Государственная служба Российской Федерации. Сущности и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:11, реферат

Краткое описание

Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Наиболее характерны определения государственной службы:
- Как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;
- Как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;
- Как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая третья.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

1.1 Государственная служба  Российской Федерации. Сущности  и виды

 

Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Наиболее характерны определения государственной службы:

- Как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

- Как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина»;

- Как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

- Как единство правовых институтов, регулирующих осуществления государственной власти и государственного управления, и социального института - сообщества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эти функции в соответствии со своим правовым статусом;

- Как система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;

- Как особого вида управленческой деятельности - государственной администрации. Атаманчук Г.В. Государственная служба Российской Федерации: Первые шаги и перспективы / Г.В. Атаманчук.-М.-1997.-С.26, 61, 93.

Встречаются и другие определения понятия «государственная служба», но их определяют как синонимы: «государственная организация», «работа в пользу государства» и т.д.

Указанные подходы к определению понятия «государственная служба» не нашли поддержки у законодателя.

Ранее, в ныне отменённом Федеральном законное от 31 июля 1995г. давалось краткое и строгое определение понятия «государственная служба». В нем государственная служба определялась как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Об основах государственной службы Российской Федерации: федер. Закон от 31 ибля 1995г. №119-ФЗ// Собрание законодательства Российской Феденрации.-1995.-№31.-Ст.2990.-п.1ст.2 (Далее как ФЗРФ от 31 июля 1995г.)

В новом Федеральном законе от 27 мая 2003г. Дается более широкое определение, под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации».

Следует заметить, что в определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и значение государственной службы определяются сущностью и назначения государства. Государственная служба не только отражает задачи, Функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

Государственные должности государственной службы подразделяются на группы, кроме этого государством устанавливаются перечни специализаций должностей и квалификационные требования к лицам, замещающим данные должности.

Причем можно отметить, что в квалификационные требования включаются, во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Во-вторых, для лиц замещающих государственные должности федеральной или претендующих на их замещение, Указом Президента от 30 января 1996г. в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются в зависимости от группы должностей.

Таким образом, создан своего рода аналог петровской Табели о рангах, который позволит установить существовавшую в прежние времена чересполосицу должностей в различных ведомствах, когда одинаковые функциональные обязанности мог исполнять как «специалист 1 категории», так и «ведущий», а то и «главный».  Система категорий и групп государственных должностей закрепленных в законодательстве, способствует улучшению всего управленческого процесса, расстановке кадров в соответствии с их заслугами, стажем и опытом работы по специальности, а также унификации денежного содержания по замещаемой должности. Эта система является исходной для должностного продвижения и профессионального роста государственных служащих.

Как уже отмечалось выше государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Возникает вопрос об определении круга государственных органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы, а также соответствующие органы субъектов федерации либо добавить и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности в регионах.

Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создать свои территориальные органы. Конституция Российской Федерации.  Правовой статус их в законе не указан. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой.

Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной службе параметры крупнейшего публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями советствующих государственных органов и производна от них.

Выделяется два уровня государственной службы:

1. Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;

2. Государственная служба субъектов РФ, находящихся в их ведении. ФЗРФ от 27 мая 2003г.

Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Новым законом от 27 мая 2003г. сюда также отнесены и воинские должности.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской федерации» от 27 мая 2003г. устанавливает новую, более ясную систему государственной службы. Эта система включает в себя 3 отдельные её вида: гражданская, военная и правоохранительная служба. ФЗРФ от 27 мая 2003г.

Федеральная государственная служба осуществляется на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ.

Государственная служба субъектов РФ представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ по предметам их ведения и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Государственная служба в субъектах РФ также осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных законодательными актами субъекта РФ к государственной службе.

Законы субъектов РФ о государственной службе регламентируют следующие вопросы государственно-служебных отношений:

- Содержание государственной службы и государственные должности субъектов;

- Источники правового регулирования государственной службы субъектов;

- Принципы;

- категории государственных должностей, реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов;

- квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах;

- правовой статус государственных служащих в субъектах;

- гарантии для государственных служащих в субъектах;

- порядок прохождения государственной службы в субъектах.

Важная особенность законодательства о государственной службе в субъектах РФ - учет положений федерального законодательства по вопросам государственной службы и выделение вопросов, по которым субъекты РФ правомочны осуществлять собственное, отличное от федерального правовое регулирование. Таким образом, субъекты РФ компетентны, регламентировать вопросы своей государственной службы едва ли не в первом объеме. Вместе с тем Конституция РФ содержит важные юридические основания для федерального регулирования государственной службы РФ. На федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ распространяется действие законодательства РФ о труде, которое согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Одновременно государственная служба приобретает все более публичный характер правовой регламентации, т.е. становится все более существенной частью административного законодательства и в соответствии с Конституцией РФ должна быть отнесена к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Хотя мы видим, что государственная служба разнообразна, новый закон включает в себя только три вида государственной службы:

- государственная гражданская служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба. ФЗРФ от27 мая 2003г.

Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Информация о работе Государственная служба Российской Федерации. Сущности и виды