Депутат государственной думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Подготовлен и вступил в силу ряд крупных кодифицированных актов: первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса, первая и вторая части Налогового кодекса, Административно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы и др.
Цель данной работы – дать характеристику основам статуса и деятельности депутата Государственной Думы РФ.

Содержание

Введение 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы РФ 5
1.1. Законодательные основы регламентации статуса Государственной Думы 5
1.2. Права депутата Государственной Думы РФ 7
1.3. Гарантии неприкосновенности депутата Государственной Думы РФ 10
1.4. Материально-финансовые и социальные гарантии депутата Государственной Думы РФ 14
2. Основы деятельности депутатов Государственной Думы 19
2.1. Выборы депутатов Государственной Думы 19
2.2. Формы и виды деятельности депутатов Государственной Думы 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Депутат государственной думы.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение


 

Статья 94 Конституции  является первой конституционной нормой, которая учредила парламент Российской Федерации, отвечающий основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование - Федеральное Собрание.

Данная статья Конституции  РФ закрепляет Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Представительным органом  Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества, что создает необходимые условия для превращения Российской Федерации в демократическое, социальное государство.

Российский парламент  построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации действует  исторически еще небольшой срок. Однако и первое десятилетие ее деятельности уже ясно свидетельствует: современный  российский парламентаризм последовательно и плодотворно продолжает лучшие традиции российской представительной власти, заложенные в начале ХХ века.

Законодательная деятельность за истекший период была направлена на решение беспрецедентных по объему и сложности задач формирования правовой базы новых общественных отношений. Приоритеты этой деятельности во многом диктовалась динамичной текущей ситуацией, часто приобретающей кризисные черты. Тем не менее законотворчество велось достаточно целенаправленно, реакция на требования момента сочеталась с формированием базовых основ во многих отраслях законодательства.

В результате этой работы вступили в силу около трех тысяч  законов.

В том числе федеральные  конституционные законы: о Конституционном Суде Российской Федерации, об арбитражных судах, о референдуме, о судебной системе, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве Российской Федерации, о Государственном гербе, о Государственном флаге, о Государственном гимне, о военном положении, о чрезвычайном положении, о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, о военных судах.

Подготовлен и вступил  в силу ряд крупных кодифицированных актов: первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса, первая и вторая части Налогового кодекса, Административно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы и др.

Цель данной работы – дать характеристику основам статуса и деятельности депутата Государственной Думы РФ.

 

1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы РФ


1.1. Законодательные основы регламентации статуса Государственной Думы


 

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты.1

Но общее  количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее  время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике. Комитет по вопросам местного самоуправления. Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту, и энергетике.2

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

 Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может  для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной  Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.3

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение  в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной  Думы вправе состоять только в одном  депутатском объединении.

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная  Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Государственная Дума правомочна начать свою работу если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента.) В соответствии со ст.96 ч. 3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30 Регламента).

1.2. Права депутата Государственной  Думы РФ


 

К правам парламентария  Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о статусе) в первую очередь относит право законодательной инициативы депутата Государственной Думы для внесения законопроектов, а также группы численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы для внесения предложений о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений.

Следующее по степени  важности право - участие парламентария  в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Закон закрепляет за парламентарием право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты.

Одно из наиболее действенных прав - право запроса, которое законодательно разделено на депутатский и парламентский запросы. Парламентский запрос определен как право палаты направлять запрос Председателю и членам Правительства России, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий и комиссий референдума, Председателю Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию данных органов и должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов палаты, а должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, в свою очередь, должно дать на него ответ в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня его получения. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты, а копии ответа направляются всем членам палаты.

Депутатский запрос направляется не палатой, а депутатом  Государственной Думы (инициатором запроса). Так как данный запрос направляется парламентарием самостоятельно, то не требуется его оглашения на заседании палаты, а должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.4

Следующая форма, приглашение на заседание, аналогична рассмотренной выше процедуре «правительственного часа», но лишь с той разницей, что закон о статусе существенно увеличивает перечень лиц, которые могут быть приглашены и заслушаны на заседании соответствующей палаты. Статья 15 Закона о статусе определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе пригласить Председателя и членов Правительства РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка, Председателя Центральной избирательной комиссии, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда, председателя Государственного фонда занятости населения, председателя Фонда социального страхования, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования на заседание палаты Федерального Собрания.

Если приглашенное должностное лицо не может прибыть  на заседание палаты в назначенное  время, то закон допускает возможность  изменить время прибытия приглашаемого лица по согласованию с Председателем палаты либо направить на заседание палаты его заместителя.

Еще одно из прав парламентария - право на прием в  первоочередном порядке должностными лицами, которое заключается в том, что по вопросам своей деятельности парламентарий может пользоваться первоочередном правом на прием у руководителей и других должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил РФ.

Кроме указанных, Закон о статусе определяет следующие права:

  • право на получение и распространение информации (ст. 17) - должностные лица аппарата той или иной палаты в установленном регламентами палат порядке обеспечивают парламентария документами, принятыми палатами, печатными изданиями палат, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента и Правительством РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией и иными государственными органами;
  • право на обращение парламентария в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица которых безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения;
  • право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.

1.3. Гарантии неприкосновенности депутата  Государственной Думы РФ


 

Парламентская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой норме  парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.5

Закон о статусе  определяет личную неприкосновенность как невозможность применения к парламентарию без согласия палаты Федерального Собрания следующих мер:

а) привлечения  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

Информация о работе Депутат государственной думы