Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.

Содержание

ВВедение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 5
§1. Понятие и виды избирательных систем………………………….. 5
§2. Становление избирательной системы РФ………………………... 9
глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14
§1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14
§2. Проблемы, перспективы развития, пути совершенствования избирательной системы РФ.....................................................................21
заключение………………………………………………………………….28
библиография…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсачик.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

         Смешанная избирательная система применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.8

         Таким образом, на формирование избирательной системы государства оказывают значительное влияние совокупность следующих факторов: политический режим и политическая ситуация в стране, исторический период,  менталитет самих граждан и другие. Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

§2. Становление избирательной системы РФ

       Избирательное право прочно заняло свою нишу в общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю развития и совершенствования. В рамках весьма ограниченного периода исторического времени произошли структурные изменения всех составных элементов — институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В этом процессе можно выделить ряд основных этапов становления и развития избирательного права и законодательства Российской Федерации:

— период перестроечного советского избирательного права и законодательства (1989—1991 гг.);

— период переходного постсоветского избирательного права и законодательства (1992—1994 гг.);      

— период регулярного парламентского избирательного права и законодательства (1995 г. — по настоящее время).

Основные этапы  формирования системы современного избирательного права и законодательства Российской Федерации привязаны к четырем электоральным циклам по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации соответственно: 1995—1996 гг.; 1999—2000 гг.; 2003—2004 гг. и 2007—2008 гг.1

Реформирование  институтов избирательного права было подчинено определенному алгоритму — в каждом из означенных периодов законодатель вначале устанавливал в базовом федеральном законе материальные и процедурные, информационные и финансовые гарантии избирательных прав граждан, а затем раскрывал их технологическое содержание в специальных избирательных законах о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

На всех этапах реформирования избирательной системы  Российской Федерации принятие политических и правовых решений о возможных изменениях в действующем законодательстве о выборах и референдумах сопровождалось проведением широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых вопросов. На них ставились вопросы о совершенствовании избирательного законодательства,  практике проведения федеральных выборов и выборов в органы государственной власти субъектов РФ, перспективах развития избирательного законодательства.

Общими итогами  концептуальной, публичной и юридико-технической работы в области реформирования избирательной системы Российской Федерации являлись, как правило, пакеты законопроектов о внесении изменений и дополнений в основные федеральные законы по вопросам организации федеральных, региональных и муниципальных выборов.9

Фундаментальную роль в формировании всего корпуса избирательного права играл и играет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».10

Номенклатура  гарантий включает в себя практически весь набор общих условий реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления: материальных и процедурных, политических и административных, финансовых и информационных.

Федеральный закон  фактически определяет общий электоральный  правовой стандарт, применяемый при  проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Исходная нормативная база федерального стандарта была определена первоначально рамочным Федеральным законом от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»11.

Новый этап в  развитии избирательной системы Российской Федерации был связан с принятием 11 июля 2001 г. № 95 - ФЗ Федерального закона «О политических партиях»12. С данным политическим институтом Закон связывал будущие структурные изменения во всей системе избирательного права, организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Взаимосвязь законодательства, регулирующего деятельность политических партий, и законодательства, регулирующего выборы, получила свое прямое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»13.

Новый политико-правовой и электоральный статус политических партий определил основные параметры радикальной реформы избирательной системы Российской Федерации в 2005 г. — последовательный переход от смешанной, мажоритарно - пропорциональной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе, от модели мажоритарного к модели пропорционального представительства интересов.

Федеральным законом  от 18 мая 2005 г. № 51- ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»14 система пропорционального представительства была введена в действие к предстоящей в 2007 г. избирательной кампании по выборам депутатов нижней палаты парламента. Федеральным законом был упразднен институт независимых кандидатов на парламентских выборах и введен семипроцентный избирательный барьер для прохождения в Государственную Думу.

Тенденция минимизации  нормативного уровня участия в избирательном процессе граждан в политическом аспекте связана с минимизацией уровня электоральной легитимности парламента, что означает фактически минимизацию уровня представительности выборного органа законодательной власти.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, избранная с соблюдением формальных требований федерального закона, может, по существу, превратиться в институт и инструмент сугубо корпоративного представительства доминирующих групп интересов, располагающих значительными материальными, информационными, финансовыми, кадровыми ресурсами влияния.1

Тенденция увеличения избирательного барьера при переходе на пропорциональную избирательную систему снижает возможность более глубокой дифференциации структуры общественных интересов и их представительства в парламенте, поскольку ориентирована по своему политическому смыслу на участие и прохождение в Государственную Думу минимального диапазона политических партий и стоящих за ними социальных групп.

         Таким образом, в механизме реформирования избирательной системы Российской Федерации обнаруживает себя цикличность действий. Общая их последовательность включает в себя: разработку концепции реформ, публичные слушания, разработку и принятие законопроектов, проведение конкретной избирательной кампании, обобщение накопленного электорального опыта, обоснование очередных изменений в избирательной системе.

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

 

§ 1. Нормативно-правовое регулирование  выборов Президента РФ

 

Конституция РФ содержит основополагающие для организации  и проведения выборов положения, в частности, о народном суверенитете; принципы всеобщего равного и прямого избирательного права; положения, касающиеся выборности Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов местного самоуправления; нормы о политических правах и свободах граждан; характеристику институтов референдума и выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. 15

Нормы избирательного права  содержатся также в федеральных  законодательных актах, определяющих содержание позитивного избирательного права страны. Целый ряд законодательных актов федерального уровня содержат отдельные нормы, касающиеся выборов и избирательного процесса.16

         Говоря об эволюции института президентства в Российской Федерации, следует отдельно и особо акцентировать внимание на том, что с 1991 г. по настоящий момент параллельно с развитием нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного института эволюционирует и избирательное законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой и мощной легитимации. Не случайно в вопросе на референдуме 17 марта 1991 г. прозвучала формулировка «всенародно избранный», а после президентских выборов в 1991 г. Б.Н. Ельцин неоднократно подчеркивал, что он «первый всенародно избранный Президент России»1.

       Хотя российский опыт проведения выборов высшего должностного лица государства еще сравнительно невелик, состоявшиеся пять президентских кампаний позволяют выявить определенные тенденции и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших 17 лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и тот факт, что специализированных законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, было уже четыре, и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, — яркое тому подтверждение. Какого же рода изменения происходили в избирательном законодательстве, чем объясняется такая его подвижность и каков общий вектор всех четырех этапов его развития?2 Не вдаваясь в подробности относительно первого этапа, на котором происходило становление законодательства о выборах на основе измененной Конституции 1978 г., и того, как на практике были организованы и проведены первые президентские выборы, сконцентрируемся на четырех этапах развития законодательства, имевших место после принятия ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Основой и отправной  точкой нормативного оформления выборов главы Российского государства являются соответствующие положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента — с принятия новой Конституции РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М.В. Баглай: «Особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти»17. Этому посвящены лишь ч. 3 ст. 4, ч. 1 и 2 ст. 32.

     Однако в главе 4, посвященной Президенту Российской Федерации, устанавливаются минимальные конкретные требования применительно к порядку замещения поста Президента Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 81). К ним относятся способ избрания: равные прямые выборы при тайном голосовании; корпус избирателей: все граждане Российской Федерации; срок полномочий: четыре года и не более двух сроков подряд; требования к кандидату: а) российское гражданство, б) постоянное проживание в России не менее 10 лет, в) минимальный возраст — 35 лет. Что касается назначения выборов, то Конституция относит это к полномочиям Совета Федерации — верхней палаты парламента (п. «д» ч. 1 ст. 102). Таким образом, на данном этапе было произведено шесть базовых изменений. Остановимся на них более подробно.

Во-первых, срок президентских полномочий сократился с пяти до четырех лет.

Во-вторых, было отменено требование к кандидату  обладать избирательным правом, подразумевавшее  согласно ст. 2 Закона о выборах 1991 г., что данное лицо не только достигло установленного возраста, но и является дееспособным, а также не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Причина проста — новая Конституция закрепила это требование отдельно в ч. 3 ст. 32, сделав его общим.

В-третьих, исчезло требование о предельном  возрасте в 65 лет. 

          В-четвертых, была ликвидирована и норма об одновременных выборах вице-президента. Это связано с упразднением самого поста после печально известных событий октября 1993 г.

В-пятых, появился так называемый ценз оседлости — требование о проживании кандидата на территории России не менее 10 лет, что весьма целесообразно, поскольку «Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели»18.

И, наконец, в-шестых, назначение выборов Президента Российской Федерации закреплено в качестве одного из полномочий Совета Федерации.

В остальном же новая Конституция, как и прежняя, дала установку на непосредственное избрание Президента всем российским народом с учетом того, что это не должен быть слишком молодой (моложе 35 лет) человек без жизненного опыта, не являющийся российским гражданином, а также воспроизводила запрет замещения президентского поста одним лицом более двух сроков подряд, часто используемый и в практике других государств как некая гарантия от узурпации власти. При этом трудно не согласиться с утверждением М.В. Баглая, что «скупые конституционные требования к Президенту демократизируют подход к выборам главы государства, ибо способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент»19.20

Информация о работе Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития