Избирательная система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Выборы являются основополагающим средством формиро-вания органов Российской Федерации.
Органы государственной власти формируются двумя спо-собами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и су-дебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Россий-ском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государст-венная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………...…… 3-4 стр.
1. Понятие выборов, избирательного права и избиратель-
ной системы………………………………………………………………………………...…… 4-21 стр.
2. Виды избирательных систем ………………………………………………..…21-24 стр.
3. Особенности избирательной системы современной Рос-
сии на современном этапе…………………………………………………………24-33 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...……33-34 стр.
Основные термины, используемые в данной работе……..35-36 стр.
Список литературы…………………………………………………………………..………37 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Lзбирательная система современной _оссии.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Виды избирательных  систем

 

Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая означает, что депутатские мандаты при  выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

Мажоритарная  система  имеет одночленные избирательные округа,  где побеждает простое большинство голосов.  Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

В одночленных  округах  есть преимущество, заключающееся  в возможности объединения  десятков  мелких  партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий.

В странах с пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа  и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает  все  места.  В  многочленных  округах  победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

Пропорциональная  избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то,  что  эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в  Федеральное   Собрание   в   России  движение  ”Демократическая  Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

Пропорционально-мажоритарные  выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти.  Мажоритарные  выборы  в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой,  даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических  лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются  получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их,  партия  не  имеет  права  быть  представлена  в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.1

В российской  литературе  по  правовым  вопросам избирательной системы предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского: малочисленность  состава  партий и одновременно их многочисленность делает неизбежной  их  зависимость  от  номенклатурно-мафиозных кругов,  от  госвласти  и связанных с нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими  силами  и  деньгами  им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях большинство  депутатов  оказывается  под жестким контролем указанных кругов и структур, и  о  демократии  уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и избираются на предприятиях,  в  учреждениях и объединениях работников – “единоличников” – фермеров, писателей,  кустарей,  адвокатов,  частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении  к  системе  выборов  первозданных  Советов,  но  не классовой, а на общественной  основе,  чтобы  все  слои  общества  были  представлены  в законодательных органах власти.  Частные  предприниматели  – пропорционально доле частного сектора в валовом продукте.

При  выборах по производственному  принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать  поддержки у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании  по  месту работы кандидатам не потребуется ни копейки!  Не менее важно также, что избиратели  всегда  будут хорошо  знать,  за  кого  они голосуют – ведь это будут их коллеги!  -  легко  смогут  контролировать избранных ими депутатов и отзывать, если депутаты  станут  защищать  чужие  интересы.  При  территориальных  выборах избиратели округов,  работая  в  различных  местах,  сорганизоваться  для  контроля  над  депутатами практически  не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения,  сколько  в  стране  партий,  отпадает  и  проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация результатов.

Таким образом, выборы  на обсуждаемой основе способны подорвать господство номенклатуры  и мафии над законодательной властью, а вслед за нею – над исполнительной и судебной.  Система выборов по производственному принципу уже хорошо отлажены в мире. Они применяются при формировании центральных правлений крупных концернов, имеющих  много  филиалов,  правлений  кооперативных  объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что везде партийно-территориальная  система выборов втягивает в кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в направлении более прямого представительства различных социальных слоев.2

Особенности избирательной  системы современной

России на современном этапе

 

Современная  избирательная  система  России очень  молода.

Согласно Конституции  Российской Федерации избирательное  законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и  ее субъектов. Это означает, что при  выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов  Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в  органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями  и уставами, законами  о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Активное  и пассивное избирательное право. Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.1

Законодательство  субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов  законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга «О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга» закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах  Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде Республик, Главой Республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгия, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по «хакасскому делу») вынес Конституционный Суд РФ.

Порядок проведения выборов и подсчет  голосов. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы.  Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной  системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые  установлены федеральным законодательством. Это прежде всего назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются  участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.

Выборы  в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.

Информация о работе Избирательная система современной России