Договор займа в свете действующего законодательства РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

На путь формирования встали все отрасли экономики с целью проведения отечественной системы учета и финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами. В условиях экономической реформы повышается роль учета займов банка, а также их эффективное использование, поэтому необходимо ведение качественного учета в этой сфере.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
1 История развития и элементы договора займа
1.1 История развития договора займа………………………………………...5
1.2 Элементы договора: стороны, предмет, срок, форма договора займа…………………….…….………..……………...…………..….…….7
2 Особенности, признаки и виды договора займа
2.1 Понятие и особенности договора займа……………………..……..…10
2.2 Признаки договора займа …………………………………………......16
2.3 Разновидности договора займа. ……………………………...….……17
2.4 Ответственность заемщиков…………………….…………………......21
Заключение…………………………………………………………………...…..23
Список использованных источников……………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Договор займа.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)

- предметом банковского займа  могут быть только деньги, которые  могут быть предоставлены в  будущем (консенсуальный договор банковского займа) и непосредственно в момент заключения договора.

- договор банковского займа  должен быть заключен в письменной  форме. Несоблюдение письменной  формы договора банковского займа  влечет его недействительность;

- в целом ставки вознаграждения (интереса) и комиссий, а также  тарифы за оказание банковских  услуг устанавливаются банками  самостоятельно. При предоставлении  займа государственными банками  или за счет государственных  денежных фондов порядок и  условия предоставления займов (ставки  вознаграждения в том числе) могут  регулироваться законодательными  актами и актами уполномоченных  государственных органов. В этом  случае предоставление займа  является обязанностью заимодателя, а заключенный ими договор  должен соответствовать обязательным правилам, которые устанавливаются законодательно или актами уполномоченных государственных органов;

- обязательства заемщика по  договору банковского займа не  могут быть прекращены путем  принятия банка вещей в счет  денежного долга.

Условие возвратности банковского займа означает, что степень обязательности обеспечения исполнения обязательства заемщика значительно выше, чем по обычным договорам займа. Банк избирает и согласовывает надлежащий способ обеспечения исполнения обязательств, которыми могут быть неустойка, залог, гарантия, поручительство и другие способы. Только при условии высокой кредитоспособности и надежности клиента банк вправе принять решение о предоставлении кредита без обеспечения. Такой кредит называется бланковым (ст. 35 Закона "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан") [16,5].

Банк не вправе выдавать одному заемщику бланковый кредит на общую сумму, превышающую среднегодовую стоимость активов данного заемщика за минусом объема заемных средств, полученных данным заемщиком от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Рассмотрим договор государственного займа. В соответствии со статьей 726 ГК РК договором государственного займа является договор, в котором заемщиком выступает государство, а заимодателем гражданин или юридическое лицо. Помимо ГК РК данные отношения регулируются также Законом Республики Казахстан от 2 августа 1999 года № 464-1 "О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге". Указанный закон в статье 2 более полно определяет субъектов государственного займа. К государственному относится заимствование, осуществляемое Правительством Республики Казахстан и Национальным банком. В данном случае субъектом заимствования являются соответственно Республика Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан. Кроме того, государственное заимствование могут осуществлять местные исполнительные органы, субъект заимствования - административно-территориальная единица.

Договор государственного займа носит целевой характер. Цели государственного заимствования определяются законодательно или компетентным государственным органом. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется с целью финансирования дефицита республиканского бюджета. Заимствование Национальным банком осуществляется в целях поддержания платежного баланса Республики Казахстан и пополнения золотовалютных активов Национального банка, а также на другие цели, определяемые проводимой в Республике Казахстан денежно-кредитной политикой [17].

Заимствование местными исполнительными органами осуществляется в целях покрытия дефицита местного бюджета, связанного с финансированием региональных инвестиционных программ.

Законодатель специально оговаривает сохранение действия свободы договора для случаев государственного заимствования. Государственные займы являются добровольными. Поэтому способами вовлечения субъектов в отношения государственного займа будут являться установление для них выгодных условий и высокая степень гарантированности возврата долга.

Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодателем выпущенных государственных облигаций, а также иных государственных ценных бумаг (документарных или бездокументарных), удостоверяющих право заимодателя на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денег, или в зависимости от условий займа, иного имущественного эквивалента, установленного вознаграждения либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные договором (условиями выпуска в обращение данного займа). Государственные ценные бумаги (договоры государственного займа) по сроку действия подразделяются на три вида. Ценные бумаги со сроком обращения до 1 года считаются краткосрочными, от 1 до 10 лет среднесрочными, свыше 10 долгосрочными. В настоящее время преимущественное применение имеют краткосрочные договоры государственного займа.

Кроме этого, могут заключаться и отдельные договоры займа без эмиссии ценных бумаг. Непосредственное привлечение займов на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному договору (соглашению) или виду государственных ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан. Эмитентом государственных ценных бумаг Республики Казахстан также является Министерство финансов. По своим обязательствам заемщик - государство отвечает имуществом государственной казны. При этом обязательства Правительства обеспечиваются средствами республиканского бюджета Республики Казахстан. Обязательства Национального банка - всеми активами, находящимися в его распоряжении. Обязательства местных исполнительных органов обеспечиваются имуществом, финансовыми ресурсами и другими активами, находящимися в распоряжении местных исполнительных органов на правах собственности.

От государственного займа следует отличать негосударственное заимствование, осуществляемое резидентами Республики Казахстан и обеспечиваемое государственными гарантиями Республики Казахстан. [15]

 

2.4 Ответственность заемщиков

Ответственность по договорам займа определяется в соответствии с законодательством и условиями самих договоров. Немаловажное значение имеет ответственность за неисполнение денежного обязательства в соответствии со статьей 353 ГК РК [18].

Ответственность в договоре займа также носит односторонний характер. Нарушение заемщиком договора (просрочка возврата суммы долга) влечет для него последствия, установленные в ГК. Они заключаются в возложении на заемщика обязанности по уплате процентов за неисполнение денежного обязательства, предусмотренной в общей форме в ГК. Размер ответственности заемщика за просрочку определяется учетной ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования), исчисленной со дня, когда должен был произойти возврат суммы займа, до дня ее фактического возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных в договоре займа. Таким образом, начисление двух разновидностей процентов происходит кумулятивно, путем сложения процентов цены займа и процентов ответственности. Проценты как форма ответственности начисляются на сумму займа (основного долга) без учета уже начисленных процентов за пользование полученным капиталом, если в обязательных для сторон правилах или договоре не установлено иное. Сложные проценты (растущие проценты на несвоевременно начисленные проценты, т. е. анатоцизм) могут быть введены законом или договором. При одновременном наличии в договоре двух видов ответственности за просрочку возврата долга (повышенных процентов и неустойки) кредитор вправе заявить одно из требований, не доказывая факта и размера убытков, связанных с просрочкой.

Если договором займа предусмотрен возврат суммы долга частями (в рассрочку), то просрочка возврата соответствующей части создает для заимодавца право потребовать досрочного возврата всей суммы долга с причитающимися процентами. Кроме того, в силу диспозитивного характера правил об ответственности заемщика договором может быть предусмотрена его дополнительная ответственность (например, за неуплату процентов на часть возвращаемого долга), либо размер ответственности может быть увеличен или, уменьшен, вплоть до полного ее исключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях современных рыночных отношений успешная жизнедеятельность хозяйствующих субъектов без периодической финансовой и иной материальной помощи извне стала практически невозможной. Потребность дополнительного привлечения средств, связана с необходимостью покрытия как текущих затрат предприятий, так и их долгосрочных капитальных вложений в производство, строительство и другие отрасли хозяйства. При этом источниками привлекаемых юридическими лицами финансовых и иных средств выступают как созданные для этих целей специализированные финансово-кредитные учреждения, так и юридические лица, имеющие общую правоспособность и не ограниченные в своей деятельности отдельными видами. Кроме того, ныне действующее гражданское законодательство позволяет и гражданам быть участниками заемных отношений, причем как в бытовой, так и в предпринимательской области деятельности.

Краткий анализ  договора  займа  позволяет  сделать  следующие     выводы:

- договор  займа  может  быть  возмездным  и безвозмездным  при    определенных, указанных  выше обстоятельствах;

- заем  -  односторонний  договор,  и  права  заемщика  крайне    минимизированы;

- договор  займа  лучше  всего  заключать  только в  письменной    форме.

Указанные положения  во  всех  случаях  надлежит фиксировать в    тексте заключаемого договора,  а часть из них - в разделе  "Особые    условия".

Законодатель   четко   определяет,  что  договор  займа    является реальным и односторонним договором,  а кредитный  договор   строится на консенсуальной и двусторонне обязывающей модели,  имея,   безусловно, возмездный характер.

Предметом займа выступают наличные  деньги   или другие  вещи,  определенные  родовыми  признаками,  кредитного   договора - денежные средства (в  наличной  и  безналичной  форме).

Договор займа   приобретает   юридическую   силу  и  считается   заключенным с момента передачи денег (товаров) заемщику.       Следовательно, даже  если  в  договоре  займа  будет ссылка на   сроки и объемы предоставления заемных средств, заимодавец не может   быть принужден  к  выдаче  займа  и к нему не могут быть применены   санкции за его непредставление.  Таким образом,  заимодавец может   не предоставить  заемщику средств,  что может привести не только к   неполучению дохода   последним,   но   и   нанести   ему   убытки.   Соответственно, у   заемщика   существует   обязательство  принять   предоставленный займ,  а   через   определенный   период   времени   возвратить его с уплатой процентов, так как договор займа является    возмездным (кроме некоторых  договоров  займа,  заключаемых  между    гражданами).

   В том  случае,  если  одна  сторона  -  кредитор  (заимодавец)    передает  другой  стороне  -  заемщику  на  условиях  возвратности    какие-либо товары,   сырье   и   т.п.,   взаимоотношения    сторон    регулируются договором   займа   или  товарного  кредита [21,20]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

[1] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий. /Изд. 2-е, испр. и доп., с использованием судебной практики. Ответственные редакторы: М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. Алматы: «Жети Жаргы», 2003. С. 359.

[2] Белов В.Н. Финансовые договоры. М.: Финансы и статистика, 1997. С.3 - 10.

[3] Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. /Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. С. 93 - 95.

[4] Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. С. 95.

[5] Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. С. 96 - 97.

[6] Белов В.Н. Финансовые договоры. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 3 - 5.

[7] Запольский С.В. Самофинансирование предприятий (Правовые вопросы). /М.: Юридическая литература, 1988. С. 77-78.

[8] Суханов Е. Заем и кредит. Финансирование под уступку денежного требования. Банковский вклад. Банковский счет. // Хозяйство и право. 1996. №7.С 9.

[9] Залевский В.Г. Проблема соотношения терминов «государственный кредит» и «государственный заем» в теории и законодательстве. /Законодательство, 2002. № 1. С.77.

[10] Финансово-кредитный словарь. М., 1984, т. 1.

[11] Ефимова Л.Г. Теория и практика заемно-кредитных правоотношений. //Юридический мир. 2000, № 1. С. 24-27.

[12] Закон Республики. Казахстан от 2 августа 1999 г. № 464-1 «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге», ст. 1 /Казахстанская правда, 1999, 5 августа.

[13] Подробнее см. об этом: Эриашвили Н.Д. Банковское право.// Учебник для вузов./ М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 114.

[14] Гражданский кодекс Российской Федерации (Особенная часть) от 21 декабря 1995г. (с изменениями и дополнениями), ст.ст. 819-821. /М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1998.

[15] Гражданский кодекс Российской Федерации (Особенная часть) от 21 декабря 1995г. (с изменениями и дополнениями), ст.ст. 819-821. / М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1998.

[16] Постановление пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда PФ от 1 июля 1996 г. № 618 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего арбитражного суда РФ, 1996. № 9, п.5.2.

[17] Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 168.

[18] Закон Республики Казахстан от 12 апреля 1993 г. «О возвратной системе финансирования инвестиций». / Ведомости Верховного Совета РК, 1993, № 9, ст. 210 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с законами РК от 14.07.1994 г. № 137-XIII; от14.12.1994 г. № 250-XIII;от 11.07.1997 г. №154-1).

[19] Гражданский кодекс Республики Казахстан, ст. ст. 651 - 672.

[20] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий. Изд. 2-е, испр. и доп./С использованием судебной практики. Ответственные редакторы: М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. / Алматы: «Жети Жаргы», 2003.С. 360.

[21] Закон Республики Казахстан от 6.03.2003 г. № 392-II «О микрокредитных организациях» // Казахстанская правда. 2003. 18 марта. № 75-76.

Информация о работе Договор займа в свете действующего законодательства РК