Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является: осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.


Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по теме курсовой работы;
- Рассмотреть понятие прав потребителя;
- Изучить значение прав потребителя;
- Проанализировать, как на практике действуют права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества;

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….5
§1.1 Понятие и сущность прав потребителя………….…………………….5
§1.2 Значение прав потребителя……………………………........................11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕОБРЕТЕНИИ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА………………………………………………..18
§2.1 Право о возмещении расходов… .…..…………………………………20
§2.2 Соразмерное уменьшение покупной цены…….……………………...21
§2.3 Замена товара……………………………………………………………22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.……………………………………27
§3.1 Основные органы по защите прав потребителя……………………..27
§3.2 Судебная защита………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

-в-третьих любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин не вправе, если это не оговорено в договоре, относить сумму уступки на комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.

§2.3 Замена товара.

Замена товара на аналогичный марки (модели, артикула) - это требование не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на такой же. Товар представляемый для замены может быть другого цвета или модели, самое главное здесь чтобы товар был аналогичным, имел те же потребительские свойства, что и товар требующий замены, но качественным. Но могут возникать затруднения если такого же товара нет в продаже или в производстве. Например, если для замены нет автомобиля того же цвета, или с такой же отделкой салона, потребитель обязан согласится на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правом на обмен товара ненадлежащего качества. Такое требование может быть предъявлено продавцу, изготовителю или организациям, которые выполняют функции продавца (изготовителя) на основании договора. Согласно ст. ГК [2, ст.504 п.1] потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при ее покупке и ценой замены. Следовательно, если товар заменен, то гарантийный срок исчисляется заново с момента передачи товара потребителю [5, ст.21 п.2]. Требование потребителя о замене товара удовлетворяется в течении 7 дней со дня предъявления, но так же он может увеличиваться до 20 дней в случае дополнительной проверки качества товара. Проверку качества товара продавец проводит за свой счет и может обойтись заключением своих собственных специалистов магазина. Покупатель имеет право присутствовать при проверке качества товара и может не согласится с таким заключением и обжаловать его в суд. Если у продавца на день предъявления требования не оказалось необходимого товара, то такой товар должен быть заменен в течении одного месяца. Но существуют, например, районы крайнего севера, где присутствует сезонный завоз, тогда здесь удовлетворение требования потребителя выполняется в срок необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы. Покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления с доставкой на дом во временное пользование аналогичный товар длительного пользования. Исключением является перечень товаров установленный Правительством на которые не распространяется право потребителя требовать представления на время аналогичного товара. В отношении технически сложных товаров предусмотрено, что они должны обладать существенным недостатком. Наличие существенного недостатка указывается в ГК [2, ст.503 п.1]. Исключением является требование в отношении товаров со сроком годности, потребитель вправе требовать замены на такой же товар или другой, если не предусматривается возврат потребителю уплаченной суммы и расторжения договора. В отношении комиссионных магазинов можно сказать, что замена товара происходит только с согласия продавца. Закон так же предусматривает за невыполнение требования потребителя о замене товара, уплату неустойки.

Имеет право  на замену товара на такой же товар  другой марки (модели, артикула с соответствующим  перерасчетом покупной цены). Предполагается замена товара на такой же товар (машину стиральную на другую стиральную машину). Свойства этих товаров разные, поэтому и цены существенно отличаются друг от друга. Поэтому при замене товара происходит перерасчет стоимости товара. В соответствии с законом, если цена товара подлежащего замене ниже цены товара предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, то разницу в цене выплачивают потребителю [5, ст.24 п.2]. Цена товара, представленного для замены применяется всегда на момент предъявления требования. Если требование потребителя не было удовлетворено в добровольном и порядке, то согласно ГК потребитель может произвести расчеты исходя из цен товара на момент вынесения решения судом, если цены возросли с момента предъявления требования [2, ст.504 п.2]. Требование о замене, предъявляется только продавцу или организации (по договору). В остальном, что касается сроков, когда должно быть выполнено требование о замене, они схожи со сроками требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) [5, ст.21] За просрочку так же предусмотрена неустойка [5, ст.23]. Гарантийные сроки исчисляются заново с момента передачи замененного товара потребителю [5, ст.21 п.2].

Потребитель вправе расторгнуть договор, для  этого ему необходимо установить наличие недостатка, а если дело касается технически сложных товаров, то существенных недостатков. Если расторгается договор купли-продажи, потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе потребовать возмещения убытков. Возвратить товар потребитель может продавцу (организации, выполняющей его функции по договору) и потребовать от него при расторжении договора возмещения всех возникших  в связи с покупкой товара, убытков. Если же потребитель обращается к изготовителю, то здесь он вправе настаивать только на возврате стоимости товара [5, ст.18 п.3]. Предъявлять требования о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно, чем возвращать товар изготовителю. При расторжении договора купли-продажи или возврате товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цен на товары, исходя из цены на день покупки. Продавец не вправе удерживать из возвращаемой уплаченной за товар денежной суммы, сумму на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида [2, ст.503 п.3]. Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления [5, ст.22]. Опять же, если следует просрочка, то на этот случай предусмотрена неустойка. Всегда возникает вопрос, а кто же должен осуществлять доставку? Доставку товара на время ремонта или замены осуществляет продавец (изготовитель) [5, ст.20 п.2; ст.21 п.1]. Если товар малогабаритный и весом до 5 кг, то доставку осуществляет потребитель. При расторжении договора купли продажи законом не предусмотрена обязанность продавца (изготовителя) доставлять товар. Следовательно, отсюда вытекает обязанность потребителя доставить товар, но при этом продавец возмещает расходы по доставке товара потребителю, а изготовитель не обязан ни доставлять товар, ни возмещать расходы на доставку, т.к. это не предусмотрено законом. Мы много говорим о неустойке, отсюда возникает вопрос по этому поводу: «из какой цены товара исчисляется неустойка». Если требование потребителя удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Примером может служить, то что 1.02.2011 г. потребитель заявил о замене товара. По закону это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней [5, ст.21], т.е. не позднее 21.02.2011 г., а само требование потребителя было удовлетворено 01.03.2011 г. Следовательно просрочка составляет 8 дней. Значит, потребитель должен получить неустойку 8 % от цены товара на день фактического удовлетворения требования. Если требование потребителя не удовлетворено, то неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда. Относительно той местности, где требование должно быть удовлетворено, т.е. то место, где потребитель должен был получить товар представленный для замены. Потребитель при отказе в уплате неустойки продавцом, может обратиться в суд и принудительно взыскать неустойку. Суд может изменить, т.е. уменьшить неустойку [2, ст.333 ч.1], если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Неустойка в размере 1 % цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования. Требование по поводу недостатка, потребитель может предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Согласно ГК, если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель может предъявить претензии, если недостатки обнаружены в разумные сроки, не позднее 2-х лет со дня передачи товара [2, ст.477]. Установить гарантийный срок может и продавец, но он должен быть не меньше гарантийного срока установленного изготовителем и не менее 2-х лет, если гарантийный срок отсутствует. При этом, если сроки установленные изготовителем истекли, это требование предъявляется продавцу. Тоже самое и по истечение 2-х лет, если гарантийный срок не установлен. По истечение этих сроков потребитель может предъявить требование о безвозмездном устранении недостатка или о возмещении расходов на устранение недостатка товара, в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности [5, ст.19 п.1]. Если срок годности не установлен - то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если потребителю требование не удовлетворяется в течение 20 дней - потребитель вправе предъявить иные требования. Покупатель, прежде чем предъявить требования должен знать, что его требования могут быть и отклонены в случаях: - если при заключении договора купли-продажи недостатки были оговорены; - если требования предъявлены по истечение сроков исковой давности; - если недостатки возникли после передачи товара потребителю; - в результате нарушения правил пользования; - не представил товарный чек (кассовый), а если товар с гарантийным сроком (тех. Паспорт или ино заменяющий документ).

Потребитель вправе обменять товар надлежащего  качества если он не подошел по каким-то причинам[5, ст.25], кроме товаров указанных в перечне утвержденном Правительством (изделия из драгоценных камней, трусы, купальники и т.п. ...). Обменять можно в 14-дневный срок с момента покупки, но такой товар должен иметь:

  • фабричные ярлыки;
  • товарный чек;
  • сохранена оригинальная упаковка.

Продавец  может потребовать оплаты издержек, которые возникли у магазина связанные с обменом товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

§3.1 Основные органы по защите прав потребителя

Сегодня в  России создана и действует определенная система защиты прав потребителя, услугами которой надо уметь пользоваться - первой ступенью являются органы по защите прав потребителя при сельских, поселковых, административных органах власти. В частности это уполномоченные по правам потребителя. К ним необходимо обращаться с жалобой или заявлением, - вторая ступень представляет органы по защите прав потребителя при администрациях района, города, существующих в виде бюро, отделов, комитетов по защите прав потребителя. Специалисты этих органов проводят работу с потребителями: помогают разобраться с документами, заявлениями, предъявляют требование к предпринимателям, помогают в составлении претензий, исковых заявлений, представляют интересы потребителя в суде, передают материалы дел в соответствующие органы гос. управления. В законе о защите прав потребителя приводится перечень, согласно которому эти органы рассматривают жалобы потребителей, анализируют договоры между продавцом и потребителем, при выявлении товаров ненадлежащего качества или опасных для жизни и здоровья извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль за качеством и безопасностью товара [5, ст.44]. Нужно также отметить, что органы местного самоуправления не входят в систему гос. органов и потому обладают своими собственными полномочиями на территории своего города (района). В их полномочиях прекратить продажу товара с просроченными сроками годности, исключениями являются товары длительного пользования, на которые срок годности не устанавливается (срок службы). Также во многих городах России создаются добровольные общественные объединения для защиты права потребителя, которые защищают не только членов общества, но и граждан. Уже многие общества накопили большой опыт, имея в своем распоряжении квалифицированных юристов, которые ведут обширную работу с потребителями. Сейчас в России существуют 155 таких обществ, что касается нашего района, то здесь находится Московская ассоциация по защите прав потребителей, расположенная по адресу: Московская обл., ул. Гоголя, д. 7а. При обращении к данной организации было получено разъяснение, что этими органами по защите прав потребителя разрешается около 80 % всех конфликтов. Примером последних дел может являться разрешение дела гражданки П, жительницы Московской области, которая 23.11.2010 г. взойдя на ступеньку троллейбуса почувствовала сильный удар током, пострадавшая обратилась в трамвайно-троллейбусное управление с иском. Потребительница просила взыскание компенсации за моральный вред в сумме в 5 миллионов рублей, поскольку она в результате удара электрическим током перенесла моральные и физические страдания. Суд же весьма интересно отреагировал на это дело, он признавал, что трамвайно-троллейбусное управление виновно в том, что не довело до сведения потребителя возможность электро-травмы. Суд, в свою очередь, признавал за организацией право выпускать на линию транспорт с техническими неполадками. Нужно было только объявлять об этом и ответственность как бы снижается, а хочет ли ехать потребитель в таком троллейбусе - это его дело. Однако суд не отметил главного, что указано в Законе, что потребитель имеет право на то, чтобы услуги при обычных условиях их использования были безопасны для жизни и здоровья. Суд же в качестве возмещения морального вреда взыскал только один миллион рублей. Потребительница обратилась в общество защиты прав потребителей по г. Химки, Московской области, с помощью последнего, решение Химкинского городского суда было обжаловано. Московский городской суд восстановил истину и удовлетворил иск потребительнице.

А теперь дела о поездке за границу. Суть дела состояла в том, что жительница Московской области хотела выехать по приглашению гр-на Германии к последнему по месту жительства. Гражданка обратилась в ООО "Тунис" через которое она намеревалась поскорее оформить визу и выехать в Германию. За выполнение услуг она заплатила 155 €. Фирма объяснила ей, что для получения визы нужно заполнить анкету, приложить к ней приглашение и только после этого все документы отправляются в консульство Москвы, где решают на основе данных выдавать визу или нет. Из консульства пришел ответ об отказе в визе ссылаясь на то, что в заполненной анкете имеются ошибки, гражданка потребовала вернуть деньги. Ей вернули, но 70 €, остальное, как следует из дела, удержано за проделанную работу, после этого потребительница обратилась в общество по защите прав потребителей, где и решался данный вопрос. Права потребителя были восстановлены и деньги возвращены.

Другим делом, является попытка съездить одного гражданина в Голландию, где у него была назначена  деловая встреча. Он решил воспользоваться услугами фирмы "АЛЕ ТАКСИ". За все было уплачено 300 € после чего он в надежде стал ждать. А автобус, который должен осуществлять поездку на Голландскую землю опоздал на 3 часа. После посадки автобус далеко не уехал. Проехав немного было объявлено, что автобус сломался и его нужно ремонтировать. Ремонт производился несколько часов. В результате чего, встреча у гражданина не состоялась. Он обратился, чтобы ему вернули деньги назад за не оказанную услугу. Контора отказала ему в этом. Здесь также выяснилось то, что квитанция на получение денег данной фирмой не выдавалась, объясняется это тем, что данный документ будет выдан в процессе поездки. После чего потребитель обратился в общество по защите своих прав. Отсюда следует, что налицо грубейшая ошибка в действиях фирмы: были нарушены сроки поездки, не была выдана квитанция об уплате денег. Права потребителя были восстановлены. Но это еще раз показывает отвратительное отношение к клиенту.

Жительница Московской области приобрела в магазине комплект мягкой мебели "Кортеж". Из-за некачественной материи драпировка на мебели быстро истерлась. Магазин обменял комплект мебели, но потребительницу заставляли заплатить за транспортировку, гражданка обратилась за помощью в общество по защите прав потребителей. Деньги были возвращены. Для решения вопроса оказалось достаточно беседы с директором магазина.

Другим органом  осуществления защиты прав потребителя  является Государственная инспекция. Задачи ее - это контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотребления в торговле, и поступления на рынок доброкачественной продукции. Объектами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане реализующие и производящие товары или услуги. Функции Госинспекции: проводит проверки соблюдения правил торговли, применение цен, контролирует правильность пользования весовыми и измерительными приборами, приостанавливает реализацию товара, рассматривают жалобы.

Другим контролирующим органом с июня 2010 года является Росстандарт. Порядок проведения Росстандартом РФ гос. контроля и надзора за соблюдением обязательных требований гос. стандартов, правил обязательной сертификации. Предоставлено право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), за причинение ущерба потребителям, за нарушение правил сертификации, на руководителей предприятий и т.д.

 

§3.2 Судебная защита

Если потребитель  обнаружил недостаток в купленном  товаре или какая-нибудь услуга не соответствует  договору - потребитель должен известить  об этом другую сторону. Написать заявление  об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых передается продавцу (исполнителю), а на втором продавец (исполнитель) делает отметку о полученном заявлении. В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца (исполнителя). Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд. Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление (отражающее суть возникшего спора). Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (кол-во ответчиков). К заявлению должны быть приложены документы подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов, они подаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика, или по месту причинения вреда. По Закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте, или передать лично судье. При приеме судьей заявления выдается повестка для следующего приема, на котором будет ответчик. Дальше идет время подготовки к судебному разбирательству. Срок досудебной подготовки не превышает 7 дней (по сложным делам до 21 дня). В этот период судья вызывает истца и ответчика и выясняет суть претензии. Если ответчик не явился на прием, судья может перенести на другой день, если он опять не явился судья назначает дату судебного разбирательства, а ответчика вызывают в суд повесткой. Потом следует судебное разбирательство, которое начинается с проверки явки участников. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. В судебном заседании ведется протокол, куда заносятся все, что происходит в ходе рассмотрения дела. Стороны имеют право заявлять ходатайства [9, ст.35], отводы, знакомятся с материалами делопроизводства, задавать вопросы друг другу, право обжаловать решения и определения суда. Они имеют право представлять и участвовать в их исследовании. Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для экспертизы необходимо определение суда. На время производства экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы, судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, представляет право сторонам выступить. После объяснений сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату, для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора. Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течении 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще, решение исполняется в том суде на территории которого находится ответчик, либо его имущество. Получив исполнительный лист нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. После чего, последний, посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней. За исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель, вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест на случай его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения не связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные или письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение занимаемое должником. Производить осмотр всех хранилищ (если они есть). Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд, для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте. Если денег находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган, который регистрировал это имущество.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании