Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Моя работа посвящена проблемам защиты прав граждан-потребителей.
Защита прав потребителей – понятие, не так давно вошедшее в нашу действительность. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей
1.2. Формы и способы защиты прав потребителей
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей
2.2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей
2.3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)


АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

 

 

Регистрационный № _______

«____» _____________ 2013 __г.

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине _______________________________________________

Тема работы__________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

 

Выполнил студент _______ группы

____________________ факультета

__________________________

фамилия

__________________________

 имя, отчество

Домашний адрес ________________

_____________________________________

Телефон_______________________

 

Научный руководитель

__________________________

ученая степень, звание

__________________________

фамилия, имя, отчество

 

Оценка _______________________

«____» ________________2013 ___ г.

 

Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   2

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. Понятие защиты  прав потребителей. Объекты защиты в отношениях

с участием потребителей                                                                                        5

1.2. Формы и способы защиты прав потребителей                                            10

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1. Особенности обращения за  защитой нарушенных прав потребителей    17

2.2. Лица, участвующие в делах  о защите прав потребителей                         20

2.3. Особенности доказывания по  делам о защите прав потребителей           23

 

Заключение                                                                                                            28

Список использованных источников литературы                                             31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Моя работа посвящена проблемам защиты прав граждан-потребителей.

   Защита прав потребителей – понятие, не так давно вошедшее в нашу действительность. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

   Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством,  информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

   Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся потребительского законодательства, споров и  нарушений в этой области меньше не становится.

   Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

   Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как В.В. Богдан, И.В. Решетникова, Я.Е.Парций, Э.Г. Корнилов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.

   Целью работы является обобщение практики применения законодательства о защите прав потребителей, его совершенствование, усиление его действенности и эффективности, устранение неправильного понимания Закона, исключение разнородности подходов, создание единообразия его трактовок.

  В соответствии с поставленной целью обозначены основные задачи:

A) анализ законодательства  о защите прав потребителей, как  ранее, так и ныне действующего;

Б) раскрытие содержания отдельных видов прав потребителей с точки зрения изучения правовых норм, их регулирующих и механизма реализации этих прав;

В) выявление предпочтительных направлений развития данного института законодательства и их научное обоснование, оценка, вытекающая из практического применения Закона РФ «О защите прав потребителей»;

   Данная работа  состоит из двух глав. Первая  раскрывает общее понятие и  содержание защиты прав потребителей, формы и способы защиты. Вторая  глава посвящена особенностям  рассмотрения дел о нарушениях  прав потребителей.   

   Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важное значения для развития всей системы РФ.                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

1.1. Понятие защиты  прав потребителей. Объекты защиты  в отношениях

с участием потребителей

 

   Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительство прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

   В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей»1.

   Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.2

   Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.

   Закон "О защите прав потребителей" гарантирует следующие права: Право потребителей на просвещение. Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце.

   Одной из причин введения этой нормы является слабое знание потребителями своих прав. Закон не только провозглашает право потребителей на просвещение, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований государственные образовательные стандарты и программы.

   Так же Законом "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец, при  заключении договора, был поставлен  потребителем в известность о  конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю  товар, пригодный для использования  в соответствии  с этими целями.3 Условие о качестве товара относится к числу обычных условий и обычно определяется сторонами при заключении соответствующего договора.

   Следующее право потребителя вытекает из права и обязанности изготовителя (продавца)  в области установления срока службы, срока.  годности товара, а также гарантийного срока на товар, (статья 5 Закона "О защите прав потребителей".)

   На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе установить срок службы - период, в течение которого  изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Изготовитель обязан срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода; могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде.4 Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

   Одним из важнейших прав потребителей является право потребителя на безопасность товара, предусмотренное статьей 7 Закона "О защите прав потребителей". Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке,  определяемом законом.5

   Следующее право потребителя предусмотрено статьёй 8 Закона "О защите прав потребителей" это право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце)  и о товаре (Режиме работы изготовителя).6 Информация представляется в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России.

    Так же законом предусмотрено право потребителя на информацию о товарах. Изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

   Следующее право потребителя - право потребителя на информацию о режиме работы продавца. Режим работы продавца доводится до сведения потребителей.7

   В связи с вышеперечисленными правами потребителей изготовитель (продавец) несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе (продавце) которая предусмотрена статьей 12 Закона "О защите прав потребителей". В соответствии со ст. 503 ГК РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.

   При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы и способы защиты прав потребителей

  

   Гражданин, выступающий в гражданско-правовых отношениях в качестве потребителя, всегда является более слабой и менее защищенной стороной по сравнению с организацией, реализующим ему свои товары. Он обладает меньшими сведениями о потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и другой информацией о приобретаемых им для своих нужд товарах. Гражданин располагает и меньшими возможностями получить юридическую поддержку, позволяющую уменьшить степень гражданско-правового риска, а в случае спора - обеспечить защиту своих прав. Убытки, вызванные ненадлежащим качеством товара, являющиеся с учетом объема товарооборота организации для нее незначительными, могут обернуться для гражданина тяжелым бременем, повлечь для него крайне неблагоприятные последствия, нравственные страдания. Это предопределяет необходимость повышенной государственной защиты прав потребителей посредством принятия законодательства и создания государственных органов и общественных организаций, контролирующих его соблюдение всеми продавцами, действующими в этой сфере гражданско-правовых отношений.8

Информация о работе Защита прав потребителей