Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа
Целью работы является выявление значения и места интеллектуальной собственности в современном мире, а также методы охраны интеллектуальной собственности в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– провести анализ классификации интеллектуальной собственности, как в России, так и за рубежом;
– изучить способы и механизмы защиты российской и зарубежной интеллектуальной собственности;
– выявить проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в России и за рубежом;
– сделать выводы и предложить возможные пути решения проблем.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и значение интеллектуальной собственности
1.2 Структура и характеристика интеллектуальной собственности
ГЛАВА 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ
2.1. Основы охраны и защиты авторских прав в России и за рубежом
2.2. Способы защиты прав авторов в сети Интернет
2.3. Охрана российской интеллектуальной собственности за рубежом
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовых норм и правовую деятельность, а защита – совокупность мер, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права либо интересы нарушены или оспорены.
Институт «права на защиту» выступает основанием или условием реализации «защиты права» в общественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права, который в общем виде выглядит как предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемого права или законного интереса.
Субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются непосредственно носители этих прав, т.е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случаях создания служебных произведений.
Нарушителями авторских
прав являются физические и юридические
лица, которые не выполняют требования
гражданского законодательства в части
регулирования авторских
Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость [19, с. 211–215].
До принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» споры, связанные с созданием и использованием объектов авторского права, рассматривались, как правило, только в судах общей юрисдикции. Связано это было с тем, что старое законодательство - ГК РСФСР 1964 г. - не предусматривало наличия у автора исключительных прав на использование произведения и, следовательно, возможности передачи таких прав юридическому лицу. Авторы, в соответствии с Типовыми авторскими договорами, которые утверждались министерствами и ведомствами, самих авторских прав юридическим лицам не передавали, они только давали разрешения на использование произведений государственным издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям. При этом советским законодательством фактически было легализовано интеллектуальное пиратство, то есть бездоговорное использование произведений практически во всех сферах.
С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.
В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу-предпринимателю) по авторскому договору (ст. 30 Закона).
Верховный суд РФ принял постановление 26.04.07 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» (далее ВС РФ № 14). Основными признаками, отличающими преступление в отношении ИС от административного правонарушения, являются причинение крупного ущерба или совершение деяния в крупном размере, а также неоднократность совершения деяния [4, С. 44].
Нарушения авторских прав в РФ
Объектами авторского права признаются как обнародованные, так и не обнародованные произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме. Присвоение авторства (плагиат) может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен (п. 3 постановления ВС РФ № 14).
Незаконным следует считать использование объектов авторских прав, осуществляемое в нарушении положений действующего законодательства. При этом суд должен выяснить и указать в приговоре, какие конкретно права правообладателей и какими именно действиями были нарушены. Такими действиями могут являться:
– совершаемое без согласия
правообладателя
– распространение в сети Интернет;
– перевод произведения, его переработка;
– модификация программы для ЭВМ или базы данных;
– иные действия, совершаемые без оформления в соответствии с законом договора или соглашения.
Так, установление факта использования нелицензионной программы для ЭВМ может стать поводом для возбуждения уголовного дела. Незаконным является также использование объекта по окончании срока действия договора с правообладателем либо с нарушением условий договора. Например, при издании произведения тиражом, превышающим максимальный тираж, установленный в издательском договоре между автором и издателем, в действия издателя может быть установлен состав преступления.
В то же время не является
преступлением использование
Защита авторских прав
Защита прав авторов осуществляется
с помощью предусмотренных действующим
законодательством способов. К сожалению,
в самом Патентном законе РФ о способах
защиты нарушенных прав авторов и патентообладателей
ничего не говорится, в связи с чем приходится
исходить из того арсенала средств и способов
защиты, который закреплен в гл.2 ГК.
Право создателей
изобретений, полезных моделей и промышленных
образцов на получение патента может быть
нарушено любым лицом, притязающим на
приобретение прав патентообладателя
без достаточных к тому оснований. Так,
заявка на выдачу патента может быть подана
лицом, которому стал известен творческий
замысел автора и который выдает ее за
собственную работу.
Независимо от того, когда
обнаружен данный факт – до или
уже после выдачи патента, средством
защиты является предъявление иска в
суд либо о пресечении незаконных
действий лица, претендующего на получение
патента, либо о признании выданного патента
недействительным.
Нарушение права авторства выражается
в присвоении результата чужого творческого
труда и попытке выдать его за собственную
разработку. Чаще всего на практике право
авторства нарушается при создании разработки
усилиями нескольких лиц. Исключение из
числа соавторов лиц, принимавших творческое
участие в работе над объектом промышленной
собственности, или, напротив, включение
в авторский коллектив лиц, оказавших
лишь техническое содействие, являются
наиболее типичными видами нарушений
прав авторства.
Право на авторское имя может быть нарушено, прежде всего, путем не указания имени действительного разработчика в опубликованных сведениях о разработке, других официальных и неофициальных публикациях, в которых говорится о созданной разработке. Способом защиты права на имя выступает требование о восстановлении нарушенного права, в частности о внесении исправлений в сделанную публикацию [8, с. 15–16].
Право автора на получение
вознаграждения от работодателя, а
иногда и от иных пользователей разработки
нарушается тогда, когда соответствующее
вознаграждение автору не выплачивается
либо выплачивается в неполном объеме
или несвоевременно. В этих случаях
автор может обратиться в суд
с требованием о принудительном
взыскании с обязанных лиц
причитающегося ему вознаграждения.
За несвоевременную выплату
В России за "кражу интеллекта" теперь тоже могут посадить на шесть лет (теоретически). На практике же мало что изменилось.
Новый закон об авторском праве позволил карать нарушителей предельно жестко, допуская сроки до шести лет лишения свободы.
Так, к примеру, в июне этого года Чкаловский районный суд Екатеринбурга приговорил к 6 месяцам лишения свободы условно 77-летнего Алексея С., установившего пиратские Adobe Photoshop и AutoDesk AutoCAD на нескольких компьютерах организации, где он работал и. о. главного инженера. И подобных случаев в последний год становится все больше. При этом ни милиция, ни суды к адекватной оценке такого рода нарушений сейчас просто не готовы. В 90% случаев органы особо и не разбираются, кто прав, кто виноват.
Основной проблемой в
области авторского права является
не жесткость существующих юридических
рамок, а соблюдение закона в этой
сфере. Сколько бы ни увеличивали
наказание, вряд ли что-то изменится
к лучшему, пока не будет изменений
в правоприменительной
Защита авторских прав за рубежом
За рубежом война с
пиратством, объявленная производителями
ПО, медиаиндустрией и
Как отмечают специалисты, вопрос поставлен совершенно адекватно. Законы - дело святое, и защищать права производителей и авторов необходимо. Однако что делать, если они не исполняются массово, постоянно и повсеместно?
Так, в марте 2010 года студент Аризонского университета за скачивание нелицензионной музыки сел на три месяца, в придачу к трем годам "испытательного срока". Позднее стали наказывать и людей, пользующихся пиринговыми файлообменными сетями (то есть перекачивающих информацию напрямую друг от друга).
Швед Андреас Бавер за такую практику тюрьмы, правда, избежал, но вынужден был заплатить 1 тыс. долларов. А вот жителю Гонконга 38 летнему Чань Най Мину повезло куда меньше - он, как и его американский товарищ по несчастью, "отдохнул" в исправительном учреждении все те же три месяца.
Полный лицензионный комплект Windows и вспомогательных программ Microsoft на сегодняшний день стоит несколько сотен долларов. Для человека, который столько же денег отдал за сам компьютер, такая цена представляется неприемлемой. И сколько тут с пиратством ни борись, пользователи у нас в стране и за рубежом все равно будут искать обходные пути.
Сравнивая отечественный и зарубежный опыт защиты авторских прав можно отметить что, счастье отечественных пользователей Сети, в подавляющем большинстве пиратствующих без всякого зазрения совести, заключается лишь в том, что у силовых ведомств до них просто не доходят руки. В то время как за рубежом это карается законом, как уголовной ответственностью, так и административными штрафами [10, С. 85].
2.2. Способы защиты прав авторов в сети Интернет
Общество впервые столкнулось с нарушением авторских прав в интернет – пространстве в конце 80-х годов ХХ века, когда глобальная компьютерная сеть, служившая поначалу исключительно военным и научным целям, получила широкое распространение. В 1999 году американский студент Шон Фэннинг придумал Napster – систему, позволяющую людям обмениваться музыкой через Интернет, а в 2001 году в судебном порядке было признано, что системами типа Napster нарушаются авторские права музыкантов. Возникла необходимость в законах по защите авторских прав в Интернете. Это законодательство постоянно ужесточается и захватывает всё более широкие сферы.
Защита – слишком громкое слово, чтобы оно могло оправдать себя в Интернете. Если относиться к Глобальной Сети как к своеобразному информационному полю битвы, то для того, чтобы не быть уничтоженным, надо применять соответствующие меры. Самое страшное для произведений сайта информационной направленности – это непосещаемость, то есть отсутствие визитов на сайт (после чего следует падение в рейтинге, которое, как правило, заканчивается закрытием сайта).
Автор или правообладатель, заинтересованные в защите своих авторских прав, должны предпринимать ряд защитных мер по охране своего произведения. Так, правообладатель для оповещения своих прав может использовать знак охраны авторского права (знак копирайта), состоящий из трех информативных элементов: знака ©, наименования (имени) правообладателя, года первого выпуска. Но такой знак несет чисто декларативную функцию. Обратим внимание, что современные информационные технологии, применяемые в Интернете позволяют использовать знак копирайта в ином качестве. А именно, реализовать возможность наложить на него реальные защитные и информативные функции на основе легальной процедуры электронного документирования с использованием технологии электронно-цифровой подписи, обеспечивающей юридическую силу электронным документам. Это обеспечит высокую степень аутентификации и идентификации таких документов. Для защитных функций трех элементов знака копирайта явно недостаточно. Слово «копирайт» происходит от слияния английского глагола to copy (копировать) со словом right (право). Для русских людей копирайт является правом, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства; авторское право охраняется как в уголовном, так и в гражданском порядке. Значок копирайта (с) закрепляет наименование обладателя авторского права и год публикации произведение, статьи, заметки и т. д. [17, с. 7–9].
Информация о работе Защита интеллектуальной собственности: отечественный и зарубежный опыт