Госрегулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):
Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".
Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Содержание

1.Кейнсианская модель регулирования 2
2. Человеческий фактор в инновационных процессах 5
3. Государство и естественные монополии 11
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

гос регулирование.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

 

Заочный факультет

Кафедра: Экономика и управление на предприятии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Государственное регулирование»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭУТз сп 10Z1

Рафалович Т.А.

Проверил: Глухова З.В.

 

 

Омск – 2012

Содержание

 

1.Кейнсианская модель регулирования 2

2. Человеческий фактор в инновационных процессах 5

3. Государство и естественные монополии 11

Список литературы 15

 

1.Кейнсианская модель  регулирования

 

Анализируя  экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс  попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его  основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):

  1. Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".
  2. Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Стимулирование  активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных  расходов (с их мультипликативным  эффектом) и перераспределения национального  дохода через повышение налогов  для наиболее обеспеченных слоев  населения. Путем повышения государственных  расходов оказалось возможным повернуть  ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль  предпринимателям. Доказывалась необходимость  бюджетного финансирования (даже с  возможным дефицитом), перевода в  собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального  хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.

Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;
  • выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";
  • первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

Кейнсианский  подход доминировал в экономической  политике и после второй мировой  войны: восстановление разрушенного хозяйства, его перестройка и реконструкция  проходили при регулирующей деятельности государства и в Западной Европе, и в Японии, и на Тайване, и в  Южной Корее. В европейских странах  были национализированы многие ключевые отрасли промышленности, а во Франции  и многие банки. Во многом даже независимо от того, какие партии стояли у власти, в странах Западной Европы были проведены  крупные реформы социального  страхования и социального обеспечения, медицинского обслуживания, образования. Сформировалось так называемое "государство  благосостояния" ("welfare state"), в  котором наращивание непроизводительных, социальных расходов диктуется вроде  бы лишь требованиями равенства и  справедливости. Однако в экономике  весьма нередки случаи, когда следование правительства моральным нормам как раз в наибольшей степени  гарантирует и экономическую  целесообразность. Господствовавший до 1913 г. тезис о существовании верхних  границ налогообложения "вышел из моды", в результате чего реальный уровень налоговой нагрузки на экономику  возрос с 10% ВВП до 40% и выше. И казалось, что в условиях индустриальной революции, резкого роста ВВП, повышения  способности государства контролировать финансовые потоки тенденция роста  налоговой нагрузки - вполне закономерное явление.

Вплоть  до конца 70-х г.г. правительства ведущих  стран основывали свою экономическую  политику на кейнсианских мерах стимулирования производства (прежде всего на концепции  дефицитного бюджетного финансирования). В результате этого в период с 1948 до 1970 гг. в индустриально развитых странах отсутствовали глубокие спады, массовая безработица, рекордными темпами происходил экономический  рост. Это был триумф кейнсианства. Господствовал тезис о том, что  отныне капитализм будет процветать при направляющей роли государства  без кризисов, без массовой безработицы.

Однако  этим надеждам не суждено было сбыться. С 70-х гг. немало работ в мировой  науке было посвящено вопросу: почему бум кейнсианства прекратился, и  почему контратака чикагской школы  обратила в бегство сторонников  Кейнса? На этот счет были выдвинуты  несколько причин. Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась  приемлемой лишь в условиях бурно  развивающейся экономики, в которой  высокими темпами повышалась производительность труда. В этих благоприятных условиях широкомасштабное перераспределение  национального дохода могло осуществляться без значительного ущерба накоплению капитала. Между тем в 70-е г.г. произошло  резкое ухудшение условий воспроизводства  в мировой экономике - прежде всего "нефтяной шок". Полная занятость  приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило  импульсом к инфляции, сдержать которую  кейнсианскими рецептами оказалось  невозможно. Предпринимавшиеся попытки  взбодрить экономику средствами дефицитного финансирования и кредитной  экспансии привели лишь к перерастанию ползучей инфляции в хроническую  галопирующую. В этих условиях все  более напрашивалось такое вмешательство  государства в экономику, которое  повышало бы предложение производственных ресурсов, а не спрос на них. Кроме  того, в простейшей кейнсианской модели представлена дилемма: либо инфляция, либо безработица, и их одновременное  увеличение представлялось невозможным. Однако в 70-е г.г. случилось именно это, и стагфляция стала главной  макроэкономической проблемой на целое  десятилетие. Наконец, кейнсианская модель государственного регулирования не вполне вписывается в требования, диктуемые открытостью национальной экономики (ее эффективность была выше при относительно слабой взаимозависимости различных стран), а также развертыванием научно-технической революции. Не секрет, что для успешного освоения достижений НТР требуются усиление гибкости, большая свобода предпринимательства. Изъятие же значительной части доходов через налоговую систему и бюрократизация системы централизованного регулирования стали мощным тормозом на пути необходимых структурных преобразований и технического прогресса. К началу 80-х гг. экономика наиболее развитых стран, быстро наращивающих социальные расходы, начала постепенно "упираться" в объективно существующие в любом обществе верхние границы налогообложения. В этих странах в мирное время в крупных масштабах возник устойчивый бюджетный дефицит, свидетельствующий о кризисе государственных финансов. Причем данный кризис носил наиболее острый характер в странах с наибольшей долей налоговых изъятий (особенно в Швеции).

Ослаблению  налогового пресса во многом способствовало и то обстоятельство, что из памяти народов в значительной степени  ушла Великая депрессия. Теории, провозглашавшие  идею автоматически саморегулирующегося  хозяйства, в которых безработица  расценивалась как "предпочтение отдыха работе", стали популярны  среди правых политических кругов. К этому добавлялся и негативный эффект перераспределения доходов  через налоговую систему и  систему трансфертных платежей, выражающийся в росте теневой экономики, ухудшении  налоговой дисциплины и т.д. Быстро росло количество материально обеспеченных людей, имевших автомобили, дом и  желание платить поменьше налогов. Социальная пирамида перевернулась: бедные остались в меньшинстве, в то время  как затраты на социальное и медицинское  обеспечение росли, создавая политическое лобби для урезания социальных расходов.

Таким образом, к началу 80-х гг. многие высокоразвитые индустриальные страны мира подошли  к верхнему пределу, за которым наращивание  налогового бремени оказалось либо невозможным с социально-политической точки зрения (в силу растущего  сопротивления налогоплательщиков), либо абсолютно непродуктивным ввиду  расширения теневой экономики. И  разразившийся мировой экономический  кризис 1979-1982 г.г. стал не просто циклическим  кризисом, но и кризисом кейнсианской модели государственного регулирования, ее авторитет резко упал как в  теоретическом, так и в практическом отношении. На смену ей пришла неоконсервативная  модель.

 

 

2. Человеческий фактор  в инновационных процессах

 

Трудовые  ресурсы, выступая в качестве субъективного  фактора производства, представляет собой совокупность физических и  умственных способностей человека, его  способностей к труду.

Качество  трудовых ресурсов:

    • проявляется в производительной силе труда и определяется временем на обучение и формирование работника;
    • отражает общий образовательный уровень, уровень профессиональных знаний и навыков, длительность и условия работы по специальности;
    • обусловлено общим уровнем культуры и интеллектуальных способностей работника, системой ценностей, морально-нравственными и волевыми качествами, гражданской активностью и другими социально приобретенными свойствами.

Последние из приведенных свойств личности проявляются в любом виде деятельности, в том числе и в процессе получения профессиональных знаний и навыков.

Большое значение в процессах управления персоналом придается оценке и использованию  качественных характеристик специалистов и руководителей:

    • потребностей и способностей к творчеству;
    • предприимчивости;
    • умению работать в команде;
    • потенциальных возможностей развития;
    • нравственной надежности и т.д.

Широко  применяются различные методы мотивации  работников и создание атмосферы  работы, способствующей творчеству.

Подчеркивать  уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения  высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере; уважать права человека; поддерживать открытые и доверительные  отношения и уважение работников друг к другу; нести ответственность  за обучение и повышение квалификации персонала. Поощрять инициативу каждого, направляя и одновременно обеспечивая  свободную творческую деятельность; поощрять принятие на себя ответственности  в сложных ситуациях.

Предоставлять возможность каждому для реализации индивидуальных способностей; правильно  осуществлять расстановку кадров; повышать ответственность руководителей  за развитие трудового потенциала подчиненных.

Предоставлять всем равные возможности для справедливой оплаты за хорошо выполненную работу; оценивать результаты производственной деятельности по достижению поставленных целей.

В настоящее время создание инноваций  представляет собой массовое явление - создается «индустрия изобретений». Хотя при этом каждое нововведение является уникальным и представляет собой результат сугубо индивидуального творческого процесса.

Развитие  «индустрии изобретений» требует серьезного ресурсного обеспечения. Для разработки и выведения на рынок нового продукта требуются научные, проектно-конструкторские, технологические, маркетинговые и  другие подразделения. Требования современного рынка к качеству и представлению  новой продукции очень высоки и их успех обеспечивается применением  разнообразных знаний. Поэтому создание нового продукта - это коллективный результат работы разных специалистов.

В силу этого углубляется разделение труда между индивидуальными  изобретателями и коллективами промышленных предприятий, создающих нововведения. Безусловно, значение изобретателей и ученых, как генераторов новых идей, остается главным и исходным импульсом появления инноваций.

Особенностью  инновационных компаний является бережное отношение к творческим личностям.

Следует выделить особую категорию людей, увлеченных своим делом, энтузиастов.

Если  проанализировать деятельность, связанную  с разработкой и освоением  производства нового продукта, то можно  выделить пять активных рабочих ролей, или ключевых функций, которые имеют  решающее значение для успеха. Отсутствие исполнения одной или нескольких функций приводит к тому, что организация  становится неспособной эффективно осуществлять изменения.

Информация о работе Госрегулирование