Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
• осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
• подробно рассмотреть приобретение гражданства РФ
• дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации 5
§1. Понятие и сущность гражданства 5
2.1. Принципы гражданства 7
Глава 2. Основания приобретения гражданства РФ 13
§1. Основание приобретения гражданства РФ. Общий и упрощенный порядки 13
§2. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве 28
Заключение 32
Список литературы 35
Оглавление
Гражданство представляет
собой один из основных элементов
правового статуса человека. В
институте гражданства
Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является.
Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.
Вышесказанное, а также
то, что «гражданство» имеет
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы данной проблемы.
Вопросы приобретения гражданства России регулируются сейчас, прежде всего, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62 – ФЗ, а также указом Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации1.
Актуально будет выделить некоторые проблемы приобретения гражданства РФ и обозначить органы, ведающие делами гражданства.
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
Методологической основой исследования является совокупность методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Были использованы системный, статистический, исторический, логический подходы.
Структура работы определена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, законодательные акты РФ, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет и прочие актуальные источники информации.
Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Объем прав и обязанностей, которые человек может реализовывать, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства государства, в котором он проживает. Если бы мир был единым государством и все люди имели одинаковые права и обязанности в соответствии с универсальными законами этого государства, то не было бы необходимости в гражданстве. Однако мир устроен по-другому. 2
Гражданство гарантирует
индивиду признание его
В Российской империи институт подданства сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. Декретом были уничтожены всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов и установлено общее для всего населения страны наименование – гражданин Российской Республики. До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В конституционном государстве институт гражданства стал проявлением принципа равноправия всех членов общества
3
Гражданство – важнейший
элемент конституционно-
Мировой опыт по
вопросам гражданства обобщен
рядом международно-правовых
Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:
1. Единство российского гражданства. Анализ конституционных норм показывает, что ни в ст. 6 Конституции РФ, ни в положениях о предметах ведения РФ и субъектов Федерации ничего не говорится о наделении республик правом решать вопросы гражданства. Наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушал бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве.
Первые шаги в приведении
своих конституций в
Вопросы республиканского гражданства решены в соответствии с Конституцией РФ в Республике Алтай – эта республика не устанавливает своего гражданства, а исходит из положений Конституции РФ о единстве гражданства России и признает, что каждый гражданин РФ на территории Республики Алтай обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, установленные федеральной Конституцией9. Закон о гражданстве 2002 г. не предусматривает гражданства республик. Единое и равное гражданство для всех граждан РФ, провозглашенные Конституцией и Законом о гражданстве, не являются препятствием к тому, чтобы в отдельных субъектах РФ устанавливались «дополнительные льготы в осуществлении каких-то прав и свобод местному населению. Это делается сейчас и может иметь место в будущем. Подобные меры не есть ущемление единства и равенства граждан, поскольку речь идет не об уменьшении, а о расширении гарантий прав и свобод, установленных в Конституции РФ»10.
2. Проживание гражданина
РФ за пределами России не
прекращает его российского
Конституция РФ предоставляет российским гражданам право свободно выезжать за пределы страны. Гражданин, который постоянно или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.
С этим принципом гражданства тесно связан и другой, предусматривающий сохранение российского гражданства при заключении или расторжении брака. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Указанный принцип также означает, что расторжение такого брака не изменит гражданства рожденных в этом браке или усыновленных детей.
3. Гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Данный принцип получает конституционное закрепление в ст. 61, Закон о гражданстве также устанавливает это правило. Запрет высылки не распространяется на иностранных граждан, проживающих на территории России.
Выдача российских граждан – экстрадиция – запрещается конституционно-правовым законодательством на основе международных норм. Под экстрадицией понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного там, в отношении этого лица приговора суда. Согласно УК РФ российские граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности, меры которой устанавливаются УК РФ, если их деяние признано преступлением в государстве, где оно совершено, и если лицо не было осуждено в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ)11. Россия заключила со многими государствами двусторонние договоры о правовой помощи, в соответствии с которыми обязуется по требованию другой стороны осуществлять уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иностранного государства.