Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:13, реферат
С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
1. Введение.
2. Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций.
3. Психологические состояния людей при ЧС.
4. Качество психологической подготовки к ЧС.
5. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
6. Категории поведения людей в ЧС.
7. Методы профилактики панических реакций.
8. Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
9. Заключение.
10. Список литературы.
После трагедии на Чернобыльской АЭС, выявившей потенциальные возможности проявления человеческого фактора, в настоящее время на АЭС приняты все меры, чтобы не допустить ошибочного вмешательства человека за счет многократного дублирования, перепроверок действий человека-оператора, контроля представителей самого высокого уровня, отвечающих за безопасность на атомных электростанциях при выполнении проектных и наладочных работ.
Учитываются психофизиологические возможности
человека в экстремальных условиях,
т.е. при появлении признаков
Осуществляется тщательный отбор операторов по их способности к распознанию и локализации аварийной остановки (по определенным методам оценки эффективности работы человека в такой обстановке). Природные возможности человека по распознаванию, локализации и ликвидации ЧС ограничены. Проводится обучение операторов расширению таких возможностей и привитию твердых навыков для действий в условиях острого дефицита времени. С учетом возможностей человека в условиях стрессовых ситуаций должны отрабатываться требования к надежности объекта управления (или обслуживания) и к средствам обеспечения безопасности.
Деятельность оператора
Ошибки оператора возникают в процессе восприятия информации (сенсорные ошибки), при принятии решений (логические, эвристические) и при реализации принятых решений (оперативные, моторные).
Сенсорные ошибки связаны с изменениями чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного) под воздействием различных неблагоприятных факторов, включая ЧС, и ведут к искажению первичной (исходной) информации о состоянии управляемого объекта.
Основные причины, приводящие к логическим, эвристическим, оперативным и моторным ошибкам, — острый дефицит времени в процессе ЧС. Это ведет к чрезмерной психической нагрузке оператора. Ошибки, связанные не с аварийной обстановкой, обычно относятся к человеческому фактору.
Влияние человеческого фактора может быть усилено или ослаблено особенностями компоновки рабочего места оператора, его психофизиологическим состоянием, качеством инструкций, регламентирующих процесс управления объектом, организацией технологической последовательности тренировок, выполнения операций и контролем результатов их выполнения.
На безопасность работы объекта влияет степень автоматизации процесса его управления. При постоянном использовании автоматизированных систем управления оператор теряет свои профессиональные навыки и при отказе автоматики может оказаться психологически и физически не готовым своевременно перейти на ручное управление.
При возникновении аварийной
1. поиск, восприятие и декодирование информации;
2. оценка информации и выделение совокупности информационных признаков;
3. формирование концептуальной модели деятельности и принятие решения;
4. практическая реализация принятого решения.
Четвертый этап подводит итог деятельности человека по трем предыдущим этапам, и ошибки, допущенные на данном этапе, могут свести на нет всю работу оператора, выполненную на предыдущих этапах деятельности. Это необходимо учитывать в условиях повышенного стресса.
Степень профессиональной пригодности человека как соответствующего звена автоматизированных объектов управления должна оцениваться по критериям, учитывающим не только его психофизические особенности (быстроту реакции, особенности памяти, точность отслеживания и т.д.), но и специфическую способность принимать правильные решения в аварийных ситуациях. При этом эффективность работы человека зависит в основном от его психологической подготовки к действиям в ЧС.
Качество психологической подготовки к ЧС
Оценивать качество психологической подготовки к ЧС целесообразно по трем типам ситуаций, существенно отличающихся спецификой и силой эмоционального воздействия на психику человека:
• изученным заранее, но возникающим внезапно;
• предварительно не проигранным, не осмысленным и возникающим на основе внезапного появления ранее не встречавшихся сочетаний отказов и неблагоприятных стечений обстоятельств;
• при непосредственной угрозе здоровью или жизни оператора. При оценке подготовленности человека к работе в условиях ЧС необходимо учитывать:
• своевременность опознания человеком причин, которые привели к появлению ЧС;
• правильность принятия решения об отнесении данной ЧС к одному из трех типов для формирования у него концептуальной модели деятельности, включающей в себя оценку обстановки и разработку плана деятельности;
• правильность прогнозирования развития событий и эффективность своих действий, направленных на локализацию или ликвидацию ЧС.
Оценить качество профессиональной подготовки человека к его деятельности с учетом психофизиологических показателей его функционального состояния в условиях воздействия отдельных стресс-факторов и их комплексного воздействия можно как в лабораторных условиях, так и в условиях, близких к реальным.
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность для
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.
Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.
Категории поведения людей в ЧС
Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.
1. Случаи рационального,
2. Случаи, носящие негативный, патологический
характер, отличаются отсутствием
адаптации к обстановке, когда
люди своим нерациональным
Панические реакции могут
В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.
Необходимо знать, что заранее
принятые меры предосторожности не могут
полностью гарантировать
Методы профилактики панических реакций.
1. Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
3. Обучение проблемам
- знать свои обязанности по
профилактике ЧС и нести
- иметь психологическую
- знать графики работы смен
и схемы действий в
- участвовать не только в
деловых играх, но и в
4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.
5. Руководство массой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.