Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом. Правосубъектность иностранных граждан в любой стране складывается из правового регулирований гражданской правоспособности и дееспособности иностранцев.
Выбранная мною тема «Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы - определить основные вопросы, касающиеся правоспособности и дееспособности иностранных граждан

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по гражданскому праву(( начало).doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

       Под гражданской деликтоспособностью понимается – понятие, которое показывает способность субъекта участвовать в правовых отношениях, т.е. определяет степень обладания правосубъекностью. Так называемые «дефекты правосубъектности» и отсутствие деликтоспособности вызывают серьёзные проблемы, связанные с существенными ограничениями в способности лица участвовать в отдельных правоотношениях. Являясь одним из составных элементов правосубъектности, деликтоспособность выступает показателем того, насколько субъект правоотношения потенциально способен нести юридическую ответственность за своё поведение и поведение других лиц, а также в каких объёмах она может быть реализована. Однако и в теории, и на практике нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначностью понимания категории «деликтоспособность» и наличием её разновидностей, которые имеют отраслевые и субъективные особенности. Лицо, деликтоспособное в одном правоотношении, может оказаться неспособным нести ответственность в другом. Напротив, обладая всеми юридическими признаками правосубъектности, некоторые лица могут фактически оставаться неделиктоспособными практически во всех отношениях. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан.

 

2.1 Правоспособность иностранных  граждан.

По общему правилу, гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.
       Правоспособность присуща любому человеку как биосоциальному индивиду и не зависит от его умственных способностей или состояния здоровья. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока11.Таким образом, исходя из данного определения в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством. Как устанавливается частью третьей Гражданского кодекса, гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
      Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда). Закон «О правовом положении иностранных граждан»12 предусматривает разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России.  Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан. Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д. Кодекс торгового мореплавания.
          Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации13.  Вместе с тем согласно той же статье предусматривается возможность вхождения лиц указанных категорий в состав судовой команды. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа рыбопромыслового судна - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.  В Воздушном кодексе Российской устанавливается: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом14. Однако иностранные граждане допускаются в состав авиационного персонала наравне с российскими гражданами, если у них наличествует необходимый документ и признана его действительность.  В ряде российских законов для иностранцев содержатся ограничения для осуществления права на занятие определенными видами деятельности. Так, например, в области предпринимательской деятельности к иностранцам предъявляются дополнительные требования: иностранцам предоставляется право заниматься предпринимательской деятельностью в России при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства. В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»15 1993г., за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего международного договора.  Архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется наравне с гражданами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию.
 В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 16устанавливается общее ограничение прав иностранцев в рамках понятия иностранной инвестиции: «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданского права, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации».  Участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности. Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» прямо предусматривается, что «законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации»17. Кроме того, «посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, ... на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное».  Для иностранных граждан устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких  предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Дееспособность иностранных  граждан.

       Для лиц без гражданства гражданская дееспособность устанавливается по праву постоянного места жительства. Что касается несовершеннолетних лиц, то они могут быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Так, в частности, в ФРГ ребенок, не достигший семи лет, признается абсолютно недееспособным. В то же время, в возрасте от 7 до 18 лет вправе совершать сделки с согласия своего законного представителя или, в некоторых случаях, самостоятельно. Во Франции несовершеннолетний считается недееспособным до достижения 18 лет. Его имуществом в период времени управляют родители или опекуны. От также совершают сделки от его имени. Однако в определенных случаях несовершеннолетний вправе самостоятельно осуществлять акты гражданско-правового характера, получив предварительное согласие родителя или опекуна. По достижении несовершеннолетним французом 16-го возраста некоторые из совершаемых им сделок признаются действительными и при отсутствии такого согласия (заключение трудового договора, распоряжение своим заработком или вкладом в банке и др.). В Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо от возраста. В ряде стран континентальной Европы по специальному решению суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним. Указанная процедура получила в законодательстве соответствующих государств наименование «эмансипация». Однако, хотя эмансипация несовершеннолетнего и расширяет в значительной степени его дееспособность, она не влечет за собой в полной мере тех же правовых последствий, что и естественное достижение совершеннолетия. Правовое положение эмансипированного приближается к правовому положению совершеннолетнего, но полностью с ним не совпадает, поскольку законом

установлен ряд ограничений  в отношении возможности самостоятельного совершения сделок эмансипированным подростком. Законодательством России

предусматривается несколько специальных правил, которые ограничивают действие классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону:

1. Во-первых, это касается  сделок, совершаемых иностранцами (лицами  без гражданства) на территории  РФ: «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности».

Это означает, что иностранец, заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.

2. Гражданская дееспособность  иностранных граждан и лиц  без гражданства в отношении сделок, совершаемых в России, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РФ, определяется по российскому праву: «к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда». 18

Это означает, например, что если иностранец, достигший восемнадцатилетнего  возраста приехавший в нашу страну на своей машине, собьет пешехода, то он не избежит гражданско-правовой ответственности, даже если в стране его гражданства полная дееспособность наступает не в 18 лет, а позднее. 

3. Решение вопросов  о признании в РФ физического  лица недееспособным или ограниченно  дееспособным подчиняется российскому  праву. 

В вопросах ограничения и лишения дееспособности иностранцев существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех

государствах признаются основаниями для ограничений  дееспособности такие

обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм,

наркомания и т. д.), различен порядок объявления ограниченно  дееспособным или недееспособным. Важное значение имеет и вопрос - какое  государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности, т. е. чей суд либо иной орган компетентен вынести по этому поводу решение.

В целях установления известной стабильности в подобного  рода вопросах в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Прововые режимы для  иностранных граждан.

3.1 Национальный режим.

 

      Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения,

 и т.д.). В  этих договорах закрепляется  уравнение иностранцев в правах  либо с

отечественными  гражданами (предоставление национального режима), либо с

гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на

аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорной практики.

       По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3

сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованные

согласно французскому закону, будут в отношении их личности и имущества

пользоваться  режимом столь же благоприятным, как граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации, при осуществлении ими непосредственной или через избранных ими посредников хозяйственной деятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельность разрешается законодательством СССР. Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности19.

      Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят

правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.   Однако

иностранцы  практически никогда полностью  не уравниваются с собственными

гражданами  в правах и обязанностях, т.е. объем их правового статуса в любом

случае несколько  меньше.

      В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К ним

относятся проживающие  на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без

гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с

нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Информация о работе Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан