Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:37, реферат
Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.
Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
1.1 Структура власти
1.2 Соединение и разделение властей
1.3 Особенности государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
2.2 Убеждение и принуждение
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
6. Во времени государственная
власть действует постоянно и непрерывно.
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
Всякая власть
по-настоящему устойчива и сильна,
прежде всего, за счет своей социальной
основы. Государственная власть функционирует
в обществе, разделенном на классы,
различные социальные группы с противоречивыми,
часто непримиримыми
Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древней Греции и Древнем Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.
Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к традициям, своим историческим национальным социально-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.
Государственная
власть, опирающаяся только на насилие
и принуждение, непрочна и недолговечна,
поскольку порождает в обществе
растущее противодействие. Поэтому
она объективно нуждается в идеологии,
т.е. системе идей, тесно связанных
с интересами властвующего субъекта.
С помощью идеологии власть объясняет
и оправдывает свои цели и задачи,
методы и способы их достижения,
выполнения. Идеология обеспечивает
власти определенный авторитет, доказывает
тождественность ее целей народным
интересам и целям. В зависимости
от того, насколько совпадают интересы
и цели властвующих и подвластных,
государственная идеология
Существуют два
главных вида и множество разновидностей
идеологий государственной
Особенно велика
роль идеологии там, где государственная
власть реализуется через
2.2 Убеждение и принуждение
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным
методам осуществления
Убеждение –
это метод активного
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
Метод убеждения
стимулирует инициативу и чувство
ответственности людей за свои действия
и поступки. Между убеждениями
и поведением нет промежуточных
звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются
в поведение, нельзя считать подлинными
убеждениями. От знания к убеждению,
от убеждения к практическим действиям
– функционирует метод
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное
принуждение – психологическое,
материальное или физическое (насильственное)
воздействие полномочных
Само по себе
государственное принуждение –
острое и жесткое средство социального
воздействия. Оно основано на организованной
силе, выражает ее и потому способно
обеспечивать безусловное доминирование
в обществе воли властвующего субъекта.
Государственное принуждение
Государственное
принуждение бывает правовым и неправовым.
Последнее может обернуться произволом
государственных органов, ставящих
личность в незащищенное положение.
Такое принуждение имеет место
в государствах с антидемократическим,
реакционным режимом –
Правовым признается
государственное принуждение, вид
и мера которого строго определены
правовыми нормами и которое
применяется в процессуальных формах
(четких процедурах). Законность, обоснованность
и справедливость государственного
правового принуждения
Чем выше уровень
правовой организации государственного
принуждения, тем он в большей
мере выполняет функции позитивного
фактора развития общества и в
меньшей – выражает произвол и
своеволие носителей
Формы государственного
правового принуждения
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) – исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа.
В России наиболее
важные отечественные традиции –
общинность, соборность, державность (государственность),
патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность.
Традиционный идеал (менталитет) народов
России – сильное централизованное
государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность
общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в
себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому
менталитету не присуще противопоставление
общества государству: общинность и
державность сглаживали противоречия,
отчужденность между
Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию – патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи онепогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Органы государственной
власти РФ строят свою деятельность на
принципах, составляющих основы конституционного
строя Россия. Защита прав и свобод
человека – обязанность государства.
Для исключения противоправной узурпации
власти и попрания прав и свобод
и устанавливается принцип
В Российской Федерации
носителем законодательной
Президент Российской
Федерации, будучи главой государства,
является верховным представителем
Российской Федерации и внутри страны,
и в международной жизни. На него
возложены выполнения задач, связанных
с гарантией осуществления
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Президент Российской
Федерации участвует в
В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.