Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:43, реферат
Государственно-частное партнерство обладает огромным модернизационным потенциалом, который может полноценно реализоваться лишь в рамках правильно организованного правового поля. В целом ряде зарубежных государств использование механизмов государственно-частного партнерства способствовало успешному развитию экономики, решению острых социальных проблем, выходу из политического кризиса. Изучение опыта этих стран является необходимым условием успешного развития механизмов государственно-частного партнерства в нашей стране. Поэтому целью настоящей работы является раскрытие особенностей международного опыта правового регулирования государственно-частного партнерства для последующего использования его в Российской Федерации.
Введение
1. Понятие и признаки государственно-частного партнерства
2. Субъекты государственно-частного партнерства
3. Правовые формы осуществления государственно-частного партнерства
4. Перспективы развития государственно-частного партнерства
Заключение
Исходя из всего сказанного выше, отметим, что государственно-частное партнерство – это система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на решение общественно значимых задач на условиях сбалансированного распределения прав, обязанностей, рисков, затрат и выгод, определяемых в соответствующих договорах. Посредством государственно-частного партнерства возможна реализация насущных социально значимых проектов, с перспективой своевременного получения качественного объекта в обговоренный срок и без значительных единовременных затрат из бюджета.
2. Субъекты
государственно-частного
Под субъектами государственно-частного партнерства понимаются основные (непосредственные) его участники – публичный и частный партнеры, а также субъекты, оказывающие содействие в организации и осуществлении государственно-частного партнерства. При этом публичный партнер наделен публичной властью и обеспечивает реализацию публичного интереса в государственно-частном партнерстве (государство, субъекты в федерации, муниципалитеты).
Частный партнер представляет собой частное предприятие в любой организационно-правовой форме и инвестирует в проект государственно-частного партнерства. Кроме того, в зарубежных странах накоплен значительный опыт государственно-частных партнерств с участием некоммерческих организаций, главным образом в сфере предоставления публичных услуг.
При выборе частного партнера конкурсная процедура является наиболее оптимальной (конкурс может быть открытым и закрытым). В зарубежных странах применяются также инструмент под названием «диалог конкурентов», переговоры и другие. Вне зависимости от способа выбора частного партнера он должен осуществляться с обеспечением равного доступа потенциальных частных инвесторов к проектам государственно-частного партнерства.
Мотивацию государства
к участию в государственно-
1) желание привлечь частный капитал к решению масштабных и социально значимых задач, увеличив тем самым финансирование этих проектов;
2) стремление повысить эффективность государственных расходов и управления данными объектами за счет компетенций частного бизнеса.
Таким образом, государственно-частное
партнерство позволяет
– при сохранении объекта в общественной собственности передавать его во владение и пользование частному сектору на возвратной основе при соблюдении строгого контроля за деятельностью частной компании;
– переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере производственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;
– обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;
– создать условия и предпосылки для эффективного функционирования производственных объектов, находящихся в общественной собственности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации природных ресурсов, защиты окружающей среды;
– прерывать действие контракта в случае нарушения частной компанией его условий и положений, возвращать объект в государственное управление или передавать его другому хозяйствующему субъекту;
– более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;
– формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;
– получать дополнительные платежи в бюджеты всех уровней11.
Однако на практике больший интерес к государственно-частному партнерству по сравнению с государством проявляют представители бизнеса. Для них участие в партнерстве привлекательно тем, что, в идеале, дает возможность доступа к долгосрочному гарантированному финансированию и минимизации части рисков.
Особенно выгодно
участие в государственно-
Необходимо отметить
и необходимость участия в
государственно-частных
3. Правовые
формы осуществления
Следует сразу оговориться,
что видов государственно-
В зависимости от формы государственно-частного партнерства частный сектор принимает на себя те или иные функции, виды рисков и ответственности. Чем выше степень участия частного сектора, тем выше уровень принимаемого риска, ответственности, обязательств (в том числе в части финансирования), тем дольше срок заключаемых договоров государственно-частного партнерства.
В зависимости от характера решаемых в рамках государственно-частного партнерства конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств подразделяется на отдельные типы (модели). Соответственно целям государственно-частного партнерства различают:
– организационные модели;
– модели финансирования;
– модели кооперации13.
Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.
Организационные модели не предполагают существенного вторжения в отношения собственности. Сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление. К организационной модели относят наиболее распространенный в настоящее время тип государственно-частного партнерства – концессии.
Модели финансирования включают такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование.
Модели кооперации представляют собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания публичного блага. Часто такая кооперация требует организации сложных, в том числе холдинговых, структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры.
Принятые классификации государственно-частных партнерств выделяют следующие их формы:
1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частным предприятием на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике государственно-частными партнерствами считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
В частности, контракты на управление и содержание предусматривают осуществление субъектом частного сектора функций по управлению и обслуживанию объектов государственной собственности, принятию административных решений по текущей операционной и производственной деятельности. Такие контракты не предполагают внедрение существенных институциональных изменений передаваемого объекта. Основной целью таких контрактов является улучшение внутренней системы управления и операционной деятельности объекта. При этом за государственным сектором сохраняется общая ответственность перед потребителями за предоставление услуг, а также ответственность за решение задач по расширению, восстановлению и капитальному ремонту объектов. Такие контракты, как правило, заключаются сроком на 3 – 5 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор, невелики.
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Такие договоры предусматривают аренду частным сектором производственных объектов и выполнение им функций оператора. Частный сектор несет ответственность перед потребителем, как оператор услуг. Цель заключения таких договоров повышение операционной эффективности и улучшение качества оказываемых услуг, а также привлечение средств из частного сектора для финансирования объекта. Частный оператор покрывает потребности в оборотном капитале; в некоторых случаях он также финансирует замену и модернизацию части принимаемых активов. Финансирование основных капитальных вложений по восстановлению и расширению объекта остается обязанностью государства.
В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
Продолжительность аренды обычно составляет 5 – 10 лет. Риски, возлагаемые на частный сектор, характеризуются, как средние.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.
Концессионные отношения предусматривают осуществление субъектом частного сектора не только функций по управлению, содержанию и эксплуатации объекта концессии, но также по его финансированию, строительству или реконструкции. Другими словами, в рамках концессионных отношений концессионер может принять на себя капитальные затраты по объекту. Кроме того, в некоторых случаях концессионер принимает на себя ответственность за оказание сопутствующих услуг, например, по выставлению счетов на оплату услуг, сбору платежей и управлению связями с общественностью. Государственный сектор оставляет за собой лишь регулирующие функции.
Известно, что концессии
как важнейшая форма
Концессии являются наиболее долгосрочными и сложными из всех форм государственно-частного партнерства (как правило, заключаются сроком на 20-30 лет) и предполагают внедрение существенных институциональных изменений передаваемого объекта. Степень риска частного сектора – высокая.
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.