Возникновение и развитие унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических положений учения об унитарных предприятиях, а также совершенствование гражданско-правового регулирования их деятельности.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения комплекса исследовательских задач:
- аналитического осмысления понятия " унитарное предприятие";
- определения места унитарных предприятий в системе субъектов гражданского права, выявления их особенностей, исследования различных подходов в определении данного вида юридического лица;
- определения специфики гражданской правосубъектности унитарного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Возникновение и развитие унитарных предприятий
1.2 Понятие, виды и правовое положение унитарных предприятий
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Создание унитарных предприятий
2.2 Прекращение деятельности унитарных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

3. Согласовать наименование  унитарного предприятия. До подачи  документов в регистрирующий  орган учредителю необходимо  согласовать наименование унитарного  предприятия. Эта процедура регулируется  Положением о порядке согласования  наименований коммерческих и  некоммерческих организаций, утвержденным  Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от  5 февраля  2009 № 154 [11], и конкретизируется  Постановлением Министерства юстиции  «О согласовании наименований  юридических лиц» от 5 марта 2009 № 20 [9].

Согласование наименования юридического лица – процедура, которую  необходимо пройти до предоставления документов для государственной  регистрации предприятия в Республике Беларусь. Согласование наименования производит регистрирующий орган по месту нахождения организации. Перед  обращением за согласованием официального наименования создаваемой организации необходимо подобрать несколько вариантов фирменного наименования и расположить их в порядке приоритета.

4. Формирование уставного  фонда (далее − УФ). Требование  о соблюдении минимальных размеров  УФ отменено. Таким образом, учредитель  может определить любой размер  УФ. Однако вряд ли целесообразно  формировать его в совсем уж  небольшом размере, поскольку  после регистрации вновь созданная  организация сталкивается с хозяйственными  вопросами, для которых необходимы  денежные средства.

При формировании УФ за счет денег учредителю необходимо открыть  в одном из банков Беларуси временный  счет, на который будут вноситься  денежные вклады (согласно Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной Постановлением Правления Национального банка от 20 июня 2007 № 127) [8]. После регистрации данный счет закрывается и открывается расчетный счет.

5. Получить гарантийное  письмо или составить предварительный  договор применительно к юридическому  адресу. Наличие гарантийного письма  не обязательно. Выдача данного  гарантийного письма для оформления  юридического адреса гарантирует  право на заключение в последующем  договора аренды. Для обеспечения  собственной безопасности целесообразнее  получить у арендодателя гарантийное  письмо, иначе его можно назвать  предварительный договор.

После совершения вышеперечисленных  действий, происходит непосредственно  сама государственная регистрация.

Унитарное предприятие регистрируются по месту их нахождения. Согласно п. 2 ст. 50 ГК Республики Беларусь место  нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Полномочиями по государственной  регистрации наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский  горисполкомы. При этом облисполкомы делегировали часть полномочий гор- и райисполкомам (в Минске — администрациям районов).

В связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, для государственной регистрации  необходимо подать всего 3 документа  в отличие от 6, которые необходимо было предоставлять ранее:

1) заявление установленной  формы. (п. 18 Положения о регистрации).

2) устав в 2 экземплярах  без нотариального засвидетельствования  и его электронная копия (в  формате .doc или .rtf). Положение о регистрации не требует заверять устав нотариально.

3) оригинал либо копия  платежного документа, подтверждающего  уплату госпошлины в размере 5 БВ.

Если учредитель − физическое лицо, для регистрации организации  в Беларуси необходимо предоставить копию документа, удостоверяющего  личность (паспорт, вид на жительство).

Если учредитель − юридическое  лицо, для регистрации организации  в Беларуси необходимо предоставить следующие документы:

   1.    Копия устава − для резидентов Республики Беларусь.

   2.    Выписка из торгового реестра (оригинал) – для нерезидентов Республики Беларусь. Выписка должна быть легализована в установленном порядке (должен быть апостиль).

   3.    Копия паспорта руководителя.

   4.    Сведения о представителе, выступающем от имени юридического лица при создании организации (копия паспорта, контактный телефон). Нотариально заверенная доверенность на представителя.

   5.    Сведения о номере протокола, в котором будет отражено намерение выступить учредителем создаваемого в Республике Беларусь (РБ) предприятия.

Данный перечень является исчерпывающим. Требовать иные документы  для государственной регистрации  унитарных предприятий запрещено.

Сотрудник регистрирующего  органа, приняв документы, в этот же день обязан:

1) поставить на уставе  унитарного предприятия штамп,  свидетельствующий о проведении  государственной регистрации. Один  экземпляр со штампом, возвращается  унитарному предприятию, 

2) внести в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей (ЕГР)  запись о государственной регистрации  унитарного предприятия.

Хозяйственное общество считается  зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР.

3) представить в Минюст  необходимые сведения об унитарном предприятия для включения их в ЕГР.

Не позднее следующего рабочего дня государственный орган  обязан выдать свидетельство о государственной  регистрации. В течение 5 рабочих  дней − документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах  государственной статистики, Фонде  социальной защите населения, Белгосстрахе.

Унитарное предприятие должно изготовить печать, для чего необходимо обратиться в штемпельно-граверные  организации. Специальные разрешения на изготовление печатей (штампов) не требуется.

 

2.2 Прекращение деятельности унитарных предприятий

 

Прекращение деятельности юридического лица может  осуществляться путем  его реорганизации и ликвидации.

Статьей 57 Гражданского кодекса  установлено, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам, если иное не предусмотрено  законодательными актами. При этом юридическое лицо может быть ликвидировано  по решению его учредителей, либо по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Отметим, что в соответствии с п. 8 ст. 59 ГК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо – прекратившим существование - с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ликвидация унитарного предприятия  регулируется Декретом Президента № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования», которым была упрошена процедура  ликвидации (п. 26).

Процесс ликвидации унитарного предприятия следующий.

Во-первых, необходимо подать заявление о ликвидации. При этом устанавливается жесткий 30-дневный  срок представления уполномоченными  органами информации о задолженности  субъектов хозяйствования перед  бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет  представлена, унитарное предприятие  ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги.

Регистрирующий орган  должен направить в налоговый  орган уведомление о начале процедуры  ликвидации юридического лица не позднее  рабочего дня, следующего за днем представления  документов ликвидационной комиссией (абз. 3 п. 8 Положения о ликвидации).

Налоговый орган в течение  тридцати рабочих дней со дня получения  указанного уведомления, предоставляет в регистрирующий орган представляются справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым им платежам (п. 9 Положения о ликвидации).

Стоит обратить внимание, что  в соответствии с ч. 2 п. 15 Положения  о ликвидации при наличии у  субъекта хозяйствования непогашенной задолженности, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, а  также при несдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления им документов, подтверждающих погашение такой задолженности и выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.

Таким образом, задолженность  перед налоговым органом является препятствием к завершению процедуры  ликвидации.

В то же время в действующем  Положении о ликвидации (абз. 3 ч. 1 п. 15) закреплена презумпция того, что если налоговым органом не представлена справка о наличии задолженности, то задолженности по соответствующим платежам не существует и исключение из ЕГР возможно. 

Регистрирующий орган  должен направить в ФСЗН, уведомление  о начале процедуры ликвидации юридического лица не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов ликвидационной комиссией (абз. 3 п. 8 Положения о ликвидации).

Стоит обратить внимание, что  письменное уведомление ФСЗН о принятом решении о ликвидации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения является также обязанностью ликвидируемого юридического лица (п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утв. Указом  Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40).

ФСЗН в течение тридцати рабочих дней со дня получения  указанного уведомления, предоставляет в регистрирующий орган представляются справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед данным Фондом (п. 9 Положения о ликвидации).

При наличии задолженности  перед ФСЗН, исключение юридического лица из ЕГР невозможно. Если на момент исключения из ЕГР от ФСЗН не получена справка о наличии (отсутствии) задолженности, то это не является препятствием для  такого исключения.

Регистрирующий орган  должен направить в органы Белгосстрах, уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов ликвидационной комиссией (абз. 3 п. 8 Положения о ликвидации).

В соответствии с п. 18 Положение  о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном  страховом предприятии "Белгосстрах" страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.10.2003 № 1294 в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации делает отметку в регистрационном деле страхователя о начале процедуры ликвидации унитарного предприятия.

Страховщик в течение  тридцати рабочих дней со дня получения  указанного уведомления, проводит проверку страхователя и представляет в регистрирующий орган справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Аналогичная обязанность возложена на Белгосстрах и в п. 9 Положения о ликвидации.

Как в случае и с платежами  в ФСЗН, налоговыми обязательствами, при наличии задолженности ликвидируемого юридического лица по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний исключение из ЕГР невозможно. В то же время, если Белгосстрах не представил на момент исключения из ЕГР соответствующую справку, предполагается, что задолженность отсутствует и юридическое лицо может быть исключено из ЕГР.

Регистрирующий орган  должен направить в таможенный орган  уведомление о начале процедуры  ликвидации юридического лица не позднее  рабочего дня, следующего за днем представления  документов ликвидационной комиссией (абз. 3 п. 8 Положения о ликвидации).

Таможенный орган в  течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления, предоставляет в регистрирующий орган представляются справку о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым им платежам (п. 9 Положения о ликвидации).

Последствия наличия задолженности  у ликвидируемого юридического лица и непредставления справки таможенным органом на момент исключения из ЕГР  полностью совпадают с вышеперечисленными последствиями.

Информация о работе Возникновение и развитие унитарных предприятий