Депутат государственной думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Подготовлен и вступил в силу ряд крупных кодифицированных актов: первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса, первая и вторая части Налогового кодекса, Административно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы и др.
Цель данной работы – дать характеристику основам статуса и деятельности депутата Государственной Думы РФ.

Содержание

Введение 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы РФ 5
1.1. Законодательные основы регламентации статуса Государственной Думы 5
1.2. Права депутата Государственной Думы РФ 7
1.3. Гарантии неприкосновенности депутата Государственной Думы РФ 10
1.4. Материально-финансовые и социальные гарантии депутата Государственной Думы РФ 14
2. Основы деятельности депутатов Государственной Думы 19
2.1. Выборы депутатов Государственной Думы 19
2.2. Формы и виды деятельности депутатов Государственной Думы 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Депутат государственной думы.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

На первом заседании  Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Продолжительность и порядок проведения заседаний  палаты определяются настоящим Регламентом и решениями Государственной Думы.

Заседания Государственной  Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.

По решению  палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации.

Решение о проведении закрытого заседания принимается  большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.

Закрытое заседание  Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается проносить  на закрытое заседание Государственной  Думы и использовать в ходе закрытого  заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.

Представители средств массовой информации на закрытые заседания Государственной Думы не допускаются.

Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.

Председательствующий  на закрытом заседании палаты в начале указанного заседания уведомляет депутатов Государственной Думы и приглашенных лиц об основных правилах проведения закрытого заседания, о степени секретности обсуждаемых на нем сведений и предупреждает об ответственности за разглашение и распространение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Стенограмма закрытого  заседания Государственной Думы, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым на указанном заседании вопросам, учетные данные электронной системы о регистрации депутатов Государственной Думы и результаты их голосования, в том числе поименного, хранятся в структурном подразделении по защите государственной тайны Аппарата Государственной Думы в режиме секретного документа. Ознакомление депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата Государственной Думы под расписку.14

Порядок организационно-технического обеспечения закрытых заседаний Государственной Думы, закрытых парламентских слушаний, закрытых заседаний комитетов и комиссий Государственной Думы устанавливается положением, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 101), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Существуют  три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст. 101); по принятию федеральных законов (ст. 105).

Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы  сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст. 103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы.

К ведению Государственной  Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса  о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

Частями 2 и 3 той  же статьи установлено, что Государственная  Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению  Конституцией Российской Федерации которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен целый раздел, посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению Государственной Думы. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства в соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст. 137 Регламента).

Согласие на назначение Председателя Правительства  считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение  недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру (ст. 140 ч.1 Регламента).15

Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при  определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя Правительства является положение ч. 4 ст. 111 Конституции, в которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

 

Заключение


 

В государственной Думе через депутатов  представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места  проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная  Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Государственная  Дума правомочна начать свою работу если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента.) В соответствии со ст.96 ч. 3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30 Регламента).

На первом заседании  Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную  комиссию, 1 Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатов палаты.

Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.»

В ч. 4 ст. 1 II Конституции  Российской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой.

 

 

Список использованной литературы


 

Нормативно-правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (с изменениями от 19 октября 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №2. – Ст. 74.
  3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изменениями от 17 октября 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст. 3336.

 

Специальная литература

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. – М.: Юрист, 2009. – 608 с.
  2. Бойцова В.В. Конституционное право в российской правовой системе / В.В. Бойцова // Общественные науки и современность. – 2009. – №6. – С. 11-18.
  3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс / Н.В. Витрук. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 640 с.
  4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 – 2009). Очерки теории и практики / Н.В. Витрук. – М.: Городец-издат, 2009. – 319 с.
  5. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение / Н.В. Витрук // Конституционное право. – 2010. – №3. – С. 12-18.
  6. Власов И.К. Конституционный Суд и парламент России / И.К. Власов // Конституционное право. – 2011. – №3. – С. 19-25.
  7. Грудцына Л.Ю. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод и особенности их реализации в гражданском судопроизводстве / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2010. – №2. – С. 10-15.
  8. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова. – М.: Юристъ, 2009. – 482 с.
  9. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) / А.А. Котенков // Государство и право. – 2009. – №9. – С. 11-15.
  10. Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российский конституций / И.А. Кравец // Правоведение. – 2010. – №2. – С. 18-25.
  11. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Учебное пособие / В.А. Кряжков. – М.: БЕК, 2011. – 612 с.
  12. Курманов М.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ / М.М. Курманов // Журнал российского права. – 2010. – №9. – С. 30-37.
  13. Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) / В.В. Лапаева // Журнал российского права. – 2010. – №7. – С. 19-28.
  14. Лапаева В.В. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: подходы к выработке правовой позиции / В.В. Лапаева // Законодательство и экономика. – 2010. – №6. – С. 14-20.
  15. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина / В.В. Лапаева // Законодательство и экономика. – 2010. – №1. – С. 32-38.
  16. Лучин В.О. Конституционное (государственное) право России: курс лекций / В.О. Лучин, Е.И. Колюшин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 741 с.
  17. Миронов В.О. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина / В.О. Миронов // Гражданин и право. – 2011. – №6. – С. 18-24.
  18. Петров Ю.А. Наука и методология конституционного права / Ю.А. Петров. – М.: Просвещение, 2009. – 729 с.
  19. Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма / Л.Я. Полуян // Гражданин и право. – 2010. – №12. – С. 46-52.
  20. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2010. – 611 с.
  21. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2011. – 590 с.

 

 

 

 

 

1 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2011. – С.122.

2 Петров Ю.А. Наука и методология конституционного права / Ю.А. Петров. – М.: Просвещение, 2009. – С.78.

3 Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма / Л.Я. Полуян // Гражданин и право. – 2010. – №12. – С. 49.

4 Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение / Н.В. Витрук // Конституционное право. – 2010. – №3. – С. 14.

5 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс / Н.В. Витрук. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С.72.

6 Курманов М.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ / М.М. Курманов // Журнал российского права. – 2010. – №9. – С. 32.

7 Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российский конституций / И.А. Кравец // Правоведение. – 2010. – №2. – С. 20.

8 Грудцына Л.Ю. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод и особенности их реализации в гражданском судопроизводстве / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2010. – №2. – С. 11.

9 Власов И.К. Конституционный Суд и парламент России / И.К. Власов // Конституционное право. – 2011. – №3. – С. 23.

10 Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации. Учебное пособие / В.А. Кряжков. – М.: БЕК, 2011. – С. 125.

11 Курманов М.М. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ / М.М. Курманов // Журнал российского права. – 2010. – №9. – С. 32.

12 Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) / В.В. Лапаева // Журнал российского права. – 2010. – №7. – С. 22.

13 Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина / В.В. Лапаева // Законодательство и экономика. – 2010. – №1. – С. 35.

14 Власов И.К. Конституционный Суд и парламент России / И.К. Власов // Конституционное право. – 2011. – №3. – С. 21.

15 Грудцына Л.Ю. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод и особенности их реализации в гражданском судопроизводстве / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. – 2010. – №2. – С. 12.


Информация о работе Депутат государственной думы