Гражданское право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 09:00, реферат

Краткое описание

Гражданское право как отрасль права - это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих группу специфических общественных отношений, в частности, отношений в сфере имущественных и личных неимущественных прав.
Гражданское право является базисом правой системы любого государство, ведь с гражданско-правовыми отношениями сталкивается каждый из нас ежедневно.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское и Семейное право.docx

— 153.62 Кб (Скачать файл)

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу судебного реше-

ни я либо день его предполагаемой гибели от определенного несчастного случая.

Закон связывает с объявлением гражданина умершим такие же последствия, которые наступают при смерти гражданина:

наследники призываются к наследованию имущества;

прекращается брак с лицом, объявленным умершим;

иждивенцы приобретают право на получение пенсий и пособий.

В случае явки лица, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении лица умершим. Гражданин вправе потребовать и возврата своего имущества, которое безвозмездно перешло к другим лицам после объявления отсутствующего умершим. Это правило не распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не могут быть истребованы у так называемых «добросовестных приобретателей». Если же имущество перешло по возмездным сделкам, эти лица обязаны возвратить имущество лишь в случае, если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин фактически жив. Если же имущество перешло к государству (выморочное наследство), оно возвращается во всех случаях либо возвращается его стоимость (если возврат имущества в натуре невозможен).

 

Понятие и признаки юридического лица

Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.

Цели создания юридического лица:

централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;

уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;

обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

Признаки юридического лица :

• организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица;

• имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету;

• самостоятельная имущественная ответственность. По общему правилу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых собственником, - ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

• возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридическое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его имущества следующие права:

·вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);

·обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества,

производственные и потребительские кооперативы);

·вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).

 

Органы юридических лиц

Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица.

По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).

В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого обязательно для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. 103, 110 ГК). Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

 

Филиалы и представительства юридических лиц

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы.

Представительство - это находящееся вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал кроме представительских осуществляет также все иные функции юридического лица или их часть.

Все филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами (а, следовательно, и субъектами гражданского права). Их руководители осуществляют свои полномочия на основании доверенности. Филиалы и представительства действуют на основании положений, принятых учредившим их юридическим лицом, а переданное им имущество является имуществом этого юридического лица.

Юридическое лицо может быть ограничено в своих правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Такое ограничение может быть обжаловано в суде (п. 2 ст. 49 ГК).

 

Порядок и способы создания юридических лиц

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит  государственной регистрации в  уполномоченном государственном  органе в порядке, определяемом  законом о государственной регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации включаются в единый  государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

2. Юридическое лицо считается  созданным со дня внесения  соответствующей записи в единый  государственный реестр юридических  лиц.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на:

1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

 

Реорганизация юридических лиц, ее виды и порядок осуществления

Реорганизация – его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Реорганизация возможна в форме:

1. Слияние – объединение  двух и более юридических лиц  в единое новое юридическое  лицо. При этом самостоятельное  существование сливающихся организаций  прекращается. Реорганизация юридических  лиц в форме слияния считается  завершенной с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание»  одной и более присоединяемых  организаций в организацию, к  которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое  лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности  переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения  считается завершенной с момента  внесения в государственный реестр  записи о прекращении деятельности  последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование  на базе прекратившего существование  юридического лица двух и более  самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее  юридическое лицо прекращает  свою деятельность, а его права  и обязанности переходят к  вновь создаваемым юридическим  лицам. Реорганизация в форме  разделения считается завершенной  с момента государственной регистрации  последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование  новых самостоятельных юридических  лиц, при этом реорганизуемое  юридическое лицо продолжает  функционировать, а часть его  прав и обязанностей переходит  ко вновь образованным юридическим  лицам. Реорганизация в форме  выделения считается завершенной  с момента государственной регистрации  последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение  юридического лица и возникновение  на его основе нового юридического  лица. Реорганизация в форме преобразования  считается завершенной с момента  государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

1) заявление о регистрации  каждого вновь возникшего юридического  лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что  учредительные документы созданных  путем реорганизации юридических  лиц соответствуют установленным  законодательством Российской Федерации  требованиям к учредительным  документам юридического лица  данной организационно-правовой  формы, что сведения, содержащиеся  в этих учредительных документах  и заявлении о государственной  регистрации, достоверны, что передаточный  акт или разделительный баланс  содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

Информация о работе Гражданское право как отрасль права