фонд предприятия должен быть полностью
оплачен собственником.
Если по окончании
финансового года стоимость чистых активов
предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, окажется меньше размера уставного
фонда, орган, уполномоченный создавать
такие предприятия, обязан произвести
в установленном порядке уменьшение уставного
фонда. Если стоимость чистых активов
становится меньше размера, определенного
законом, предприятие может быть ликвидировано
по решению суда.
В случае принятия
решения об уменьшении уставного фонда
предприятие обязано письменно уведомить
об этом своих кредиторов. Кредитор предприятия
вправе потребовать прекращения или досрочного
исполнения обязательства, должником
по которому является это предприятие,
и возмещения убытков.
Закон о государственных
и муниципальных предприятиях определяет
источники формирования имущественной
основы деятельности унитарного предприятия.
Его имущество формируется за счет: имущества,
закрепленного за унитарным предприятием
на праве хозяйственного ведения или на
праве - оперативного управления
собственником этого имущества; доходов
унитарного предприятия от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству
источников.
Право на имущество,
закрепляемое за унитарным предприятием
на праве хозяйственного ведения или на
праве оперативного управления собственником
имущества, возникает с момента его передачи
унитарному предприятию, если иное не
предусмотрено федеральным законом или
не установлено решением собственника
о передаче имущества.
Особенности осуществления
права хозяйственного ведения и права
оперативного управления в отношении
недвижимого имущества, находящегося
за пределами Российской Федерации и являющегося
федеральной собственностью, а также ценных
бумаг, долей, паев в находящихся за пределами
Российской Федерации юридических лицах
устанавливаются Правительством РФ.
В отличие от хозяйственных
обществ и товариществ в государственных
и муниципальных предприятиях создается
уставный фонд, которым определяется минимальный
размер имущества, гарантирующего интересы
кредиторов предприятия.
Он может формироваться
за счет денег, а также ценных бумаг, других
вещей, имущественных прав и иных прав,
имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда
государственного или муниципального
предприятия определяется в рублях.
Размер уставного фонда
государственного предприятия должен
составлять не менее чем пять тысяч минимальных
размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату государственной
регистрации предприятия, а муниципального
предприятия - не менее чем одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату государственной
регистрации муниципального предприятия.
Федеральными законами
или иными нормативными правовыми актами
могут быть определены виды имущества,
за счет которого не может -
формироваться уставный
фонд государственного или муниципального
предприятия.
В казенном предприятии
уставный фонд не формируется.
Уставный фонд государственного
или муниципального предприятия должен
быть полностью сформирован собственником
его имущества в течение трех месяцев
с момента государственной регистрации
предприятия. Он считается сформированным
с момента зачисления соответствующих
денежных сумм на открываемый в этих целях
банковский счет и (или) передачи в установленном
порядке государственному или муниципальному
предприятию иного имущества, закрепляемого
за ним на праве хозяйственного ведения,
в полном объеме.
Собственник имущества
государственного или муниципального
предприятия вправе, а в предусмотренных
законом случаях обязан уменьшить уставный
фонд предприятия.
1.2.Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Актуальность совершенствования
законодательного регулирования государственных
и муниципальных предприятий обусловлена
теми важными функциями, которые они призваны
выполнять: в ст. 7 Конституции РФ23 говорится, что Российская
Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Одним
из правовых средств, с помощью которого
возможно осуществление этой политики,
и служат названные предприятия.
В связи с этим следует
констатировать, что Законом о предприятиях
предусмотрен ограниченный круг оснований
для создания унитарных предприятий. 24
К ним относятся:
- необходимость использования
в рамках предпринимательства государственного
имущества, приватизация которого запрещена
в нормативном порядке, в том числе имущества,
которое требуется для обеспечения безопасности
Российской Федерации;
- решение таких социальных
задач, как, например, реализация определенных
товаров и услуг по минимальным ценам,
а также организация и проведение закупочных
и товарных интервенций в интересах продовольственной
безопасности государства;
- выполнение деятельности,
предусмотренной федеральными законами
исключительно для унитарных предприятий;
- потребность в научных
и научно-технических разработках в отраслях,
связанных с обеспечением безопасности
государства;
- необходимость в создании
и производстве отдельных видов продукции,
находящейся в сфере интересов России
с точки зрения безопасности государства;
-выпуск продукции,
изъятой из оборота или ограниченно оборота
способной.
Сравнение данных положений
Закона о предприятиях с нормами ранее
действовавшего Постановления Правительства
РФ от 20 января 2012 г. N 2639 "О федеральных
государственных унитарных предприятиях,
основанных на праве хозяйственного ведения"
показывает, что перечень оснований для
создания унитарных предприятий практически
не изменился25. В то же время государственные
или муниципальные унитарные предприятия
теперь не могут быть созданы для осуществления
отдельных дотируемых видов деятельности
или ведения убыточных производств. Для
такой деятельности могут создаваться
только казенные предприятия. Кроме того,
казенное предприятие теперь может быть
создано еще и в случае, если преобладающая
часть производимой продукции предназначена
для федеральных государственных нужд,
нужд субъекта Российской Федерации или
муниципального образования. Другие случаи
создания казенного предприятия, по существу,
не изменились.
Унитарные предприятия
являются единственным видом коммерческих
организаций, имеющих не общую, а специальную
(целевую, уставную) правоспособность.
Объем правоспособности определяют учредители
предприятия в его уставе, исходя из целей,
для которых предприятие создается. Соответственно
унитарное предприятие в своей деятельности
должно решать именно те задачи, которые
поставили перед ним учредители, утверждая
устав, и осуществлять предусмотренные
уставом виды деятельности. Наличие у
унитарного предприятия целевой правоспособности
означает, что никакие его действия, в
том числе совершаемые сделки, не должны
привести к созданию условий, при которых
реализация им функций, установленных
собственником, будет затруднена либо
невозможна. В этой связи формулировки
в уставе унитарного предприятия о том,
что предприятие "вправе осуществлять
любые виды деятельности, не запрещенные
законом", не соответствуют действующему
законодательству и подлежат исключению
из текстов уставов.
На основании изложенного
можно утверждать, что государственные
предприятия, несмотря на их очевидную
полезность и необходимость для экономики,
находятся в правовом поле, не свободном
от неблагоприятных для них элементов.
Это обстоятельство ставит на повестку
дня вопрос о совершенствовании законодательства
о таких предприятиях, имея в виду расширение
их прав и ликвидацию неоправданных бюрократических
процедур, препятствующих нормальной
работе.
Экономическая стабильность
страны определяется комплексом факторов.
Важнейшее место среди них принадлежит
эффективному управлению государственными
предприятиями, которые занимают важное
место в экономической структуре государства,
обеспечивают государственные потребности
в наиболее значимой продукции государства, или служат своего
рода стабилизирующей силой экономики.
Этим объясняется постоянный теоретический
и практический интерес к вопросу правового
положения унитарных предприятий. В последние
годы заметно менялось их правовое положение.
Но при этом можно было убедиться в пагубности
недооценки госсектора отечественной
экономики. Ныне отношение к нему медленно
меняется в лучшую сторону.
Правовое положение
государственных унитарных предприятий,
которые являются представителями интересов
государства и общества, определяет их
связи, режим деятельности с учетом интересов
государства в экономике. Государство
выступает в качестве субъекта различных
правоотношений; как государственно-властная
структура в публично-правовых отношениях.
Оно координирует и контролирует деятельность
госпредприятий, в качестве собственника
может участвовать благодаря своим предприятиям
в экономических, частно-правовых процессах
— производстве, обороте и т.д. Государственные
унитарные предприятия являются средством,
обеспечивающим этот процесс. Таким образом,
в экономике, участниками которой являются
и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение
элементов частного и публичного права.
Следовательно, законодательство об унитарных
предприятиях нуждается в совершенствовании
и с этих позиций. Мало определить положение
предприятий как унитарных юридических
лиц - не собственников. Важно «состыковать»
нормы разных отраслей права, регулирующих
не только их организационно-правовую
форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность
в новых экономических условиях.
При этом законодательство,
как федеральное, так и субъектов Федерации,
по вопросам деятельности государственных
унитарных предприятий должно регламентировать
наиболее важные его институты, оставляя
достаточно простора для нормотворческой
инициативы непосредственно предприятиям
в целях наиболее полного учета мнения
трудового коллектива.
Список используемой литературы
Нормативно правовые акты:
Информация о работе Возникновение и прекращение унитарных предприятий