Договор купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:33, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является «Договор купли-продажи, его разновидности». Предметом исследования являются теоретические аспекты и действующая нормативная база, регулирующая договор купли-продажи. Цель исследования раскрыть правовую природу договора купли-продажи, дать понятие и значение, рассмотреть характеристику нормативно правовой базы, определить разновидности и дать определения, выявить недостатки законодательства и предложить пути его совершенствования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………....4
Глава 1. Обязательства из договора купли-продажи……………...…………………...8
1.1 Понятие договора купли-продажи…………………………………..…………..…8
1.2 Стороны договора купли-продажи……………………………………...…………11
1.3 Предмет договора купли-продажи …………...………………………………..….13
1.4 Содержание и исполнение договора купли-продажи ……………………...…….14
1.5 Обязанности покупателя по принятию и оплате товара…………………………24
Глава 2. Отдельные виды договора купли-продажи………………………………….28
2.1 Определение и специфика договора розничной купли продажи………………..28
2.2 Значение и сфера применения договора поставки и договора поставки для государственных нужд…………………………………………………………………34
2.3 Договор контрактации его значение и сфера применения………………………43
2.4 Договор энергосбережения значение и сфера его применения.…………………46
2.5 Договор продажи недвижимости и договор продажи предприятия их значение и сфера применения………………………………………………………………………55
Глава 3. Анализ действующего законодательства регулирующего договор купли-продажи. Пути совершенствования…………………………………………………...59
3.1 Недостатки действующего законодательства и предложения по совершенствованию законодательства………………………………………………..59
Заключение ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Моя работа(1).doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

ГК регулирует отношения, связанные с поставкой товаров  для государственных нужд, как  один из видов купли-продажи. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых  для удовлетворения потребностей государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государство действует как участник гражданско-правовых отношений. В подобных случаях в целях регулирования указанных правоотношений подлежат применению нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (ст. 124 ГК).

Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Следует отметить, что  для российского законодательства (включая дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно наличие специальных  актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных  с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение.

Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия26.

Законодательные акты о  государственных подрядах и поставках  принимались также после революции  в период НЭПа. Можно назвать, в  частности, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках»27, который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

В дальнейшем, с формированием глобальной административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Отказ от централизованного планирования материально-технического снабжения  субъектов хозяйствования, переход  к рыночным методам регулирования  экономических отношений вновь  вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для  государственных нужд – это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

 

 

2.3 Договор  контрактации его значение и  сфера применения

 

 

Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные  с закупками у сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

В российском дореволюционном гражданском  законодательстве отсутствовало специальное  регулирование отношений по закупкам сельскохозяйственной продукции. Судебная практика той поры исходила из возможности применения к данным правоотношениям правил о договоре купли-продажи либо о договоре запродажи, что вызывало возражения со стороны российских цивилистов. Проблема заключалась в том, что по действовавшему тогда законодательству договор купли-продажи предполагал наличность вещи, состоящей во владении продавца, поэтому предметом договора купли-продажи не могли выступать вещи, не существующие на момент заключения договора, например будущий урожай(1). Что касается договора запродажи, то его предметом признавалось лишь недвижимое имущество.

Данную проблему предполагалось решить путем уточнения предмета договора купли-продажи, имея в виду, что таковым  должны признаваться и будущие вещи, не существующие в момент заключения договора28.

В советский период первоначально  отношения, складывающиеся между сельскохозяйственными  производителями и покупателями выращенной продукции, регулировались договором купли-продажи. В ГК 1922 г. отсутствовали какие-либо нормы о договоре контрактации.

Как известно, в дальнейшем обязательства  колхозов и совхозов по сдаче государству  выращенной или произведенной ими  продукции сельскохозяйственного  производства были практически лишены товарных элементов, эти правоотношения носили административный характер и именовались обязательными поставками сельскохозяйственной продукции.

В 60-е годы совхозы были переведены на хозрасчет, значительно повышались закупочные цены, внедрялся договорный метод заготовок сельскохозяйственной продукции. В Основах гражданского законодательства 1961 г. появились нормы о договоре контрактации (ст. 51-52), которые были воспроизведены в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 267-268). Согласно указанным нормам, государственная закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов осуществлялась по договорам контрактации, которые заключались на основе планов государственных закупок сельскохозяйственной продукции и планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах.

Под договором контрактации понимался самостоятельный договор, заключаемый на основании плана государственных закупок сельскохозяйственной продукции, по которому одна сторона - колхоз, совхоз (хозяйство) обязуется передавать в оперативное управление или собственность другой стороны - организации-заготовителя сельскохозяйственную продукцию в установленных количествах, ассортименте, в определенные сроки, а заготовитель обязуется принимать в обусловленные договором сроки и оплачивать доставленную продукцию и оказывать хозяйству помощь в организации производства и сдаче продукции на приемные пункты29.

Самостоятельный характер договора контрактации по отношению к договору купли-продажи  и к договору поставки в юридической  литературе объяснялся главным образом  тем, что сельскохозяйственная продукция производится на земле, составляющей исключительную собственность государства, за которым по этой причине признавалось право вводить обязательность сдачи ему выращенной сельскохозяйственной продукции на установленных им условиях30.

Отношения по контрактации сельскохозяйственной продукции регулировались многочисленными подзаконными актами Правительства СССР, министерств и ведомств СССР, в частности типовыми договорами контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, содержащими императивные нормы, которым в точности должны были соответствовать условия конкретных договоров, заключаемых между хозяйствами и заготовительными организациями.

В связи с отказом от административно-командной  системы управления экономикой и  переходом к рыночным отношениям утратило значение и всеобъемлющее планирование закупок продукции, выращенной сельскохозяйственными организациями. Реформа экономических отношений сопровождалась преобразованием совхозов и колхозов в хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, образованием крестьянских (фермерских) хозяйств, основанных на частной форме собственности. При этих условиях договор контрактации, базирующийся на плановых актах закупок сельскохозяйственной продукции, оказался непригодным для регулирования соответствующих экономических отношений.

Уже в Основах гражданского законодательства 1991 г. договор контрактации утратил  самостоятельный характер и рассматривался в качестве одного из видов договора купли-продажи, по которому производитель  сельскохозяйственной продукции обязуется передать заготовителю такой продукции (контрактанту) в собственность (полное хозяйственное ведение) произведенную им продукцию в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренные договором, а контрагент обязуется оказать производителю содействие в производстве сельскохозяйственной продукции, принять ее и уплатить за нее определенную цену. На контрагента возлагалась также обязанность вывоза продукции, если иное не было предусмотрено договором (ст. 83 Основ).

При подготовке проекта  нового Гражданского кодекса Российской Федерации было принято решение сохранить договор контрактации в качестве отдельного вида договора купли-продажи. При этом принимались во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, значительное своеобразие отношений, связанных с реализацией продукции сельскохозяйственного производства. Прежде всего необходимо учитывать влияние естественных (стихийных) факторов на сам процесс производства сельскохозяйственной продукции, а также сезонный характер этого процесса. Во-вторых, значительными особенностями отличается правовое положение субъектов правоотношений по реализации сельскохозяйственной продукции. В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец, в качестве которого выступает производитель сельскохозяйственной продукции, является слабой стороной, а покупатель (заготовитель), напротив, представляет собой организацию, которая занимается профессиональной деятельностью по закупкам сельскохозяйственной продукции в целях ее дальнейшей переработки и реализации и которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов по договору контрактации. 

 

 

2.4 Договор  энергосбережения значения и сфера его применения

 

 

Одним из отдельных видов  договора купли-продажи является договор  энергоснабжения. В действующем  ГК нормы, регулирующие договор энергоснабжения, помещены в § 6 («Энергоснабжение») гл. 30 («Купля-продажа»). Впервые правила энергоснабжения были установлены на уровне закона в Основах гражданского законодательства 1991 г.; тогда соответствующий договор имел название «договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть» (ст. 84 Основ).

Сложные правоотношения, связанные с подачей и использованием энергии, которые касаются практически всех организаций и граждан, ранее регулировались подзаконными, в основном ведомственными, нормативными актами. Из числа последних актов такого рода могут быть названы Правила пользования электрической энергией и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. № 31031.

В юридической литературе преобладает  точка зрения, согласно которой под  действие договора энергоснабжения подпадают все отношения, складывающиеся при снабжении электрической, тепловой энергией и газом. Во всяком случае, соответствующие договоры рассматриваются как однотипные. Вопрос о сходстве договоров на снабжение электрической, тепловой энергией и газом, позволяющем выделить самостоятельный договор энергоснабжения, впервые поставил С.М. Корнеев32.

Наиболее последовательно отстаивает эту позицию А.М. Шафир, который  отмечает, что «договоры на снабжение  через присоединенную сеть опосредуют отношения по снабжению электроэнергией, теплом и газом только по присоединенной сети (т.е. электросети или трубопроводу). Лишь в этом случае имеется обусловленная непрерывным характером снабжения непосредственная зависимость деятельности снабжающей организации и потребителя, в результате которой договорные отношения распространяются на сферу использования энергии и газа»33

Данная позиция нашла отражение  в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст. 84), которые предусматривали, что по договору о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть снабжающая сторона обязуется обеспечить потребителя (абонента) предусмотренными договором ресурсами, а потребитель обязуется оплачивать принятые ресурсы.

Однако вряд ли можно согласиться с авторами, утверждающими, что «подобная позиция проведена в ГК. В соответствии со ст. 548 ГК правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. Из этой нормы вытекает, что договоры на снабжение тепловой энергией, газом и другими товарами (курсив наш. - В. В.) через присоединенную сеть заключаются и исполняются по модели договора на энергоснабжение»34. По мнению же других авторов, договоры снабжения тепловой энергией, водой, нефтью и нефтепродуктами и прочие представляют собой разновидности договора энергоснабжения35.

Информация о работе Договор купли-продажи