Введение:
В настоящее время особое внимание уделяется
развитию законодательства о государственной
службе как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Это обусловлено прежде всего
теми изменениями, которые произошли и
происходят в нашем обществе и государстве.
В декабре 1993 года была принята новая Конституция
- основной закон страны. Кардинально изменилась
структура, функции органов государственной
власти как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Проводимые реформы привели к
изменению роли и самого государственного
аппарата и государственных служащих.
Встала необходимость повышения эффективности
функций государственного аппарата, обеспечения
профессионализма государственных служащих,
изучения новых аспектов и проблем государственной
службы в целом. В Российской Федерации
сложилась ситуация, при которой реформирование
государственной службы является приоритетным
направлением реформ. Основное направление
реформирования - кардинальное повышение
эффективности и качества государственной
службы в интересах развития гражданского
общества и укрепления государства, содействие
экономическому прогрессу (становлению
рыночной экономики), повышение качества
оказываемых государством услуг, рациональное
использование государственных ресурсов
и улучшение положения государственных
служащих, конкурентоспособность профессии
государственного служащего на федеральном
и региональных рынках труда. Реформирование
государственной службы в РФ должно обеспечить
создание целостной системы государственной
службы, с учетом исторических, культурных,
национальных и иных особенностей РФ,
а также тенденций мирового развития.
Актуальность темы
определяется тем, что эффективное
функционирование государственного
аппарата России, укомплектованного
кадрами надлежащей компетенции
и высокой квалификации, выступает
одним из решающих факторов
ускорения завершения перехода
к качественной рыночной экономике
и устранения многих кризисных
явлений в жизни страны. Именно
государство посредством законов,
правительственных программ и
функционирования своего аппарата
придает десяткам миллионов индивидуальных
усилий людей возможную целенаправленность,
согласованность и позитивную
результативность. Российской Федерации
нужно сильное государство, способное
обеспечить в обществе, с одной
стороны, свободу, многообразие взглядов
и политических сил, широкое самоуправление,
а с другой - общественный порядок,
безопасность, надлежащую кооперацию
труда, правовое урегулирование
общественных связей, соблюдение
законов.
1.Государственная служба. Понятие и общие
положения.
Государственная служба
- это профессиональная деятельность по
обеспечению исполнения полномочий государственных
органов. Согласно Федеральному закону
«Об основах государственной службы Российской
Федерации» от 31 июля 1995г. к этой деятельности
относится исполнение должностных обязанностей
лицами, замещающими государственные
должности категорий «Б» и «В». Она включает
в себя: во-первых, федеральную государственную
службу, находящуюся в ведении РФ; во-вторых,
государственную службу субъектов РФ,
находящуюся в их ведении.
В определении понятия государственной
службы в качестве ведущего признака выделяется
профессиональная деятельность. Под профессиональной
деятельностью понимается деятельность,
осуществляемая на основе специальных
навыков и знаний. Государственная служба
как вид профессиональной деятельности
означает непрерывное, преемственное
и компетентное обеспечение полномочий
государственных органов лицами, находящимися
на государственных должностях. Служба
в государственных органах, государственных
и общественных организациях является
одним из видов социальной деятельности
людей. Служба государству неразрывно
связана с самим государством, его ролью
в жизни общества. Это одна из сторон деятельности
государства по организации и правовому
регулированию личного состава государственных
органов, других государственных организаций.
Государственная служба, прежде всего
- служение государству, то есть выполнение
по его поручению, за плату от него определенной
деятельности по реализации задач и функций
государства в государственных предприятиях.
Закон «Об основах государственной службы
в Российской Федерации» рассматривает
государственную службу в более узком
смысле, как деятельность тех служащих,
которые составляют «аппарат», корпус
руководителей, специалистов государственных
органов. Такое определение государственной
службы позволяет отграничить государственно-управленческую
деятельность от деятельности специалистов
в народном хозяйстве, в социально-культурной
сфере, а также отграничить государственную
службу и другие виды службы. Однако необходимо
отметить, что, например, в Федеративной
Республике Германии законодательство
различает два вида государственной службы.
Это чиновники государственных органов,
деятельность которых регулируется в
особом порядке и наемные работники, которые
заключают договор о службе (прежде всего
работники государственного сектора экономики).
Таким образом, здесь государственная
служба рассматривается шире. Структурообразующим
элементом органов государственной власти
является государственная должность,
которая образуется во всех ветвях государственной
власти. Эта организационно-правовая категория
является важнейшей формой специализации
государственного служащего и присуща
только ему. В общем виде под должностью
понимается учрежденная в установленном
порядке первичная структурная (организационная)
единица, отражающая содержание и объем
полномочий занимающего ее лица.В ФЗ «Об
основах государственной службы в РФ»
дано понятие государственной должности
в современном ее значении. Государственной
называется только должность в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Федерации,
а также в иных государственных органах,
образуемых в соответствии с Конституцией
РФ, с установленным кругом обязанностей
по исполнению и обеспечению полномочий
данного государственного органа, денежным
содержанием и ответственностью за исполнение
этих обязанностей. Например, к таким органам
относятся: Центральный банк России, Совет
Безопасности, Администрация Президента
и его полномочные представители, дипломатические
представители РФ в иностранных государствах
и международных организациях, Счетная
палата и др. [4]
В целях обеспечения
реализации законодательства РФ о государственной
службе рядом указов Президента утверждены
перечни государственных должностей (категории
«Б» и «В»), которые считаются соответствующими
разделами Реестра государственных должностей.
Государственные должности, включенные
в данный Реестр, подразделяются на группы:
высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.Основной
задачей государственной службы является
обеспечение исполнения полномочий государственных
органов, то есть государственная служба
в каждое звено государственного механизма
(государственной системы, системы государства)
«вносит жизнь, комплекс мер, средств,
форм, методов для реальной практической
деятельности».Государственная служба
имеет и процессуальный аспект, который
включает в себя порядок поступления на
службу, прохождение ее (то есть продвижение
по должности, получение соответствующих
квалификационных разрядов), увольнение
со службы. Она регулируется нормами не
только административного права, но и
нормами других отраслей права. Например,
статья 4 в пункте 3 Федерального Закона
«Об основах государственной службы Российской
Федерации» определяет, что на государственных
служащих распространяется действие законодательства
о труде с особенностями, предусмотренными
настоящим Законом. Таким образом, государственная
служба регулируется частично нормами
трудового права. [12] Направленность деятельности
служащих на обслуживание населения порождают
не только административные, но и гражданские
правоотношения. Помимо устанавливаемых
специальных социальных гарантий для
государственных служащих, в связи со
специфичностью их деятельности, на них
распространяются и социальные гарантии,
предусмотренные для всего населения.
Поэтому на государственную службу распространяются
и нормы социального права. Следовательно,
государственная служба является комплексным
правовым институтом и регулируется не
только нормами административного права,
и нормами ряда других отраслей (трудового,
финансового, социального и др.).
1.1Принципы государственной службы
Деятельность
любого государственного служащего должна
определяться следующими основными принципами,
установленными законодательством Российской
Федерации:
1)верховенство
Конституции РФ, законов Российской Федерации
над иными нормативно-правовыми актами,
должностными инструкциями. Данный принцип
появился в законодательстве как реакция
на совершенно обратное положение, когда
все регулировалось инструкцией, приказом,
а закон становился «голым королем»;
2)приоритет
прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственное действие. Государственные
служащие обязаны соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина;
3)принцип
равного доступа к государственной службе.
Этот принцип не отрицает, однако, установления
определенных требований к способностям,
профессиональной подготовке, возрасту,
иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не
устанавливались требования к полу, расе,
национальности, языку, социальному происхождению,
имущественному положению, месту жительства,
отношению к религиозным и общественным
объединениям и т. п. К сожалению, негласно
этот принцип иногда нарушается;
4)принцип
обязательности для государственных служащих
решений, принимаемых вышестоящими государственными
органами и руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии с законом.
Можно без преувеличения сказать, что
на данном принципе строится вся деятельность
государственного аппарата, на его основе
создаются иерархии, которые позволяют
функционировать государственным органам
как единой системе;
5)принцип единства основных требований,
предъявляемых к государственной службе;
6)принцип гласности в
осуществлении государственной
службы;
7)принцип ответственности
государственных служащих за
подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных
обязанностей. Данный принцип является
ключевым звеном механизма обеспечения
эффективного функционирования
системы исполнительной власти.
Практика показывает, что главная
причина сбоев в работе органов
государственной власти заключается
в безответственности чиновников.
Реализация данного принципа
требует создания эффективной
системы контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной
власти;
8)принцип внепартийности
и вне религиозности государственной
службы, отделения религиозных объединений
от государства. В системе государственной
службы не допускается создание политических
партий и движений, государственные служащие
при исполнении своих обязанностей не
связаны решениями политических и религиозных
организаций. Кроме того, не допускается
возложение отдельных государственных
функций на религиозные или политические
объединения. [22]
1.2 Законодательство о государственной
службе Российской Федерации
Законодательство о государственной службе
Российской Федерации образуют нормативные
правовые акты, регулирующие ее организацию
и правовое положение государственных
служащих — условия и порядок их работы,
права и виды поощрения, обязанности и
ответственность, прекращение ими государственной
службы и т. п.Каковы основные источники
этого законодательства? Они перечислены
в Федеральном законе "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 31 июля
1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон
является одним из главных ее источников.
Прежде чем мы займемся их перечислением
и комментариями, напомним, что любое законодательство
представляет собой систему, а в нашем
случае это система двухуровневая. Первый
из уровней — федеральный. Здесь речь
идет о Конституции РФ, упомянутом Законе,
других федеральных законах и иных нормативных
правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство
субъектов Федерации — их конституции,
законы, уставы и т. п. Соотношение всех
этих актов наглядно представлено на прилагаемой
схеме. Все это законодательство имеет
конституционное происхождение Теперь
обратимся к конкретным источникам и прежде
всего к Конституции РФ. Конституция Российской
Федерации Естественно, мы не найдем в
ней конкретного регламента госслужбы,
но увидим целый ряд положений, закладывающих
ее основы (как, впрочем, и основы многих
других сторон нашей жизни). В этом и состоит
ее задача — не случайно ведь Конституция
называется Основным законом. Без каких
же ее положений даже идеально внутренне
организованная госслужба не может существовать?
Вот они. Верховенство Конституции
РФ и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации (ст. 4 ч. 2).Единство
системы государственной власти, разграничение
предметов ведения между РФ и ее субъектами
(ст.5ч. 3)
Приоритет прав и свобод человека и гражданина,
их непосредственное действие (ст. 18).Обязанность
государства признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина
(ст. 2).Разделение законодательной, исполнительной
и судебной власти (ст. 10). Равный доступ граждан
к государственной службе (ст. 32 ч. 4).Некоторые
обязанности всех должностных лиц (ст.
24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46 ч. 2 и др.). [7]
1.3 Служебный
контракт
Служебным
контрактом определяются основные условия
прохождения гражданской службы. Предметом
регулирования служебного контракта являются
обязательства РФ и федерального государственного
гражданского служащего, а также обязательства
субъекта РФ и государственного гражданского
служащего субъекта РФ, принимаемые на
себя соответствующим государственным
органом и государственным гражданским
служащим.Служебный контракт отражает
совокупность подлежащих регулированию
на индивидуальном уровне отношений, возникающих
при поступлении гражданина на гражданскую
службу и прохождении гражданской службы
с учетом ее особенностей в государственном
органе на конкретной должности. В частности,
в служебные контракты включается наименование
должности с указанием группы и категории
должностей, указывается конкретное подразделение,
размеры должностного оклада и оклада
за классный чин, ежемесячных надбавок
за особые условия, за выслугу лет, ежемесячного
денежного поощрения, продолжительность
основного и дополнительного отпуска,
в том числе положение о предоставлении
дополнительного оплачиваемого отпуска
за ненормированный служебный день, если
такой режим установлен в контракте. При
заключении служебного контракта гражданин
(гражданский служащий) обязуется исполнять
должностные обязанности в соответствии
с должностным регламентом и соблюдать
служебный распорядок государственного
органа. Таким образом, при подписании
служебного контракта гражданский служащий
должен быть ознакомлен со своим должностным
регламентом и служебным распорядком
государственного органа. Невыполнение
сторонами обязательств, предусмотренных
служебным контрактом, влечет за собой
ответственность сторон в соответствии
с федеральным законом. [24]
Исходя из требований Федерального
закона изменения, вносимые в служебный
контракт, должны быть оформлены по обоюдному
соглашению сторон служебного контракта
в письменной форме. Иных требований по
оформлению изменений к служебному контракту
Федеральный закон не содержит. Вместе
с тем в соответствии с подп. "и" п.
16 Положения о персональных данных государственного
гражданского служащего Российской Федерации
и ведении его личного дела, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации
от 30 мая 2005 г. N 609, к личному делу гражданского
служащего приобщается экземпляр служебного
контракта, а также экземпляры письменных
дополнительных соглашений, которыми
оформляются изменения и дополнения, внесенные
в служебный контракт. С учетом указанных
требований изменения и дополнения к служебному
контракту должны оформляться в виде дополнительных
соглашений к служебному контракту и подписываться
представителем нанимателя и гражданским
служащим. [17] При этом один экземпляр дополнительного
соглашения подлежит приобщению к личному
делу гражданского служащего. Если при
назначении (переводе) гражданского служащего
на иную должность гражданской службы
меняется целый ряд существенных условий
служебного контракта, то в данном случае
заключение дополнительного соглашения
к существующему служебному контракту
неправомерно. Таким образом, при назначении
(переводе) гражданского служащего на
иную должность гражданской службы (за
исключением случаев временного замещения
иной должности гражданской службы в соответствии
со статьей 30 Федерального закона N 79-ФЗ)
с ним представителем нанимателя должен
быть заключен новый служебный контракт.