Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что в повседневной жизни граждане постоянно выступают в качестве потребителей: приобретают необходимые товары и продукты питания, обращаются в службы быта, ездят на транспорте, пользуются коммунальными и медицинскими услугами и т.п. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона РФ «О защите прав потребителей».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании......5
1.1 Основные права потребителей в торговом обслуживании….............5
1.2 Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………………10
2. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли…………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………........24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Защита прав потребителей в торговом обслуживании.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра «Гражданское право»

 

Курсовая работа

по дисциплине «Гражданское право» на тему:

«Защита прав потребителей в торговом обслуживании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

студентка группы Юз-302

Мамий А.А

 

Руководитель:

 Короткова М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

  1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании......5
    1. Основные права потребителей в торговом обслуживании….............5
    2. Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………………10
  2. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли…………………………………………………………………...20

Заключение…………………………………………………………………........24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем  в современном гражданском праве  России.

Актуальность темы связана  с тем, что в повседневной жизни граждане постоянно выступают в качестве потребителей: приобретают необходимые товары и продукты питания, обращаются в службы быта, ездят на транспорте, пользуются коммунальными и медицинскими услугами и т.п. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона РФ «О защите прав потребителей».

В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка  товарами и услугами современный  потребитель имеет все возможности  для того, чтобы поднять уровень  своих требований к товарам, услугам  и качеству обслуживания.

Торговля, являясь посредником  между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам  требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

За последние годы в  Российской Федерации принят ряд  законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность  и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и  защищают его права.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

Основными нормативно-правовыми  регулирующими отношения в сфере  защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский  кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей", Постановление Пленума Верховного суда «О рассмотрении судами гражданских  дел о защите прав потребителей»  и др.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного отраслей права.

Вопросы защиты прав потребителей рассматривали такие ученые как  А.В. Селянин, Е.Б. Козлова, Е.А. Копыстыринский, Л.В. Мелихова, В.Н. Ткачев, С.П. Гурская, И.В. Зыкова, П.П. Богдан, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, А.Н. Распонин, В.П. Смолянинов и  многие другие.

Объектом исследования являются общественные отношений, возникающие в сфере защиты прав потребителей в сфере торговли.

Целью курсовой работы является:

- формирование знаний  в области правового регулирования  защиты прав потребителей;

- изучение основных способов  защиты прав потребителей в  сфере торговли;

- выявление недостатков  в законодательстве по защите  прав потребителей;

- совершенствование законодательной  базы в этой области права.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, объединяющих два  параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

  1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании
    1. Основные права потребителей в торговом обслуживании

 

Права потребителей в торговом обслуживании защищаются и охраняются в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и другими нормативно-правовыми актами.

Законом "О защите прав потребителей" потребитель изначально наделен такими правами как: право на безопасность товара, на просвещение в области защиты прав потребителей, на безопасность товара, на информацию об изготовителе и о товаре и др.

Рассмотрим некоторые из этих прав подробнее.

Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей.

Согласно ст. 3 Закона «О защите прав потребителей» Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Просвещение в области защиты прав потребителей проводится в том числе и на уровне общеобразовательных школ. Так, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» провело викторину «Я знаю права потребителя» среди учащихся общеобразовательных учреждений Краснодарского края в октябре-ноябре 2013г. Такие викторины проводятся и на уровне других субъектов РФ, тем самым повышая правовой уровень знаний граждан с юных лет.

Право потребителей на надлежащее качество товара.

В ст.4 Закона "О защите прав потребителей" закреплена обязанность продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если же договором  условие о качестве товара отсутствует, продавец обязан передать потребителю  товар, пригодный для целей, для  которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен в известность  потребителем о конкретных целях  приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный  для использования в соответствии с этими целями.

Эта норма данной статьи направлена на защиту интересов потребителя, как  экономически более слабой стороны  договора. При таких условиях невозможность  использования товара для необходимых  потребителю целей, хоть бы и не отраженных в договоре, но оговаривавшихся при  его заключении, может считаться  недостатком товара1.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует  образцу или описанию. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий  этим требованиям.

Продажа товаров по образцам - продажа  товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом  образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными фотографиях  и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях  при продаже товаров.

Хотя в Законе "О защите прав потребителей" и не говориться о  праве покупателя на надлежащее качество товара, однако закрепленная в нем  обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, дает нам основание полагать, что таким  образом законодатель закрепил и  право потребителя на надлежащее качество товара2.

Согласно ст.7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель  имеет право на безопасность товара, то есть на то, чтобы товар при  обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также  не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и  здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются  законом. Данная статья также устанавливает  обязанность изготовителя обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона "О защите прав потребителя". Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти  правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой  или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Если на товары законом или в  установленном им порядке установлены  обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и  предотвращение причинения вреда имуществу  потребителя, соответствие товаров  указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в  порядке, предусмотренном Законом  и иными правовыми актами3.

Согласно статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель  имеет право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Согласно данной статьи потребитель вправе потребовать  предоставления необходимой и достоверной  информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых  им товарах, которая должна в наглядной  и доступной форме доводится  до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском  языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя или продавца, на государственных  языках субъектов Российской Федерации  и родных языках народов Российской Федерации.

Важно отметить, что хотя законодатель и обязал продавца и изготовителя давать информацию на русском языке  и родных языках народов Российской Федерации, однако он не предусмотрел обязательность заверения перевода такой информации на русский язык. А ведь от верности перевода зависит  и достоверность предоставляемой  потребителю информации4.

Требование о наглядности информации означает, что продавец обязан обеспечить потребителю возможность визуального  ознакомления с информацией об изготовителе, продавце и т.д. Под доступной  формой доведения информации понимается то, что потребитель не должен затрачивать  каких-либо усилий для получения  вышеназванной информации.

Под необходимой информацией понимается прежде всего ее полнота. Поскольку  потребитель, как правило, не имеет  специальных знаний о приобретаемом  товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения имен этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Их можно детально разделить на две группы: сведения об изготовителе (продавце) и сведения о товаре5.

Согласно ст.9 Закона "О защите прав потребителей" - Информация об изготовителе.

Изготовитель и продавец обязаны  довести до сведения потребителя:

- фирменное наименование своей  организации (т.е. ее название, позволяющее отличить ее от  других организаций. В соответствии  со ст.54 ГК РФ название предприятия  должно содержать указание на  его организационно-правовую форму,  так как от нее зависит объем  ответственности предприятия;

- место ее нахождения (местонахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах, хочу заметить, что регистрация предприятий по домашним адресам запрещена);

- режим ее работы (продавец имеет  право самостоятельно устанавливать  режим работы, однако он несет  ответственность за соблюдение  установленного режима. Причем при  причинении убытков потребителю  несоблюдением продавцом (изготовителем)  режима работы, потребитель имеет  право на возмещение таковых).

Продавец размещает указанную  информацию на вывеске; изготовитель, продавец - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю  информацию о государственной регистрации  и наименовании зарегистрировавшего  его органа.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании