Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
• осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
• подробно рассмотреть приобретение гражданства РФ
• дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации 5
§1. Понятие и сущность гражданства 5
2.1. Принципы гражданства 7
Глава 2. Основания приобретения гражданства РФ 13
§1. Основание приобретения гражданства РФ. Общий и упрощенный порядки 13
§2. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве 28
Заключение 32
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_ГРАЖДАНСТВО.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Прием заявлений осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом25

Изменение гражданства ребенка, достигшего 14-летнего возраста, производится с его письменного согласия. Иностранные граждане или лица без гражданства, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в гражданстве РФ.

Это – одно из оснований приобретения гражданства – восстановление в  нем. Порядок восстановления в гражданстве  приравнен Законом к общему порядку  приема в гражданство, кроме необходимости  срока проживания на территории России. Для восстановления в гражданстве этот срок установлен в три года. В определенных случаях государство может отказать некоторым лицам в натурализации.

Рассмотрение заявлений  по вопросам гражданства и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляются в срок до одного со дня подачи заявления и всех документов, а решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке – в срок до 6 месяцев. Если заявление по вопросам гражданства принято к рассмотрению до 1 июля 2002 г., то сохраняется тот срок рассмотрения заявлений, который установлен Законом о гражданстве 1991 г., - соответственно 9 и 6 месяцев. При этом срок подачи заявления может быть восстановлен по просьбе заявителя, если он был пропущен по уважительной причине. Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком – со дня его рождения; усыновленным ребенком – со дня усыновления; в остальных случаях – со дня принятия соответствующего решения.

Отклоняются заявления  о приеме в гражданство РФ лица которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ 26.

Если компетентные органы государства располагают фактами  об участии заявителя в активных публичных действиях, создающих  угрозу безопасности России или направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, то в удовлетворении заявления о приеме в гражданство отказывается;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения  с заявлением о приеме или восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы  РФ в соответствии с Федеральным законом (например, «О правовом положении иностранных граждан», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»);

в) использовали подложные  документы или сообщили заведомо ложные сведения. Факт недостоверности  заявлений или сведений устанавливается компетентными органами РФ, непосредственно принимающими заявления о приеме в российское гражданство. Если такой недостоверности не было обнаружено при подаче заявления, но она проявилась позже, на определенном этапе решения вопроса, производство по делу о приеме в гражданство РФ приостанавливается. Вместе с принятым по существу решением документы возвращаются органу, принявшему заявление о приеме в гражданство. Заявитель при этом имеет право обжаловать отклонение заявления в вышестоящий орган либо в суд;

г) состоят на военной  службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах  иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором  РФ;

д) имеют неснятую или  непогашенную судимость;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральными законами (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Последние три основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство вполне оправданы, и государство осторожно относится к людям, совершившим преступления и желающим приобрести российское гражданство;

з) не имеют законного  источника средств к существованию  на день обращения с заявлениями  о приеме в гражданство РФ или  в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России (если для них не установлен иной срок)27.

Последнее основание  приобретения российского гражданства, названное Законом о гражданстве, – выбор гражданства (оптация). Право  на оптацию возникает в случае изменения Государственной границы  РФ в соответствии с международным договором у лиц, проживающих на территории, государственная принадлежность которой изменена. Порядок и сроки выбора гражданства определяются соответствующими международными договорами. Оптация является одновременно и одним из способов прекращения гражданства. При включении какой-либо территории в состав РФ проживающие на ней лица имеют право на выбор гражданства: остаться гражданами России или перейти в гражданство другого государства. Все вопросы, касающиеся проживания на таких территориях лиц, не изменяющих гражданства, регулируются международным договором. Прекращение гражданства РФ влечет за собой утрату юридического статуса гражданина, разрыв правовой связи его с государством. Прекращение гражданства возможно различными путями. Самый распространенный – желание самого гражданина и решение, принятое по этому вопросу компетентным органом государства. Гражданство РФ может прекратиться также на основании оптации путем выбора гражданства другого государства или на основании международных договоров РФ с конкретными государствами. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, если нет оснований для отказа. Выход из российского гражданства лица, проживающего за границей, осуществляется в упрощенном порядке, на основе добровольного волеизъявления такого лица, если, как и в первом случае, нет оснований для отказа. Такие основания устанавливаются федеральным законом. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин России имеет неисполненные перед РФ обязательства, установленные федеральным законом; если лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; если лицо не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения. Эти положения соответствуют нормам ст. 55 Конституции РФ, которая допускает ограничения прав и свобод гражданина тогда, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон о гражданстве РФ 2002 г. не предусматривает возможности отклонения заявлений о выходе из гражданства по соображениям государственной безопасности. Однако если человек по роду своей деятельности имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и имеет обязательство их хранить в течение определенного законом срока, то выход из гражданства такому лицу может быть отложен до истечения этого срока, поскольку обязательство хранить государственную тайну может быть истолковано как выполнение обязательств перед государством. Это основание в целом находится в рамках норм международного права. Допускается также выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином. При наличии таких обстоятельств выход из гражданства РФ осуществляется в упрощенном порядке. С заявлением о выходе из гражданства РФ ребенка могут обратиться оба родителя либо единственный родитель ребенка. Российское гражданство ребенка прекращается только в том случае, если не станет в результате выхода лицом без гражданства. Для защиты прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц над ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть установлены опека или попечительство. Опека или попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав и в других случаях в целях их воспитания. Опека может быть установлена над детьми до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства; попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами. Что касается гражданства детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, то они приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего российское гражданство, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению. В случае, если ребенок или недееспособное лицо находятся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, этот ребенок или недееспособное лицо приобретают российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором они содержатся. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются российскими гражданами и над которыми установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняют российское гражданство и не меняют своего гражданства, следуя гражданству опекуна.

Ребенок, усыновленный гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является российским гражданином, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство России со дня его усыновления по заявлению усыновителя – гражданина России.

Изменения, внесенные  в Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации», предусматривают  иной срок для подачи заявления иностранными гражданами и лицами без гражданства  о желании приобрести российское гражданство. В частности, указанный  срок продлен с 1 января 2009 г.до 1 июля 2009 г.

 Данные изменения касаются иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке согласно ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В частности, для имевших гражданство СССР, прибывших в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г., либо получивших разрешение на временное проживание в РФ (или вид на жительство).

При приеме в гражданство РФ в общем порядке с соответствующим заявлением на имя президента РФ вправе обратиться лица, непрерывно проживающие на территории РФ в течение 5 лет со дня получения вида на жительство, обязующиеся соблюдать конституцию РФ и законодательство РФ, имеющие законный источник средств к существованию, обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (кроме иных случаев, предусмотренных международными договорами РФ, а также случаев, когда отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от данного лица причин), владеющие русским языком. Решение о приеме в гражданство РФ в общем порядке оформляется соответствующим указом президента РФ.

Указанный 5-летний срок обязательного проживания на территории РФ может быть сокращен, если лицо родилось на территории РСФСР и имело гражданство СССР, состояло в браке с гражданином РФ не менее 3 лет, у нетрудоспособного лица есть совершеннолетние дети, являющиеся гражданами РФ, лицо обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры, обладает профессией (квалификацией), представляющей интерес для РФ, лицу предоставлено политическое убежище на территории РФ, лицо признано беженцем.

Независимо от всех условий  указом президента РФ может быть принято в российское гражданство лицо, имеющее особые заслуги перед Россией.

Одним из самых резонансных, событий прошедшего года стала отмена с 1 июля 2009 года специальной законодательной  нормы части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", срок действия которой неоднократно продлевался. Это была временная мера, рассчитанная на переселенцев из бывших союзных республик. Те, кто переехал в Россию и зарегистрировался до 1 июля 2002 года, могли приобрести гражданство в упрощенном порядке без обязательного "ценза оседлости", как в некоторых СМИ стали называть требование до подачи заявления о желании вступить в гражданство прожить на территории России не менее пяти лет.

Возможностью им воспользоваться осталась для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации, проживающего на территории нашей страны. Распространяется упрощенный порядок и на тех, кто получил среднее профессиональное или высшее образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. На получение российского гражданства в упрощенном порядке могут претендовать также граждане бывшего СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств и оставшиеся в результате этого лицами без гражданства. Могут претендовать и рожденные на территории РСФСР и имевшие в прошлом гражданство бывшего СССР. Упрощенный порядок действует еще для ряда категорий граждан — для состоящих в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет, для имеющих дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации, — речь в данном случае о людях нетрудоспособного возраста. Предусмотрен упрощенный порядок и для тех, кто имеет ребенка — гражданина Российской Федерации, в случае, если другой родитель этого ребенка, гражданин Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, ограничен в родительских правах или лишен их. Возможен прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и при другой семейной коллизии — для граждан, имеющих совершеннолетнего ребенка — гражданина Российской Федерации решением суда, вступившим в законную силу, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности в случае смерти другого родителя, гражданина Российской Федерации, или при признании его безвестно отсутствующим и т.п.

Право быть принятым в  гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке предоставлено  и нетрудоспособным иностранным  гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших  в состав СССР, зарегистрированным по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года, а также ветеранам Великой Отечественной войны, имевшим гражданство бывшего СССР и проживающим на территории нашей страны. 28

Кстати, право на гражданство  РФ в упрощенном порядке имеют  граждане республик Беларусь, Казахстан и Кыргызстан благодаря действующим международным соглашениям, распространяющим на выходцев из этих государств определенные льготы. Этими льготами воспользовались, став в прошедшем году гражданами России, почти 35 тысяч выходцев из Кыргызстана, 28 тысяч казахстанцев. Белорусов среди новых россиян значительно меньше — чуть больше трех с половиной тысяч. Так что путь не закрыт, и за 10 месяцев 2009 года в упрощенном порядке приобрели российское гражданство почти 205 тысяч человек. А в общем порядке за то же время стали гражданами России всего 63 человека.

§2.  Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве

Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве  РФ, являются:

Президент РФ,

  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
  • федеральный орган исполнительной власти; ведающий вопросами иностранных дел,
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченный официально оформлять российское гражданство.

Конституция РФ в ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и  предоставления политического убежища29. В развитие этого положения Закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы. Президент РФ может взять на себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые по общему правилу исключают принятие в гражданство. При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. 30

В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии – внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка доводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений. В Администрации Президента РФ, Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение – Управление по вопросам гражданства31. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающиеся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства; подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации