Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:29, контрольная работа
Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):
Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".
Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.
1.Кейнсианская модель регулирования 2
2. Человеческий фактор в инновационных процессах 5
3. Государство и естественные монополии 11
Список литературы 15
Таблица 1. Ключевые функции, определяющие успешность инновационного процесса
Ключевые функции |
Содержание |
Последствия неадекватного выполнения функций |
Генерация идей |
Анализ и синтез информации о рынках, технологиях, подходах или процессах обусловливают рождение идеи нового технологического подхода или процесса или подсказывают решение сложной технической проблемы. Информация может быть официальной или неофициальной |
В организации не думают о новых путях и методах решения, т.е. отсутствует импульс к изменению. |
Предпринимательство, или «борьба за идею» |
Уяснение, предложение, продвижение и демонстрация новой технической идеи для официального утверждения |
У работников не хватает активности в пропаганде новых идей, как своих, так и чужих. Неисследованные идеи лежат мертвым грузом, редко доходят до менеджера и не используются. |
Руководство проектом |
Планирование и координация |
Сроки проекта не выполняются. У работников отсутствует понимание конечной цели. Смежные звенья, призванные обеспечить работу проектной группы, отказываются выполнять свои обязанности. |
Информационный контроль |
Сбор и доведение до сведения проектной группы информации о важных изменениях внутренней и внешней обстановки |
Несвоевременное доведение до работников
информации об изменениях на рынке, в
технологиях, государственном |
Поддержка и инструктаж работников проекта |
Общее руководство и наставление менее опытных работников, разъяснение их функций. Скрытая поддержка участников проекта. Защита проекта и «выколачивание» ресурсов |
Руководители тратят много времени на оправдание своих действий. Работники не знают, как справиться с бюрократическими препонами |
Перечисленные ключевые функции:
Во
всех инновационных организаций
существуют и функции, далекие от
новаторства. Для того чтобы продвигалась
инновационная разработка, необходима
и рутинная работа по решению различных
технических задач. И хотя эта
деятельность требует профессиональной
подготовки и компетентности, тем
не менее для специалиста она
обыденна. Многие сотрудники в инновационных
организациях, даже реализующие ключевые
функции, выполняют значительный объем
работ по решению рутинных технических
задач. По оценкам, 70-80% всей технической
работы приходится именно на решение
рутинных вопросов, и именно они
указываются в должностных
Однако
часто ключевые функции, которые
являются основополагающими в реализации
инновационного процесса, на практике
превращаются в неформальные функции.
Они не укладываются в схему административной
или научно-технической
Значение отдельных функций меняется в зависимости от стадии развития проекта: на одном этапе функция может иметь главенствующую роль, а на других - менее значимую. Например, как только проект утвержден, на первый план выходит функция руководства.
Отсутствие действий по реализации какой-либо функции в период ее наибольшей важности является серьезнейшим недостатком, независимо от того, осуществлялась ли она на предыдущих стадиях. С другой стороны, вовлечение в проект исполнителя одной из ключевых функций в момент, когда ее выполнение не требуется, вызывает у исполнителя чувство досады и охлаждение энтузиазма, что снижает эффективность работы группы в целом.
Было замечено, что в результате кадровых перестановок, связанных с программой повышения квалификации, проект зачастую лишается исполнителей ключевых функций в самый критический момент. Таким образом, кадровые замены осуществляются на основе технической и профессиональной подготовки, а не на основе оценки способности реализовать ключевые роли, что негативно сказывается на реализации инноваций.
Анализ
нескольких тысяч личных характеристик
научно-исследовательских и
Таблица 2. Личные качества работника, способствующие выполнению ключевых функций в инновационном процессе
Ключевые функции |
Личные качества |
Рабочая деятельность |
Генерация идей |
Специалист в одной или двух областях, склонен к концептуальному мышлению. Тяготеет к неординарным методам. Охотно и увлеченно работает в одиночку. Нуждается во внимании и поощрении. |
Генерирует идеи и проверяет их обоснованность. Успешно решает проблемы. Ищет и находит новые методы. Стремится к новым достижениям |
Предпринимательство или отстаивание идеи |
Явные практические наклонности. Широкий и разносторонний руг интересов и видов деятельности. Решителен и энергичен; открыт в своих устремлениях, эмоционален. Поглощен стремлением достичь цели и реже задумывается над тем, как это сделать |
Пропагандирует новые идеи и настойчиво их отстаивает. Добивается выделения средств. Идет на риск |
Руководство проектом |
Самостоятельно принимает |
Обеспечивает руководство |
Информационный контроль |
Обладает высокой компетенцией в технической области. Коммуникабелен: прост и доступен в общении. Охотно вступает в контакт для оказания помощи. |
Постоянно следит за событиями в своей профессиональной области (изучение специализированных журналов, участие в работе конференций, развитие контактов с коллегами и представителями других компаний, в т.ч.торговых фирм. Делится информацией с коллегами. Служит источником информации для сотрудников. Обеспечивает координацию на неофициальном уровне |
Поддержка и инструктаж |
Имеет опыт в разработке новых идей. Солидный стаж предпринимательской или руководящей работы. Охотно выслушивает коллег и старается помочь. Достаточно объективен в оценках |
Помогает раскрыть способности других. Оказывает моральную поддержку, дает советы, служит консультантом для проектной группы и ее руководителя. Обеспечивает влиятельную поддержку проекта. Ограждает проектную группу от излишних организационных проблем. Выступает гарантом законности и придает проекту вес |
К каждому из этих типов личностей должен быть подобран индивидуальный подход, каждый требует применения разных стимулов, методов воздействия и контроля.
Некоторые люди обладают такими профессиональными качествами, широтой интересов и наклонностями, которые позволяют им выполнять несколько функций. Но здесь возможны следующие негативные ситуации: нередко поборники идеи становятся руководителями проекта, что воспринимается как вознаграждение за хорошо выполненную функцию, а, в сущности, вызвано непониманием функциональных различий между этими двумя ролями. Если человек хорошо сумел преподнести идею, это еще не означает, что он также хорошо сумеет руководить ее осуществлением.
Следует использовать другое непосредственное вознаграждение за заслуги по отстаиванию новшества;
если
наставник-консультант, осуществляющий
сопровождение и поддержку
если руководитель, энергично продвигая проект, создает впечатление, что и идея его, то это может нанести ущерб организации в целом: кто предложит руководителю новую идею, зная, что предыдущую идею своего подчиненного он присвоил?
Совмещение ролей непосредственно влияет на минимальный размер проектной группы, необходимый для достижения «критической массы» в инновационной работе. В организациях, где широко используется новая технология, эту критическую массу могут составить всего один-два человека. Такие элитные группы существуют, однако более распространенной является ситуация, когда 70% ученых и инженеров являются техническими исполнителями, не способными качественно выполнять более одной функции.
Понятие
«лидерство» - одно из основополагающих
в современной технологии управления.
Общепризнанным является тот факт,
что благодаря лидерам
В настоящее время, понятие «лидерство» подразумевает широкий спектр от управления государством до лидерства в малых группах. В целом, под лидерством следует понимать механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет действия всей группы. В основе лидерства лежат доверие к руководителю, признание его авторитета, высокого уровня классификации, его готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях, личные симпатии к руководителю, его стремление учиться и перенимать опыт.
Основополагающим моментом в преобразованиях является наличие у лидера видения будущего своей организации. Современные теории лидерства считают ведение одним из способов влияния руководителя на своих последователей. Главная задача ведения заключается в том, что бы придать труду смысл, создать мотивацию и породить энтузиазм у работников предприятия.
Лидерам приветствуются такие виды поведения как поощрение и поддержание:
Проблема многих организаций заключается в том, что в них недостаточно лидерства, т.е. во главе этих организаций стоят менеджеры, а не лидеры.
С целью усиления новаторской деятельности в организациях и преодоления сопротивления собственного персонала необходимым изменениям применяются разнообразные действия мотивирующего характера:
При
организации и поощрении труда
изобретателей разрабатывается
особая политика, охватывающая большой
круг правовых, финансовых, организационных
и других направлений, и применяется
достаточно широкий спектр стимулирующих
действий, которые способствуют развитию
научно-технической и
Система стимулирования изобретательской активности наиболее детализирована в Японии. Небольшое вознаграждение выплачивается автору при подаче заявки на патент. Большее по размеру вознаграждение выплачивается изобретателю, если фирма использовала его разработку. Компетентная комиссия, назначаемая фирмой, оценивает изобретение по шестиразрядной шкале и в зависимости от эффекта, полученного при его использовании, авторам выплачивается ежегодно от 6 до 200 тыс. йен. Вознаграждение за проданную лицензию выплачивается ежегодно, а за обмен лицензии - раз в пять лет. При этом устанавливается особое вознаграждение, если изобретение принесло фирме значительный доход.
Должности
по научно-инженерному
Должности
по научно-инженерному
Таким образом, корпорация признает и способности в самостоятельном проведении НИОКР, в развитии новых научно-технических направлений.
Естественная
монополия-это отрасль, в которой
долгосрочные средние издержки достигают
минимум только тогда, когда одна
фирма обслуживает весь рынок
целиком. Примером естественной монополии
может являться водоснабжение, телефонная
связь, почта в пределах какого-либо
отдельного региона. Следует особо
отметить, что в подобных отраслях
особенно ярко выражена экономия, обусловленная
ростом масштаба производства, и в
то же время конкуренция