Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:20, курсовая работа
Целью исследования является тщательный анализ и наиболее полное изучение проблемных вопросов, возникающих при заключении вышеуказанных договоров.
Задачей данной курсовой работы является изучение и раскрытие понятий, связанных с договором мены и внешнеторгового бартера и их особенностями.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика договора мены………………………………………..5
1.1 Понятие договора мены………………………………………………………5
1.2 Элементы договора мены…………………………………………………….7
1.3 Содержание договора мены………………………………………………….9
Глава 2. Особенности внешнеторговых бартерных сделок. Их отличие от договора мены……………………………………………………………………12
2.1 Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок…12
2.2 Порядок оформления внешнеторговых бартерных сделок………………17
2.3 Различия между договором мены и внешнеторговой бартерной сделкой.......................……………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы………………………………………………32
- оригинал договора (изменения и/или дополнения к договору), на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии;
- оригинал и копия разрешения Минэкономразвития РФ (в случае необходимости представления такого разрешения);
- удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;
- копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в Минэкономразвития РФ за оформлением паспорта бартерной сделки);
- копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
- копия международного договора Российской Федерации, если договор, на основании которого составлен данный паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;
- удостоверенный российским лицом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.
Паспорт бартерной сделки составляется российским лицом (экспортером) на печатающем устройстве ЭВМ или пишущей машинке с обязательным заполнением всех необходимых граф и без исправлений16.
Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по внешнеторговым бартерным сделкам, осуществляют таможенные органы. В этой связи, необходимо еще раз обратить особое внимание на то, что Указом Президента Российской Федерации N 1209 (пункт 7) обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), либо зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках в установленном порядке, является требованием таможенного режима экспорта товаров.
Таким образом, если российская сторона первой выполняет свои обязательства по внешнеторговой бартерной сделке, необходимо в обязательном порядке (при соблюдении всех прочих условий) предоставлять в соответствующие госорганы документы, подтверждающие факт встречной поставки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности иностранным лицом.
Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденный МВЭС РФ, ГТК РФ, ВЭК РФ 1, 3, 9 июля 1997 г. N 10-83/2508, 01-23/13044, 07-26/3628.
Например, при выполнении различного рода профессиональных услуг (юридических, бухгалтерских, консультационных и т.п.) необходимо наличие акта приемки-сдачи услуги и счета (счета-фактуры). При предоставлении прав на результаты интеллектуальной собственности требуется представление договора об уступке (передаче) прав, лицензионный договор, счет (счет-фактура).
Как уже отмечалось, в случае превышения законодательно установленных сроков ввоза на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выполнения иностранным партнером встречного обязательства способом, не предусматривающим их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо получение разрешения, выдаваемого Минэкономразвития РФ в соответствии с "Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", утвержденным МВЭС РФ, ГТК РФ, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ от 28 февраля, 4, 13 марта 1997 г. N 10-83/897, 01-23/4663, 07-26/356.
2.3 Различия между договором мены и внешнеторговой бартерной
сделкой
Различия между договором мены и договором бартера могут быть проведены по нескольким следующим нормативным параметрам.
1. Источники и сфера нормативной регламентации.
Договор мены регламентируется нормами главы 31 ГК, а в части, им не противоречащей - также и нормами о договоре купли-продажи (глава 30 ГК), причем, это регулирование одинаково, безотносительно к сфере применения договора мены (внешний или внутренний товарооборот)17.
Договор бартера вообще нормативно никак не регламентирован. Законодательству этой категории вовсе неизвестно. Вместе с тем, договор внешнеторгового бартера - частный случай бартера вообще - подробно регулируется подзаконными нормативными актами, главными из которых, как уже отмечалось выше, являются Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".
2. Предмет сделки.
Предметом договора мены могут быть только вещи, которые каждая из сторон договора обязуется передать другой стороне (ст. 567 ГК). Предметом договора внешнеторгового бартера могут быть как вещи (товары), так и работы, услуги, и результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 Указа).
Именно из этого различия наиболее просто сделать вывод о главном, существенном, принципиальном различии категорий "договор мены" и "внешнеторговая бартерная сделка" (см. ниже).
3. Соотношение стоимости
Товары, подлежащие обмену по договору мены, лишь предполагаются равноценными. Однако, договором мены может быть предусмотрено и иное, а именно - неравноценность товаров. В этом случае сторона, обязанная передать меньший по стоимости товар, должна оплатить разницу в ценах (ст. 568 ГК).
Имущество, подлежащее обмену по договору внешнеторгового бартера, всегда должно являться равноценным (эквивалентным по стоимости). Сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств к внешнеторговым бартерным не относятся (п. 1 Указа).
4. Участники сделки.
Участниками договора мены могут быть любые субъекты гражданских правоотношений - физические лица, юридические лица и государства.
Участниками договора внешнеторгового бартера могут быть либо организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, либо граждане-предприниматели, причем, один из участников должен быть резидентом иного государства, чем Российская Федерация (иначе теряется внешнеторговый характер сделки). В нормативных документах это качество прямо не выражено, однако, все содержащиеся в них предписания ориентированы именно на участие в данных сделках коммерческих организаций18.
5. Цель сделки.
Каждый из участников договора мены может преследовать как предпринимательские, так и личные (потребительские) цели.
Участники бартерных сделок преследуют исключительно предпринимательские цели. Опять-таки, в нормативных документах это качество прямо не выражено, однако, все содержащиеся в них предписания ориентированы на договоры, заключаемые именно в предпринимательских, а не потребительских целях.
6. Форма сделки.
Договор мены подчиняется общим положениям ГК о форме сделок (ст. 161 ГК); несоблюдение его простой письменной формы в требуемых законом случаях не влечет недействительности договора (п. 1 ст. 162 ГК).
Договор внешнеторгового бартера, в силу своего внешнеэкономического характера, всегда должен быть совершен в простой письменной форме под страхом его недействительности (п. 3 ст. 162 ГК); причем, для соблюдения требования о его простой письменной форме необходимо составление одного документа, подписанного сторонами (пп. "б" ч. 2 п. 2 Указа).
7. Содержание сделки.
Договор мены содержит, по сути, всего одно существенное условие - условие о предмете договора (ст. 422 ГК), т.е., об обмениваемых товарах (их номенклатуре, количестве, качестве, комплектности, ассортименте). Все иные условия договора мены могут быть определены с помощью диспозитивных норм Гражданского кодекса19.
Договор внешнеторгового бартера должен содержать договоренность о:
(а) дате заключения и номере;
(б) номенклатуре, количестве, качестве,
цене товара по каждой
(в) работах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности, их стоимости, сроках выполнения работ, моменте предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
(г) документах, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
(д) порядке удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора (п. 2 Указа).
8. Исполнение сделки.
ГК никак не ограничивает свободу сторон договора мены относительно способов и условий исполнения их обязанностей.
Внешнеторговый характер договора внешнеторгового бартера обусловливает применение к нему ряда принципов валютного и таможенного регулирования, в частности:
- норм о сроке, в течение которого российские участники сделок обязаны обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным. В настоящее время этот срок составляет 90 дней и исчисляется с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Более длительный срок получения исполнения по договору внешнеторгового бартера может предусматриваться лишь при наличии разрешения МВЭС РФ (п. 3 Указа);
- норм о необходимости открытия
и использования паспорта
Мена, поставка, подряд, аренда, договор возмездного оказания услуг, договор на реализацию исключительных прав и т.п. - все это гражданско-правовые категории. Внешнеторговый же бартер - категория исключительно публичного права, имеющая совершенно иное, нежели любые гражданско-правовые понятия, назначение: объединение в одну группу внешнеторговых сделок, не подпадающих под признаки купли-продажи, а точнее - внешнеторговых сделок, не подчиняющихся валютному законодательству.
Смысл внедрения в нормативный обиход такой категории лежит, в общем-то, на поверхности. Одно дело, когда внешнеторговый контракт по поставке за границу, скажем, алюминиевых ложек, предусматривает денежный платеж из-за границы. Здесь немедленно вступают в силу жесткие императивные нормы валютного законодательства, связывающие контрагентов и по срока поступления платежей, и по способам их перечисления, и по счетам, на которые они могут поступить, и по порядку использования валютной выручки и по многим другим параметрам. Нет никаких трудностей и в том, чтобы отследить, соблюдаются ли все эти нормы - такая задача специально возложена государством на уполномоченные банки и контактирующие с ними таможенные органы. Строго говоря, подобные контракты отслеживаются еще на стадии их заключения: ведь чтобы таковые исполнить, в уполномоченном банке необходимо оформить паспорт экспортной сделки, без которого из России за границу не будет вывезено ни одной, даже самой маленькой ложечки. То же самое и с импортными сделками: за границу не уйдет ни рубля (не говоря уже о долларах, марках, фунтах), пока Российская Федерация не убедится, что на ее территорию уже нечто ввезено или, во всяком случае, скоро будет ввезено20.
Совсем другое, когда контракт не содержит в себе ни малейшего намека на денежные платежи. Теоретически контролировать обоснованность ввоза-вывоза товара (передачи результатов работ, оказания услуг и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности) по таким контрактам могли бы таможенные и налоговые органы. Но только теоретически. Практически такой контроль был бы невозможен главным образом из-за отсутствия законодательных оснований для такового. Валютное законодательство к таким отношениям не применить - о валютных отношениях речи не идет. Органам валютного контроля и уполномоченным им банкам здесь делать нечего. Но раз не получится применить валютное законодательство, значит, не применить и экспортное (импортное), ибо оно также "завязано" на "валютную выручку"; таможенным органам, следовательно, здесь тоже нет места для деятельности. Сложится весьма странная ситуация: вывоз за границу российских товаров в обмен на деньги поставлен под жесткий контроль, в то время как вывоз в обмен на "липовые" услуги будет вовсе бесконтрольным.
Таким образом, понятия "договор мены" и "бартерная сделка" различного назначения и различных отраслей законодательства. Тот или иной договор может, в зависимости от своего содержания и некоторых других признаков, подпадать под действие норм президентского Указа о внешнеторговом бартере, что не мешает ему, впрочем, оставаться при этом договором мены, аренды, подряда, возмездного оказания услуг, авторским, патентно-лицензионным, концессионным и любым другим. Разумеется, мы не имеем в виду договоры с условиями о денежных платежах - таковые реализуются в сфере внешнеторговой деятельности совершенно иным, особым порядком21.
Сделанный вывод имеет не только теоретическое, но и чисто практическое значение. Коль скоро ценность понятия о договоре внешнеторгового бартера исключительно публично-правовая, следует признать, что в случае противоречия положений Указа Президента и изданных в его развитие подзаконных актов положениям Гражданского Кодекса РФ подлежат применению именно положения ГК. Даже знаменитый п. 5 ст. 3 ГК РФ для обоснования этого положения привлекать не нужно. Ведь если само назначение понятия "внешнеторговый бартер" заключается в установлении особого публично-правового режима исполнения данных сделок, то никакие гражданско-правовые последствия в зависимость от соблюдения данных норм ставиться не должны. Так, например, несоблюдение требований Указа к форме договора внешнеторгового бартера не должно влечь его недействительности как гражданско-правовой сделки, но, вместе с тем, несоблюдение этих требований не позволит оформить паспорта сделки, а значит не позволит исполнить вытекающие из нее обязательства.
Информация о работе Договор мены и внешнеторговые бартерные сделки