Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:13, реферат
С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
1. Введение.
2. Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций.
3. Психологические состояния людей при ЧС.
4. Качество психологической подготовки к ЧС.
5. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
6. Категории поведения людей в ЧС.
7. Методы профилактики панических реакций.
8. Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
9. Заключение.
10. Список литературы.
6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей.
7. В острой ситуации или
8. В структуре руководства
Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.
Информационно-психологические
Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.
Информационные сообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знании психологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации в условиях стресса.
Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно “привязывать” к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление не грозит появлением новых жертв).
Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.
Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.
В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).
Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.
Центр экстренной психологической помощи МЧС России
Психологическая служба
МЧС России создана в 1999 году и
в настоящее время она
Организационно-методическое
руководство психологической
Государственное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» было создано 17 сентября 1999 года как филиал «Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России» (г. Санкт-Петербург). 1 января 2004 года на основании приказа МЧС России от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» Центр получил в Министерстве самостоятельный статус.
С 2002 года Центр экстренной психологической помощи МЧС России возглавляет кандидат психологических наук Юлия Сергеевна Шойгу.
Основными задачами ЦЭПП являются:
1) Психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России - это комплекс мероприятий, направленных на изучение эмоционально-личностных и мотивационно - волевых особенностей профессиональных контингентов МЧС России, выявление степени их пригодности к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности, а так же динамическое наблюдение за их психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.
Мероприятия по психодиагностическому обеспечению включают в себя:
- профессиональный психологический отбор; психодиагностический мониторинг;
- постэкспедиционное обследование профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
- психологическая подготовка и консультирование - направлена на обучение и формирование профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков личного состава МЧС России, сохранение их профессионального здоровья и долголетия, профилактику последствий, связанных с выполнением служебных обязанностей.
В рамках консультационной работы проводится
психологическое
2) Реабилитационная работа - главная
задача реабилитационных
Это обеспечивается:
- проведением комплексных
- осуществлением психотерапевтической и психологической помощи членам семей сотрудников системы МЧС;
3) Психологическое сопровождение
аварийно-спасательных работ,
Оказание экстренной психологической
помощи пострадавшим в зонах чрезвычайных
ситуаций является одним из приоритетных
направлений деятельности Центра. С
момента создания, психологи ЦЭПП
участвуют в сопровождении
С января 2006 года в Центре Экстренной Психологической Помощи в круглосуточном режиме работает отделение «Горячая линия», сотрудники которого обеспечивают круглосуточное оперативное дежурство, оказывают экстренную психологическую помощь по телефону различным категориям и группам населения, проводят информационно-разъяснительную работу во время ЧС. В течение года сотрудники отделения оказывают психологическую помощь более 6 тыс. обратившихся.
В целях дальнейшего развития системы оказания психологической помощи и повышения её доступности, в 2008 году начата реализация проекта Интернет - службы экстренной психологической помощи населению на базе портала МЧС России. Психологическая Интернет-служба – это система, реализующая право человека на получение квалифицированной помощи в любом месте и в любое время, обеспечивающая рядовому пользователю доступ к современным психологическим ресурсам.
В режиме интерактивного консультирования
психологическая помощь может быть
незамедлительно оказана людям,
находящимся кризисной
4) Научно – методическая
В Центре ведется научно-
Основными же перспективными направлениями развития психологической службы МЧС России являются:
• разработка и реализация концепции психологического сопровождения специалистов МЧС России, основанной на принципах целостности, преемственности и охвата всех этапов профессионального становления, развития и функционирования специалиста, что необходимо для сохранения профессионального здоровья и долголетия различных профессиональных контингентов МЧС России;
• развитие и совершенствование системы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с целью минимизации их последствий.
В настоящее время принята «Концепция развития психологической службы МЧС России на 2009-2011 гг.», определяющая деятельность и пути развития службы на ближайший период.
Заключение
В условиях катастроф и стихийных бедствий тяжесть нервно-психических нарушений у населения зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации; индивидуальные особенности; дополнительные факторы к моменту катастрофы. Эти факты заставляют нас говорить о том, что вопросы, связанные с оказанием психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, не могут далее оставаться в рамках одного ведомства, а приобретают государственное значение.
Опыт показывает, что руководители,
принимающие ответственные
Особое место в системе
Немаловажную роль при обеспечении психологической безопасности в ЧС играет Центр Экстренной Психологической Помощи. Работниками этого центра обеспечивает подготовка работником службы МЧС и реабилитация их, а так же родственников и пострадавших при происшествии ЧС.
В данной работе были рассмотрены
психологические особенности пр
Список литературы
1. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980
2. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирования надежности деятельности специалистов экстремального профиля. - СПб., 2000
3. Чрезвычайная служба России / Под общей ред. Шойгу С.К. - М., 2000.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Учебный предмет: Гражданская защита
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ЧС.
Преподаватель: Савченко В.В,
Работу выполнила:
Студентка ПС4з Орманжи М.Н.
Севастополь, 2012