Договор мены и внешнеторговые бартерные сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является тщательный анализ и наиболее полное изучение проблемных вопросов, возникающих при заключении вышеуказанных договоров.
Задачей данной курсовой работы является изучение и раскрытие понятий, связанных с договором мены и внешнеторгового бартера и их особенностями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика договора мены………………………………………..5
1.1 Понятие договора мены………………………………………………………5
1.2 Элементы договора мены…………………………………………………….7
1.3 Содержание договора мены………………………………………………….9
Глава 2. Особенности внешнеторговых бартерных сделок. Их отличие от договора мены……………………………………………………………………12
2.1 Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок…12
2.2 Порядок оформления внешнеторговых бартерных сделок………………17
2.3 Различия между договором мены и внешнеторговой бартерной сделкой.......................……………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право 2.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Если между вручением обмениваемых товаров имеется разрыв во времени, одна из сторон лишается владения вещью (передав ее другой стороне), но сохраняет при этом право собственности на нее (которое не переходит к приобретателю в силу общего правила ст. 570 ГК). В этой ситуации возложение риска случайной гибели вещи на ее собственника поставило бы его в затруднительное положение, ведь он уже не может реально влиять на сохранность вещи. Поэтому применение ст. 459 вполне логично и не противоречит существу договора мены. Таким образом, риск случайной гибели или повреждения вещи может переходить на покупателя по договору мены до момента возникновения у него права собственности на соответствующий товар. В известном смысле это должно стимулировать его к скорейшей передаче (встречной) своего товара.

Обязанность передать товар свободным от прав третьих лиц вытекает из толкования ст. 571 ГК. Ее содержание определяется соответствующими статьями главы 30 ГК (ст. 461-462 ГК). Эвикция товара, являющегося предметом мены, дает потерпевшей стороне право требовать возврата переданного ею в обмен товара, а также возмещения убытков.

Обязанность стороны договора информировать контрагента о нарушении последним условий договора мены не предусмотрена главой 31 ГК. Однако такая обязанность существует, как и в договоре купли-продажи, и регулируется аналогично правилам ст. 483 ГК.

 

 

 

Глава 2.Особенности внешнеторговых бартерных сделок. Их отличие от договора мены

 

2.1 Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок

 

Этимология слова "бартер" позволяет считать данный термин эквивалентным термину "мена", "обмен". В практике прилагательное "бартерный" употребляется, как правило, в скобках наряду с прилагательным "товарообменный", следовательно, они рассматриваются как синонимы. Так, например, Г.В. Петрова называет одним из трех возможных случаев оспаривания налоговыми органами цены договора "товарообменные (бартерные) операции (договоры мены)", из чего видно, что и она подчеркивает синонимичность исследуемых категорий10.

В большинстве научных работ также подчеркивается идентичность понятий, обозначаемых данными терминами. Так, М. И. Брагинский, дав определение договора мены, отмечает, что "В реальном имущественном обороте предприниматели предпочитают пользоваться понятием "бартерные сделки", хотя это понятие не в полной мере отвечает существу обязательств, возникающих из таких договоров11. В российском законодательстве традиционно отношения, складывающиеся при обмене товаров на эквивалентной основе, регулировались именно договором мены". Аналогичным образом употребляют термины "мена" и "бартер" как равнозначные И. Г. Вахнин, А. Л. Маковский, С. Разгулин, И. Рукавишникова, А. Толмачев.

Вместе с тем, существуют научные публикации, авторы которых считают понятия "бартер" и "мена" различными. Практически все они (за исключением, возможно, одного, на наш взгляд - центрального) выводятся авторами из действующего нормативного материала и представляют собою результат законодательного произвола, но не следствие какого-либо глубинного принципиального различия данных понятий и юридических институтов.

Основные моменты регулирования внешнеторговой деятельности (в том числе бартерной) установлены Федеральным законом о регулировании внешнеторговой деятельности.

Как уже говорилось выше, основным требованием в отношении внешнеторговых бартерных сделок является обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью12.

При этом порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время порядок такого контроля определен упоминаемым выше Указом Президента Российской Федерации N 1209 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".

В соответствии с данными актами государственными органами разработаны и утверждены локальные нормативные документы, конкретизирующие порядок осуществления внешнеторговых бартерных сделок. К ним, в частности, относятся:

Положение ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ от 28 мая 1997 г. N 07-26/3226, 10-83/2007, 01-23/10035 "Об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме";

Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ 2, 9, 11 апреля 1997 г. N 07-26/768, 10-83/1355, 01-23/6678 (с изменениями от 28 июня 2002 г.).

В рамках государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками определены обязанности государственных органов.

Так, Минэкономразвития России:

- осуществляет контроль при оформлении паспортов бартерных сделок за соответствием условий в представляемых документах требованиям Указа Президента Российской Федерации N 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к бартерным сделкам;

- дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

- при выдаче таких разрешений определяет обоснованность превышения российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, сроков, установленных российским законодательством для исполнения текущих валютных операций, а также выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию России товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

- обеспечивает автоматизированный учетов бартерных сделок;

- направляет в другие госорганы электронные формы всех оформленных в МВЭС России паспортов бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности при бартерной сделке.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России обеспечивает:

- контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;

- автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе паспортов бартерных сделок и информации таможенных органов РФ о перемещении через таможенную границу России товаров в счет исполнения бартерных сделок;

- проведение проверок таможенными органами РФ предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия;

- осуществление информационного обмена с другими госорганами.

Вторым основным требованием, предъявляемым к внешнеторговым бартерным сделкам, является обязательное выполнение встречных обязательств зарубежного партнера. Иными словами, российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, обязаны обеспечить предусмотренные данными сделками ввоз на таможенную территорию России равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами. Если контрактом предусматривается частичная оплата экспорта, то российский экспортер обязан также обеспечить получение платежных средств и зачисление на свои счета в уполномоченных банках соответствующих денежных средств. Сроки выполнения встречных обязательств и/или получения денежных средств оговариваются, устанавливаются действующим законодательством или внешнеторговым контрактом.

Превышение таких сроков или выполнение иностранным партнером своих обязательств по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию России товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускаются только при условии получения специального разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время в этой части установлен Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" п. 3, утвержденный МВЭС РФ, ГТК РФ, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ 28 февраля, 4, 13 марта 1997 г. N 10-83/897, 01-23/4663, 07-26/356.

Следует учесть, что выполнение российскими лицами обязанности по передаче товаров, предусмотренной внешнеторговыми бартерными сделками, осуществляется в соответствии с требованием таможенного режима экспорта.

При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве встречные товары могут быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию России. При этом:

1) фактическое получение встречных  товаров должно быть подтверждено  соответствующими документами;

2) российские лица не позднее  чем через 90 дней со дня фактического  получения встречных товаров  обязаны обеспечить их реализацию  по рыночным ценам, действующим в стране их реализации, и зачисление на свои счета в уполномоченных банках на территории России всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Рассмотрим, как оформляются внешнеторговые бартерные сделки.

 

2.2 Порядок оформления внешнеторговых бартерных сделок

 

В соответствии со статьей 45 Федерального закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Указом Президента Российской Федерации N 120913 бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены, который должен соответствовать следующим требованиям (иметь следующие обязательные реквизиты):

а) договор должен иметь дату и номер;

б) договор оформляется в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, - в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки);

в) в договоре должны быть определены:

- номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;

- перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- перечень документов, предоставляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, также осуществляется при условии представления в таможенные органы РФ паспорта бартерных сделок (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации N 1209).

Паспорт - документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами или контрактами.

Паспорт бартерной сделки оформляется по каждому бартерному договору в Министерстве экономического развития и торговли РФ либо в уполномоченных им органах (если сумма договора не превышает в эквиваленте 1 млн долларов США)14.

Минэкономразвития РФ осуществляет контроль за выполнением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок.

Оформление, переоформление, выдача паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение базы данных по ним осуществляется в соответствии с Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 3 декабря 1996 г. N 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 декабря 1996 г.).

Для оформления паспорта бартерной сделки российское лицо предоставляет в Минэкономразвития РФ заявление установленного образца, к которому должны быть приложены следующие документы (раздел II Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок)15:

- два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица паспорта бартерной сделки, составленного по установленной форме в соответствии с Порядком;

Информация о работе Договор мены и внешнеторговые бартерные сделки