Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:49, контрольная работа
Целью курсовой работы является всестороннее исследование оснований приобретения и прекращения гражданства РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- исследовать понятие гражданства, его основные черты;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследовать основания и порядок приобретения и прекращения российского гражданства.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Гражданство в РФ …………………………………………………………4
Понятие и основные черты гражданства в РФ …………………………4
Принципы гражданства РФ….………………..………….………………6
Особенности правого регулирования оснований и порядка
приобретения и прекращения гражданства РФ…………………………17
Основание и порядок приобретения гражданства РФ…………….…17
Основание и порядок прекращения гражданства РФ…………….…22
Заключение………………………..………………………………………….........25
Библиографический список…………….………………………………….........27
Принцип равного гражданства означает, что все граждане равны независимо от оснований приобретения гражданства. Основным назначением данного принципа является уравнение так называемого «приобретенного гражданства» с гражданством, полученным в результате рождения4.
Принцип сохранения гражданства Российской Федерации при проживании за пределами Российской Федерации (закрепленный в ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.) вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ).
Гражданство как
устойчивая связь лица и государства
означает, что оно существует постоянно.
Существование гражданства
Одним из важных принципов гражданства является невозможность произвольного лишения гражданства Российской Федерации и права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.).
Под лишением гражданства принято понимать расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Этот принцип гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например, за инакомыслие или длительное проживание за границей, как было в советские времена.
Запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей, как той, так и другой стороной без взаимного согласия.
Что касается права изменить гражданство Российской Федерации, то Конституция РФ и Закон о гражданстве 2002 г. обеспечивают полную свободу лица в решении этого вопроса. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. стать лицом без гражданства.
К принципу невозможности лишения гражданства Российской Федерации близко примыкает принцип невозможности высылки за пределы Российской Федерации или выдачи иностранному государству граждан Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.). Это важный демократический принцип, являющийся своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод.
Закрепление принципа запрета на высылку за пределы страны, по всей видимости, можно объяснить стремлением России как правового государства не допустить возобновления имевших место в отечественной истории высылок инакомыслящих граждан за пределы Российского государства. Ведь в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. прямого запрета высылки не было, что давало властям возможность действовать произвольно. Так, например, был выслан писатель А.И.Солженицын.
В отличие от высылки термин «выдача» является более распространенным. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на Родину.
Конституция РСФСР 1978 г. и Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве 1991 г.) тоже запрещали выдачу российских граждан, однако допускали исключение, если они установлены законом или международным договором, но в ныне действующей Конституции РФ и новом Федеральном законе о гражданстве 2002 г. никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
Что касается ситуации, когда гражданин Российской Федерации совершил преступление на территории иностранного государства, то в данном случае она разрешается следующим образом. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязуется по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства.
Важным принципом российского гражданства является сокращение безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.). Этот принцип явился отражением существующей в международном праве тенденции, призывающей государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.
Проблема безгражданства имеет значение для обеспечения равенства всех лиц, проживающих в конкретном государстве, так как деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Ведь особенностью положения лиц без гражданства (апатридов) в любой стране является то, что они не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Лицо без гражданства (апатрид) не имеет ряда субъективных прав, неразрывно связанных с состоянием гражданства, — избирательные права, доступ к государственной службе и т.д. Поэтому мировое сообщество стремится к сокращению безгражданства.
Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории России. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства, а дети, рожденные в России, автоматически приобретают статус граждан России.
Следующим принципом гражданства Российской Федерации является определение наличия у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР (ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.). Данный факт имеет существенное значение при решении вопроса о предоставлении российского гражданства иностранным гражданам и лицам без гражданства, имевшим гражданство СССР, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Они принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 2002 г.
Еще одним принципом выступает принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Особое значение этот принцип имеет в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время, т.е. в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ (ч. 2 ст. 61), а также Законе о гражданстве 2002 г. (ч. 1 ст. 7).
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» оставляют за Российской Федерацией право использовать различные формы давления и экономические санкции против стран, где будут нарушаться права российских граждан. Более того, дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики России в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
Установленные внутренними нормативными актами меры по защите прав российских граждан, проживающих на территории иностранных государств, создают правовую основу для реализации Россией права обеспечивать уважение норм международного права по отношению к российским гражданам.
Последним из принципов гражданства Российской Федерации следует назвать принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, ст. 6 Закона о гражданстве 2002 г.).
Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, причем взаимоотношения могут быть закреплены одновременно с двумя или несколькими государствами.
При этом необходимо различать два следующих понятия, которые вытекают из этого определения.
Двойное гражданство как правовое состояние, являющееся результатом приобретения второго гражданства с разрешения, согласия государства, гражданство которого он получил первым. Данное положение закреплено и в части 1 ст. 62 Конституции РФ, по которому гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Множественное гражданство — это ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально. Случай приобретения российскими гражданами гражданства той страны, в которой данный вопрос не урегулирован конкретным соглашением, не является наказуемым деянием, однако полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России. Гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство, соответственно, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, который обладает на территории России всеми права ми и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 62), причем не может отказаться от их выполнения на основе того, что у него есть иное гражданство, которое в данном случае ничего не дает. Это второе гражданство применяется в международном праве как «спящее гражданство». Оно «просыпается», когда человек приезжает в страну второго гражданства, но только в том случае, если Российская Федерация признает это второе гражданство. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного государства, а также выполнять обязанности, не имея права от них отказываться на той основе, что имеет гражданство Российской Федерации.
Таким образом, при приобретении гражданства нескольких государств и получении всех их прав, свобод и обязанностей во взаимоотношениях между странами и гражданами могли бы возникнуть противоречия в решении некоторых вопросов. Однако государства регулируют каждое явление, руководствуясь своими законами и традициями.
приобретения и прекращения гражданства РФ
Гражданство для физического лица — статус приобретаемый. Обладание им зависит от воли государства — второй стороны отношений гражданства. Поэтому приобретение статуса гражданина осуществляется в соответствии с определенными нормативными правилами, устанавливаемыми каждым государством самостоятельно исходя из принципа государственного суверенитета. В соответствии с Конвенцией, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г., каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами. Любой вопрос, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, рассматривается в соответствии с законодательством данного государства.
Таким образом, приобретение гражданства Российской Федерации зависит только от нормативных положений российского законодательства и международных соглашений, признанных Россией в установленном порядке. Законодательство иностранных государств, а также международные договоры, конвенции, декларации и т.п., к которым Российская Федерация не присоединялась, не могут влиять на приобретение статуса российского гражданина, даже если в них будут какие-либо нормы, затрагивающие вопросы приобретения гражданства Российской Федерации.
Приобретение статуса гражданина законодательством каждого государства ставится в зависимость от наличия или отсутствия определенных обстоятельств (их совокупности). Такие обстоятельства выступают в качестве оснований приобретения гражданства.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в статье 11 прямо называет три основания приобретения гражданства Российской Федерации: по рождению, прием в гражданство (в общем или упрощенном порядке), восстановление в гражданстве, а также указывает на возможность приобретения гражданства РФ по иным основаниям, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наиболее распространенное основание приобретения гражданства Российской Федерации — приобретение гражданства по рождению (ст. 12).
Регулирование данных вопросов в национальном законодательстве может осуществляться на основе двух ведущих принципов: «права крови» и «права почвы». «Право почвы» означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, прилетает его гражданство независимо от гражданства своих родители, а «право крови» означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. В настоящее время в Роста основным признают принцип «права крови»5.