Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа
На путь формирования встали все отрасли экономики с целью проведения отечественной системы учета и финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами. В условиях экономической реформы повышается роль учета займов банка, а также их эффективное использование, поэтому необходимо ведение качественного учета в этой сфере.
Введение ………………………………………………………………………......3
1 История развития и элементы договора займа
1.1 История развития договора займа………………………………………...5
1.2 Элементы договора: стороны, предмет, срок, форма договора займа…………………….…….………..……………...…………..….…….7
2 Особенности, признаки и виды договора займа
2.1 Понятие и особенности договора займа……………………..……..…10
2.2 Признаки договора займа …………………………………………......16
2.3 Разновидности договора займа. ……………………………...….……17
2.4 Ответственность заемщиков…………………….…………………......21
Заключение…………………………………………………………………...…..23
Список использованных источников……………………………………….…..25
Размер процентов на сумму долга (часть долга) определяется на день его погашения заёмщиком. Поскольку размер ставки банковского процента и ставки рефинансирования может быть различным, следует полагать, что право выбора одной из них принадлежит в данном случае заимодавцу. Наоборот, в ряде ситуаций договор займа считается безвозмездным:
- когда он заключён между гражданами на сумму не более 50
минимальных размеров оплаты труда и не связан с осуществлением
предпринимательской
- либо
когда предметом договора
признаками, кроме денег.
Однако эта презумпция может быть опровергнута самим же договором. В ряде случаев (например, заём родовых вещей) стороны могут предусмотреть уплату процентов в натуральной форме – теми же вещами[8,12].
Стороны договора
– заёмщик и заимодавец.
Универсальный характер договора
займа проявляется в том, что
как в роли заёмщика, так
и в роли заимодавца могут
выступать любые субъекты гражданского
права. Особый субъективный
состав имеет лишь одна разновидность
договора займа – государственный
заем. Естественно, что лица,
обладающие специальной, частичной
или ограниченной дееспособностью
(казённые заводы, учреждения, несовершеннолетние
и др.), могут совершать заёмные
сделки в тех пределах, которые
соответствуют их уставным целям
или объёму дееспособности,
установленному законом. Так,
учреждения вправе распоряжаться
только доходами от
Условия о предмете залога и его оценке относятся к существенным условиям договора. И если стороны не учли одно из этих условий или
соответствующего условия нет вообще, то такой договор не может считаться
заключенным.
Предмет договора займа
— деньги или другие вещи, определяемые
родовыми признаками. В этом
проявляется отличие рассматриваемого
договора от договоров имущественного
найма и ссуды (безвозмездного
пользования), предметом которых могут
быть только индивидуально-определенные
вещи. Кроме того, в двух указанных
договорах наниматель и ссудополучатель
приобретают лишь право пользования вещью,
но не право собственности на вещь, а потому
и не несут риска ее случайной гибели.
Известный интерес представляет
также разграничение договора займа
и иррегулярного хранения или
хранения с обезличиванием,
когда к хранителю
переходит право собственности
на переданные вещи. По всей видимости,
такую дифференциацию, как и в римском
частном праве, можно проводить
только на основе целей договора,
объективированных в его условиях.
Кроме предмета залога в договоре
должна быть указана его оценка.
В ГК специально рассматриваются две разновидности документов, удостоверяющих передачу суммы займа. Это — ценные бумаги:
- вексель – вид ценной бумаги, абстрактное денежное
обязательство строго
безусловным и бесспорным
переводный;
- облигация – ценная бумага, удостоверяющая право её
держателя на получение от лица, выпустившего облигацию
(эмитента), в предусмотренный ею срок номинальной стоимости
облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация
предоставляет её держателю
в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные
имущественные права.
Ценная бумага - такой вид имущества, который существенным образом видоизменяется, причем независимо от воли залогодателя. Может меняться (увеличивается или уменьшается) ее номинальная стоимость[2,18].
В отмеченных случаях оформления заемных обязательств вексельное законодательство или законодательство о порядке выпуска облигаций как бы вытесняют общие правила о займе. С момента выдачи векселя или облигации, оформляющих долг, нормы главы 42 ГК применяются к заемным отношениям постольку, поскольку они не противоречат закону о переводном и простом векселе или иным законам. В случаях, установленных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Суть облигации как эмиссионной ценной бумаги состоит в том, что она:
а) закрепляет совокупность прав требования, удостоверение, передача и осуществление которых происходит в предусмотренных названным законом формах;
6) размещается
среди приобретателей
в) имеет равный объем и содержание прав требования в рамках одного выпуска ценной бумаги;
г) может существовать
в документарной или
2. Основная часть.
2.1 Понятие и особенности договора займа
Особое место среди гражданско-правовых договоров занимает договор государственного займа, который можно отнести к числу инвестиционных договоров, сочетающих в себе частно-правовые и публично-правовые начала. Относительно природы договора государственного займа высказываются различные точки зрения. Докторант НИИ частного права КазГЮУ, к.ю.н., доцент С. П. Мороз подготовила анализ этого понятийного аппарата. В условиях появления новых договорных форм в области отношений займа это особенно актуально.
В соответствии с гражданским законодательством сторонами договора государственного займа выступают, с одной стороны, государство, а с другой - физические или юридические лица. Заключается этот договор путем приобретения заимодателем выпущенных государственных облигаций, а также иных государственных ценных бумаг (документарных или бездокументарных), удостоверяющих право заимодателя на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денег или, в зависимости от условий займа, иного имущественного эквивалента, установленного вознаграждения либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска в обращение данного займа (ст. 726 ГК РК).
Относительно природы договора государственного займа существуют различные мнения. В первом случае договор государственного займа рассматривается как гражданско-правовой договор (договор присоединения [1]); во втором - как финансовый договор [2], или финансово-правовой договор [3]. В последнем случае отмечается, что на финансово-правовой договор не следует распространять признаки, свойственные гражданско-правовому договору (в частности, требовать от финансового договора юридического равенства сторон); при этом нельзя отрицать наличие финансового договора лишь по тем основаниям, что по своим юридическим признакам он не дублирует гражданско-правовой договор; эти два вида договоров обслуживают различные стадии общественного воспроизводства (гражданско-правовой договор - стадию обмена, финансовый договор - стадию распределения); соответственно, являются инструментами различных отраслей права, выполняют различные юридические функции, имеют различное предназначение [4]. В качестве еще одного аргумента в подтверждение своей позиции выдвигается, что включение в Гражданский кодекс статьи, посвященной государственному займу, объясняется не тем, что данный договор является гражданско-правовым договором, а отсутствием специального законодательства (закона о финансах), в котором следовало бы предусмотреть вопросы регулирования государственного займа. При этом среди финансово-правовых договоров выделяют: 1) договор государственного займа; 2) договор бюджетного кредитования; 3) договор кредитования из внебюджетных специальных фондов; 4) договор государственного банковского кредитования; 5) договор ведомственного кредитования; 6) финансово-организационные договоры, заключаемые между различными государственными органами, предметом деятельности которых являются вопросы, связанные с организацией государственных финансов [5].
Однако в литературе предлагаются и другие, более расширенные классификации финансовых договоров. Например, следующие виды финансовых договоров: договор займа; кредитный договор; договор поручительства; договор о передаче поручителю, исполнившему обязательство, прав кредитора по этому обязательству; соглашение о предоставлении банковской гарантии; договор об уступке требования (цессии); договор залога валюты; договор залога государственного имущества; договор залога приватизированной квартиры; договор залога права собственности на квартиру в строящемся доме; соглашение о прощении долга и компенсации вкладов; соглашение о задатке; договор удержания; договор на расчетно-кассовое обслуживание счета (договор банковского счета); договор банковского вклада для юридических лиц; договор банковского вклада для граждан [6]. В принципе, в данном случае, на наш взгляд, основополагающим является то, что государство как субъект гражданско-правовых отношений может заключать различные виды договоров. Исходя из этого, можно выделить еще немало гражданско-правовых договоров и назвать их финансовыми (только потому, что стороной договора может выступать государство в лице государственных органов).
Другое дело - первая классификация финансово-правовых договоров: здесь налицо единые критерии объединения договоров в отдельную группу и более аргументированное их обоснование. Но изначально ошибочным, по нашему мнению, будет признавать существование самих финансово-правовых договоров. Вследствие того, что финансовому праву, так же как и административному праву, сама категория «договор» не свойственна. Хотя и встречаются в литературе утверждения, что условность применения термина «договор» в области финансовых отношений не препятствует использованию данного способа правового регулирования для предоставления каких-либо льгот хозяйствующим субъектам (если налоговых, то с помощью «налогового договора») [7]. Мы полагаем, что даже условность применения не оправдывает использование категории «договор» в публично-правовых отношениях. Поэтому возможность возникновения «финансовых договорных отношений» или «административных договорных отношений» представляется нам лишенной всяческих оснований. Вступление государства в частно-правовые отношения не означает, что эти отношения наряду с публично-правовыми составляют сферу регулирования публичного права; также это не может означать, что они составляют сферу регулирования частного права. В этом и проявляется соприкосновение или наслаивание основных отраслей права друг на друга, в результате чего появляются комплексные отрасли права (в том числе и инвестиционное право), метод правового регулирования которых уже будет не императивным или диспозитивным, а комплексным или специфическим.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности одним из основных путей удовлетворения потребностей в денежных средствах является их получение по договору, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства или товарные ценности (оказание услуг) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить сумму и уплатить проценты на нее. Как видим, понятия займа и кредита тесно переплетены. Более того, именно займу гражданское право придает характер универсальности, а кредитный договор является особой, самостоятельной разновидностью отношений займа [8]. Вместе с тем однозначности в понимании кредита и займа в юридической литературе не наблюдается. Высказываются различные суждения, в частности, о том, что, несмотря на изначальную общность и сходность регулируемых отношений, термины «заем» и «кредит» с правовой точки зрения не могут употребляться в качестве синонимов, так как каждый из них имеет специальную область применения [9]. Но четкого разграничения между этими терминами в действующем законодательстве, да и в теории не проводится. То же самое напрямую относится и к понятиям государственного кредита и государственного займа. Сформировавшаяся широкая трактовка государственного кредита заключается в выделении государственных займов как основной формы государственного кредита, в которой государство выступает главным образом в качестве должника [10]; кредит, в котором заемщиком является государство, традиционно называется государственным займом, а не государственным кредитом [11].
В законодательстве о государственном и гарантированном государством заимствовании и долге выделяются внешний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент Республики Казахстан, а заемщиком - Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан); внутренний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент Республики Казахстан, а заемщиком - Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан); а также гарантированный государством заем (негосударственный заем, по которому имеется государственная гарантия Республики Казахстан) и негосударственный заем (отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и Национального банка Республики Казахстан) [12]. В целом, применение понятий займа и кредита с участием государства в законодательных и иных актах осуществляется следующим образом: в государственном заимствовании должником выступает государство, а в государственном кредитовании государство является кредитором.
Гражданским законодательством Республики Казахстан определяются понятие и особенности договора банковского займа, в котором заимодателем выступает банк или иное юридическое лицо, имеющее лицензию Национального банка Республики Казахстан на предоставление займов в денежной форме; предметом договора являются деньги, которые могут быть предоставлены в будущем (в этом случае договор считается вступившим в силу с момента его заключения, если договором не предусмотрено иное); договор должен быть заключен в письменной форме (несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора банковского займа в отличие от договора займа); при предоставлении займа государственными банками или за счет государственных денежных фондов порядок и условия предоставления могут регулироваться законодательными актами, а также актами уполномоченных государственных органов (в этом случае предоставление займа является обязанностью заимодателя, а заключенный им договор должен соответствовать обязательным для него правилам, установленным указанными законодательными актами и (или) актами уполномоченных органов; к договору банковского займа не применяются правила, по которым с согласия заимодателя обязательства заемщика могут быть выполнены по договору займа денег - принятием в счет долга вещей, за исключением случаев, предусмотренных банковским законодательством (ст. 728 Г К РК).
В мировой практике широко практикуется заключение кредитных договоров и кредитных соглашений. В соответствии со сложившейся системой кредитных взаимоотношений кредитные ресурсы банка формируются за счет собственных средств банка (за исключением стоимости приобретенных им основных фондов, вложений в доли участия в уставном капитале банков и других юридических лиц и иных иммобилизированных средств); средств юридических лиц, находящихся на их счетах в банке, включая средства, привлеченные в форме депозитов под вексельное обеспечение; вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок и до востребования; кредитов, полученных в других банках; иных привлеченных средств [13].
Информация о работе Договор займа в свете действующего законодательства РК