Демографические проблемы формирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Семья прошла через многие испытания, выдержав разлуки войн революционные отрицания семьи и брака как отживших свое проявлений прошлого быта. По-моему, прочность семьи обусловлена не только кровным родством, но прежде всего, любовью к близким. Семьи, в которых нет желания жить ради любимого человека, рано или поздно рушатся. Именно семья является первичным и наиважнейшим агентом социализации личности. Ребенок первоначально на бессознательном уровне копирует поведение и реакции родителей, их манеру обращаться друг к другу. Если родители любят и ценят друг друга, если они проявляют уважение к дедушке и бабушке своих детей, то и дети вырастают благодарными людьми. Именно в семье формируется культура поведения, в семье человек получает первоначальное представление об обществе, о профессии своих родителей, о взаимоотношениях между людьми и многое другое. Отсутствие же внимания со стороны близких может привести к самым неблагоприятным последствиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.49 Кб (Скачать файл)

    В настоящее  время заметно возрастает функция  семьи по организации досуга  и отдыха. Под досугом мы условимся  понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается  всецело по своему выбору и  усмотрению. Свободное время –  одна из важнейших социальных  ценностей, незаменимое средство  восстановления физических и  духовных сил человека, всестороннего  развития личности. Повышению роли  досуга способствуют правильный  ритм и режим жизни семьи, разумное  распределение обязанностей между  ее членами, планирование труда  и отдыха. В целом досуг является  как бы зеркалом зрелости человека  как личности: по характеру его  досуга о человеке можно сказать  очень многое.

   Досуг включает  в себя чтение, слушание и просмотр  телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение  библиотек, театров, концертных залов  и кинотеатров, проведение ежегодного  отпуска, посещение парков, туристские  походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

   9.Воспитательная  функция.

 В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное  значение имеет ее влияние  на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного об-ществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

    Второй аспект  – систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. Аспект  третий – постоянное влияние  детей на родителей (и других  взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься самовоспитанием.

   10. Все большее  значение социологи придавали  и придают коммуникативной функции  семьи.

 Можно назвать следующие  компоненты этой функции: посредничество  семьи в контакте своих членов  со средствами массовой информации (телевидением, радио, периодической  печатью), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные  связи своих членов с окружающей  природной средой и на характер  ее восприятия; организация внутрисемейного  объединения.

   Если семья уделяет  выполнению этой функции достаточное  внимание, то это заметно усиливает  ее воспитательный потенциал. Нередко  с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной  функцией) деятельность по созданию  психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не  согласиться: в нашу динамичную  эпоху сильно возрастает значение  семьи как психологической ячейки.

    11. Сексуальная  функция семьи

 осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение  сексуальных потребностей супругов.

   В. И. Ленин говорил  о революции в области половых  отношений, но, в то же время, дискредитировал  каждого, кто пытался по этому  поводу теоретизировать. Он рекомендовал  советской молодежи заниматься  не любовью, а спортом, гимнастикой, плаванием, экскурсиями, физическими  упражнениями. Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 г. вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа местожительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность.

   Новый брачный  закон не отменял церковных  церемоний, но лишал их права  легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь  гражданская регистрация, при-чем  как церемония бракосочетания, так  и процедура развода значительно  упрощались.

   Семья как объект  может быть классифицирована  по разным основаниям:

 по типам поселения  – городская и сельская;

 по составу – расширенная  и нуклеарная;

 по наличию родителей  – полная и неполная (монородительская) и т. д.

    Брак также  может быть классифицирован. Например, по таким основаниям:

 по степени формализации  – фактически и юридически;

 по однородности социального  положения супругов - гомогенный  и гетерогенный.

   При этом математически  точно может быть выражено  лишь очень ограниченное число  характеристик каждого из выбранных  объектов.

   Почти любой социальный  объект доступен наблюдению и  изучению изнутри. Брак и семья  же являются наиболее интимной  разновидностью социальных и  личных отношений, которые большей  своей частью скрыты от постороннего  наблюдателя. В связи с этим  возникает ограниченность в методах  изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником  общесоциальных тенденций в области  брака и семьи является не  изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных о положении женщины в обществе, уровне материального положения и духовной культуры, динамике рождений, браков, разводов.

 

    1. Конфликтологический подход к проблеме семьи

 

   Функционалисты делают  упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества  в целом. Многие сторонники теории  конфликта рассматривают семью  как социальную структуру, в которой  одни люди выигрывают за счет  других. Ф. Энгельс видел в семье  классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчины) угнетал  другой класс (женщин). Он утверждал, что брак исторически был первой  формой классового антагонизма, где благосостояние одной группы  зиждилось на униженном и угнетенном  положении другой группы. Мотивацией  доминирования мужчин служила  экономическая эксплуатация, труда  женщин.

   По мнению Коллинза, мужчины построили общество таким  образом, чтобы утвердить женщин  в качестве своей сексуальной  собственности. Мужчины заявляют  свои исключительные, сексуальные  права на женщин точно так  же, как определяют доступ к  экономической собственности. Брак  становится социально обусловленным  контрактом на сексуальную собственность.[1, с.303]

   Женщины стали  потенциально свободными в выборе  сексуальных отношений. Однако в  условиях свободного «рынка брака»  им приходится отдавать свою  сексуальность в обмен на экономическое  положение и социальный статус  мужчин. Коллинз выдвигает гипотезу, что в экономическом мире, где  доминирующие положение принадлежало  мужчинам, наиболее эффективной  стратегией было умение женщины  подать себя как сексуально  привлекательную и одновременно  как можно более недоступную  для мужчин. В подобных условиях  женственность и девственность  приняли идеализированные формы, так что в процессе ухаживания входил некий элемент сексуальной сдержанности. Однако по мере того, как экономические возможности женщин возрастали и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от мужчин, у них появилась возможность стать и сексуально независимыми. Теперь сексуальные «контракты» стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем на товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение.

    Как и другие  социальные институты, семья рассматривается  социологами с разных точек  зрения, сквозь призму различных  подходов. В частности, психоаналитик  Зигмунд Фрейд и социолог Георг  Зиммель применили к проблемам  семьи конфликтологический подход. Они утверждали, что близкие взаимоотношения  неизбежно включают в себя  не только любовь, но и противоборство. В последние годы современные  социологи взяли на вооружение  эти идеи и выдвинули гипотезу, что конфликт составляет часть  всех систем и взаимодействий, включая семейные и брачные  взаимоотношения. Семья строится  на основе диалектики двух  противоборствующих потребностей: соперничества за независимость, власть и привилегии и одновременно  соучастия в судьбе друг друга. С такой точки зрения семья  является социальной структурой, формирующей межличностные взаимоотношения  в непрерывных конфликтах, сохраняясь  вопреки им.

   Экономические реформы  в России отрицательным образом  сказались на сфере семейно-брачных  отношений. Снижается количество  зарегистрированных браков, число  детей в семье. Российские семьи  подвергаются тяжелейшему испытанию  на прочность.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

2.1.  Дифференциация труда  в семейной и общественной  жизни

Дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В первую очередь это связано с ростом профессиональной занятости и образования женщин, в основе которого лежат не только экономические, но и в значительной степени социально-психологические факторы.[8, с.121]

   Процесс освобождения  от традиционного представления  коснулся не только женской  роли, но и мужской. Как пишет  У. Бек, благодаря большому участию  женщин в наемном труде мужчины  выходят из роли единственного  кормильца, освобождаясь от давления  профессии и поворачиваясь лицом  к семье, детям, т.е. для мужчин  становится возможна иная заинтересованность  и в профессии и в семье.

   Задача данного  исследования - определить характер  гендерного разделения домашнего  труда в современной российской  городской семье, попытаться выяснить, какие факторы влияют на этот  процесс. Особый интерес вызывают  семьи, где оба партнера - работающие.

   Опрос был посвящен  изучению социального положения  и выявлению основных тенденций  в развитии городской семьи. Опрошены  члены 386 домохозяйств города Саранска (шаговый квотно-гнездовой метод, ошибка не более ± 5,0%, уровень  надежности 95%) методом очного стандартизированного  анкетирования по месту жительства. Помимо прочих данных в ходе  опроса были получены сведения  об уровне жизни городской  семьи (среднедушевой доход, оценка  денежных доходов, прогноз финансового  положения), ценностных ориентациях, репродуктивных установках респондентов.

   В ходе исследования  предполагалось выяснить, насколько  распространен эгалитарный характер  разделения домашних обязанностей  в городской семье и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс. Под эгалитарным характером гендерного разделения домашнего труда мы понимаем равное участие мужа и жены в выполнении домашних дел при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость. Первая группа связана с реальным экономическим поведением каждого из супругов в домохозяйстве. В первую очередь здесь имеется в виду размер индивидуального дохода одного супруга относительно другого, т.е. вклад в бюджет семьи. Вторая группа факторов соотносится с влиянием социокультурных норм, заложенных в процессе социализации и связанных с традиционными тендерными представлениями о предназначении мужчин и женщин в семье и обществе. С учетом этого было выдвинуто две гипотезы. Гипотеза первая - чем выше уровень индивидуального дохода у жены (по сравнению с мужем), тем больше вероятность эгалитарного распределения домашних обязанностей в семье. В качестве индикатора мы брали заявление респондентов, что жена имеет доход больше мужа. Помимо наибольшего дохода значимыми в рассматриваемом аспекте оказались и другие факторы - возраст супругов, продолжительность брака, образование. Гипотеза вторая - на гендерное разделение домашнего труда в городской семье оказывают влияние социокультурные нормы, связанные с традиционными гендерными стереотипами о роли и обязанностях мужчин и женщин в семье, гендерные ценности. В качестве индикатора мы использовали восприятие респондентами разделения ответственности в семье: мужчина - добытчик (ответственность за материальное обеспечение), женщина - хранительница очага (ответственность за создание уюта. Для определения того, как воспринимается разделение труда в семье, респондентам был задан вопрос: «Кто в вашей семье чаще всего выполняет следующие виды домашней работы?» [8, с.122]

   Из перечисленные  видов работ самыми "женскими" оказались стирка одежды, глажение  одежды, приготовление пищи, уборка  квартиры, мытье посуды, покупка  продуктов. Далее идут близкие  к гендерно нейтральным или  гендерно нейтральные домашние обязанности: управление бюджетом, уход за престарелыми членами семьи, планирование досуга.(см.табл.1).

     Воспитание  детей и принятие решения в  семье оказались самыми эгалитарными  видами домашней работы - 73 и 72,5% респондентов  соответственно отметили, что их  выполняют чаще всего оба супруга. Если представить список работ  в виде ряда, построенного по  мере убывания их женской маркированности, то мы получим шкалу, где на  полюсах находятся женские и  мужские виды деятельности, а  посередине - гендерно нейтральные. Примечательно, что из 13 видов домашней  деятельности "мужскими" оказались  только два - мужья в два раза  чаще жен выносят мусор и  в 3,5 раза чаще ремонтируют вещи  и квартиру. Еще 5 видов работ выполняют  в семье оба супруга.[8, с.122]

   По итогам нашего  опроса мы условно разделили  городские семьи по степени  участия супругов в домашней  деятельности на три типа. Первый  тип условно назовем "патриархальные" семьи - в них все виды домашней  работы чаще всего выполняют  жены (46,1% семей). Второй - "матриархальные" семьи, где предложенные виды  внутрисемейной домашней деятельности  чаще всего выполняет муж (11,7%). Третий - «эгалитарные» семьи, в которых  домашнюю работу чаще всего  выполняют оба супруга (37,2%). Таким  образом, в большинстве случаев  действует жесткая патриархальная  модель, определяющая разделение "мужской" и "женской" домашней работы, причем  львиную долю реальной работы  по дому практически всегда  выполняет женщина.[8, с.123]

   Насколько же женщины  и мужчины удовлетворены тем, кто выполняет те или иные  виды домашней работы?

   Как показало исследование, не удовлетворены совсем разделением  обязанностей по дому 10,9% женщин  и 1,8% мужчин, еще 43,5% женщин и 27,8% мужчин  удовлетворены частично. Соответственно 70,4% мужчин полностью удовлетворены  сложившимся положением вещей, среди  женщин таких 45,6%.

   Причина удовлетворенности  женщин, может быть объяснена, с  одной стороны, проявлением традиционной  культуры, а с другой, - экономическими  обстоятельствами.

   Насколько теоретическая  модель экономической зависимости  находит подтверждение при анализе  эмпирических данных?

   Такая переменная  как соотношение индивидуальных  доходов жены и мужа оказалась  значимой при анализе распределения  домашних обязанностей между  супругами.

Информация о работе Демографические проблемы формирования семьи