Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:21, дипломная работа

Краткое описание

Действующее законодательство по вопросам интеллектуальной собственности в настоящее время находится в стадии реформирования. В настоящее время действует Часть IV Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008г. Некоторые авторы, не стесняясь, называют ее актом Великой российской реформы интеллектуальной собственности1. Но, помимо этого, для полноценного функционирования этой подотрасли гражданского права, необходимо принятие множества взаимосогласованных нормативных актов, прежде всего на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, в ведении которого, в настоящее время, находятся вопросы нормативного регулирования отношений по вопросам интеллектуальной собственности на уровне подзаконных актов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общие положения об интеллектуальной собственности в Российской Федерации………………………………………………………………………. 7
§ 1. История становления института исключительных прав на интеллектуальную собственность. История становления и развития товарных знаков………………………………………………………………………………7
§ 2. Особенности и виды интеллектуальной собственности …………….….. 16
§ 3. Правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по действующему гражданскому законодательству……………………………...23
Глава 2. Особенности правового режима товарных знаков и знаков обслуживания……………………………………………………………………33
§ 1. Правовое положение товарного знака: понятие, предъявляемые требования………………………………………….…………………………….33
§ 2. Государственная регистрация товарных знаков……….……………….…38
§ 3. Требования, предъявляемые к товарным знакам и знакам обслуживания…………………………………………………………………….41
§ 4. Использование и передача товарного знака.………………….…………..52
Глава 3. Защита прав на товарные знаки и знаки обслуживания…………….61
§ 1. Общие вопросы защиты прав………………………………………………61
§ 2. Защита товарных знаков и знаков обслуживания в Интернет.…………..67
Заключение…………………………………………………………………….. 76
Список нормативных актов…………………………………………………… 79
Список литературы………………………………………………………….…. 84
Список материалов судебной практики……………………………....……… 86

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

     Обозначение «Кодак» - произвольная часть фирменного наименования истца составляет элемент  его интеллектуальной собственности, служит средством индивидуализации, являющегося объектом исключительных прав истца в силу ст. 138 ГК РФ.

     Ответчик, используя средство индивидуализации истца в доменном имени «Kodak.Ru»  получил возможность через сеть Интернета привлекать на свою страничку, на которой размещается информация о его магазине, потенциальных  покупателей товаров фирмы Kodak, товары и услуги истца и предпринимателя относятся к тому же роду и виду, имеют общего потребителя и рынок сбыта.

     Элемент «Kodak» в доменном имени «Kodak.Ru»  сходен со средством индивидуализации фирменного наименования истца (ООО  «Кодак», «Kodak OOO») по звуковому, графическому признакам, а также смысловому, поскольку ассоциируется с известными объектами фотоиндустрии. На первой странице сайта ответчика обозначение «Kodak» занимает доминирующее положение.

     Ссылка  ответчика об использовании доменного имени на законных основаниях, так как домен зарегистрирован РОСНИИРОС, не может быть признана обоснованной, так как регламентом по регистрации доменов установлена самостоятельность заявителя в выборе доменного имени.

     Выбор ответчиком доменного имени, сходного со средством индивидуализации истца, является незаконным поскольку доказательств, подтверждающих согласие истца на использование указанного объекта исключительных прав, ответчик не представил, а имеющаяся в деле доверенность от 3.10.97 на использование знака, подписанная отделом рекламы Кодак АО к рассматриваемому спору отношения не имеет.

     Посредством использования доменного имени  «Kodak.Ru» предприниматель размещает  фото товары и услуги на сайте с  целью извлечения прибыли от продажи  потенциальным потребителям.

     Продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица в  соответствии со ст.10 Закона РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» является недобросовестной конкуренцией и не допускается законом.

     На  основании ст., ст. 54, 138 ГК РФ, ст. 4 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», руководствуясь ст. ст. 95, 124-127, 178 АПК РФ, суд решил:

     Предпринимателю без образования юридического лица Грундулу А. прекратить незаконное использование  доменного имени «kodak.ru», содержащее обозначение «kodak», сходное с обозначением «кодак» - средством индивидуализации фирменного наименования истца «ООО «Кодак».

     Взыскать  с предпринимателя без образования  юридического лица Грундула А. в пользу ООО «Кодак» 2.504 рублей 70 копеек - госпошлина по иску, аппеляционным и кассационным жалобам».

     Казалось  бы, что спор разрешен и доменное имя необходимо передать владельцу торговой марки. Добиваясь этого факта, Компания Кодак, подала иск об обязании ответчиков (предпринимателя и РосНИИРОС) провести мероприятия по делегированию истцу (передаче прав на администрирование) доменного имени «Kodak.ru» и обязании 2-го ответчика - РосНИИРОС - в случае действий или бездействий с его стороны, препятствующих передаче прав на данное имя истцу, самостоятельно зарегистрировать (переделегировать) доменное имя «www.Kodak.ru» на имя ООО «Кодак» в течение 10 дней с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу.

     Однако, заявленные требования не были удовлетворены  и ООО «Кодак» было отказано в  иске к ПБОЮЛ Грундулу А.В. и РосНИИРОС  об обязании Грундула А.В. написать РосНИИРОС  письмо о передаче домена и обязании РосНИИРОС заключить с истцом договор о регистрации домена47.

     Таким образом, обобщая рассмотренные  материалы судебно-арбитражной практики можно сделать следующий вывод:

     1) запрещено использование доменного  имени в хозяйственной (предпринимательской)  деятельности сходного с зарегистрированным товарным знаком без согласия на то владельца исключительных прав;

     2) в том случае, если домен не  используется в хозяйственной  деятельности, то права владельцев  товарных знаков не являются  нарушенными в отношении любых  товаров и услуг;

     3) в том случае, если владельцу  доменного имени запрещено его  использование, нельзя его обязать  передать права на домен обладателю  исключительных прав на товарный  знак.

     Однако, все эти выводы построены лишь на материалах судебной практики, которая отнюдь не является источником права в Российской Федерации.

     Более того, «смуту» в вышесказанные  выводы вносит решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.99 №А40-22492/99-15-232 (по спору о доменном имени mosfilm.ru).

     Не  цитируя всего решения, приведем резолютивную часть решения: …имя домена является индивидуальным, в глобальной сети Интернет не может быть двух доменов с одинаковыми именами, своего согласия на использование своего фирменного наименования в сети Интернет истец (киноконцерн Мосфильм) ответчику не давал, поэтому в соответствии со ст.54 ГК РФ лицо, неправомерно использующее чужое, зарегистрированное фирменное наименование по требованию обладателя права на фирменное наименование, обязано прекратить его использование». В результате РосНИИРОС было запрещено использовать и регистрировать имена доменов, содержащих в себе фирменное наименование Мосфильма48.

     Анализ  современной практики позволяет  сделать вывод о неодназначности  подхода судов к решению таких  вопросов.

     Прежде  чем поставить точку, вернемся к первому спору с участием компании Кодак.

     Мы  остановились на том, что истцу (компании Кодак) было отказано в передачи доменного  имени (хотя и ответчик также не может  его использовать). Так, вот, важно  отметить, что в отличии от Российского  законодательства, зарубежное интеллектуальное законодательству предусматривает передачу доменного имени владельцу торговой марки (имени). Однако, на наш взгляд, такая передача строится также больше на нормах морали, нежели чем права. Показателен случай с Луизой Чикконе (более известной как поп-девица Мадонна). Ее «тезками» являются и получившая свое имя на пару тысячелетий раньше Дева Мария и десятки тысяч людей во всем мире, имя Мадонна используется в названиях 275 торговых марок, а владелец домена madonna.com Дэн Паризи выражал желание передать свой домен Реабилитационному центру Девы Марии (Madonna Rehabilitation Hospital). Однако, рассматривающая дело организация WIPO приняла решение о принудительной передаче домена именно Луизе Чикконе и более никому49.

     Думается, что в Российском законодательстве необходимо учесть все эти нюансы, приняв рациональные нормы направленные как на защиту прав владельцев товарных знаков, так и владельцев доменных имен.

     Среди исследователей обсуждалась возможность  присоединения к Единым Правилам Рассмотрения Споров о Доменных Именах (UDRP - Uniform DomaiNName Dispute ResolutioNPolicy), которые приняты Корпорацией Интернет по регистрации имен и нумерации (ICANN) на основе рекомендаций ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Этот документ действует с 1999г., и по нему рассматриваются споры в зонах .com, .org, .net и др. Одна из целей принятия этих правил как раз и состоит в предотвращении нарушений прав владельцев товарных знаков, и они обязательны для всех регистраторов доменных имен в соответствующих зонах, при этом «если будет установлено нарушение чужого права, можно добиться передачи доменного имени правообладателю». Но пока Россия не присоединилась к UDRP. Здесь есть ряд проблем как материального, так и процессуального характера, которые должны обсуждаться специалистами. Однако необходимость упорядочения рассматриваемых общественных отношений очевидна50.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обращаясь к понятию товарного знака  и его содержанию, необходимо отметить, что данная категория обладает достаточно длительной историей своего развития, как, в сущности, и любой иной гражданско-правовой институт, обязанный своим появлением общим закономерностям развития общества, имеющим доминантой эволюционный путь.

     Этапы развития института товарных знаков, как впрочем, и всех объектов интеллектуальной собственности, объясняются, прежде всего, экономическими условиями и правовыми традициями каждой конкретной страны и обусловлены ими. Следует констатировать, что исторически главными факторами, повлиявшими на формирование института интеллектуальной собственности явились: разделение труда, обособление интеллектуального труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот.

     Россия  в этом отношении не является исключением.

     Юридическое закрепление права на товарные знаки  и знаки обслуживания, по сути, означает осознание государством важности охраны экономических прав хозяйствующих  субъектов. Важно отметить, что современное  законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации.

     Охрана  товарных знаков непосредственно связана  с защитой свободы личности, прав человека и основ предпринимательства.

     Можно подчеркнуть, что поскольку права  на товарные знаки и знаки обслуживания являются гражданскими правами, вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав, а не какой-либо государственный орган. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

     Действующее гражданское законодательство предусматривает несколько направлений защиты прав на товарные знаки. Помимо таких санкций, как запрет правонарушения и возмещение причиненных убытков в действующей Части IV Гражданского кодекса РФ, в связи с товарными знаками, закреплены такие санкции, как:

     - публикация судебного решения  в целях восстановления деловой  репутации потерпевшего;

     - удаление с товара или его  упаковки незаконно используемого  товарного знака (наименования  места происхождения товара) или  уничтожение изготовленных изображений  товарного знака (наименования места происхождения товара).

     Таким образом, в настоящее время сформирован  соответствующий правовой механизм служащий основой для гражданско-правовой защиты прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания. Однако, одним  из существенных пробелов действующего законодательства является отсутствие норм поддерживающих защиту товарных знаков и знаков обслуживания в Интернет. Как отмечает РоССНИИРОС «в действующем законодательстве понятие «домен» и «имя домена» не отражено, отсутствуют нормы, регулирующие этот объект гражданского права», а также отсутствует его соотношение с категорией товарный знак.

     Кроме того, защита прав на интеллектуальную собственность в Российской Федерации  предусмотрена не только гражданским  законодательством. В Российском законодательстве предусмотрена и административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.

     Также существуют проблемы в разграничении  понятий товарный знак, торговая марка, логотип, фирменный знак, брэнд, поскольку нет однозначного четкого определения названных понятий.

     Следует надеяться, что все вышеназванные  проблемы найдут отражение в ходе работы по дальнейшему совершенствованию  законодательства по вопросам интеллектуальной собственности. А это обновление, как минимум на уровне подзаконных актов уже ожидается. Мы уже отмечали, что многими специалистами негативно оценивается опыт введения системы нормативного регулирования узких специальных отношений на уровне министерств, без прямого участия в этом профильных ведомств. В настоящее время предполагаются структурные преобразования органов исполнительной власти в связи с вступлением в должность нового Президента Российской Федерации. Кроме того, весьма вероятен приход на должность Председателя Правительства уходящего со своей должности В. В. Путина. По нашему мнению, это достаточный повод для того, чтобы часть ведомств, в том числе и имеющая огромное значение для рассматриваемых нами отношений Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), вновь получили полномочия по изданию нормативных актов. Тогда вся система подзаконного регулирования, дополняющая законодательно установленную систему, будет изменена. Позднее, обязательно последует и внесение необходимых поправок в Гражданский кодекс РФ, что позволит решить некоторые указанные нами проблемы правового регулирования.

 

      СПИСОК НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ 

     
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // справочная система КонсультантПлюс.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // справочная система КонсультантПлюс.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1, от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // справочная система КонсультантПлюс.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть IV, введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ с изменениями, введенными Федеральным законом от 01.12.2007 N 318-ФЗ
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // справочная система КонсультантПлюс.
  6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // справочная система КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ
  8. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г. № 3520-I // справочная система КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990г. N 395-I // справочная система КонсультантПлюс.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // справочная система КонсультантПлюс.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004г. N 299 “Об утверждении положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам” (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2005 N 247)
  12. Приказ Роспатента «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» от 23 марта 2001 г. N 39// http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  13. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки  на регистрацию товарного знака и знака обслуживания  (утв. приказом Роспатента от 05.03.03 г. № 32) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  14. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки  на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара  и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 24) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  15. Правила  признания товарного знака общеизвестным  в Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 17.03.2000 г. № 38) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  16. Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 33 "О внесении изменений и дополнений в Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации" // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  17. Правила  продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 23) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  18. Правила принятия решения  о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара при ликвидации юридического лица- обладателя свидетельства (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 29) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  19. Правила продления срока действия регистрации товарного знака  и знака обслуживания и внесения в неё изменений (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 27) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  20. Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица – обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – обладателя исключительного права на товарный знак (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 28) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  21. Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 31) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  22. Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 32) // http://www.fips.ru/ (официальный сайт Роспатента).
  23. Декрет СНК «О товарных знаках» от 10.11.1922 года // справочная система КонсультантПлюс.
  24. Постановление ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий», июль 1919 год // справочная система КонсультантПлюс.
  25. Декрет СНК «О пошлине на товарные знаки», 15.08.1918 год // справочная система КонсультантПлюс.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания