Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:58, курсовая работа
Выборы являются основополагающим средством формиро-вания органов Российской Федерации.
Органы государственной власти формируются двумя спо-собами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и су-дебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Россий-ском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государст-венная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………………………...…… 3-4 стр.
1. Понятие выборов, избирательного права и избиратель-
ной системы………………………………………………………………………………...…… 4-21 стр.
2. Виды избирательных систем ………………………………………………..…21-24 стр.
3. Особенности избирательной системы современной Рос-
сии на современном этапе…………………………………………………………24-33 стр.
Заключение………………………………………………………………………………...……33-34 стр.
Основные термины, используемые в данной работе……..35-36 стр.
Список литературы…………………………………………………………………..………37 стр.
Референдум. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. Права граждан на участие в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума во многом повторяют федеральную модель, но в то же время обладают, хотя и не принципиальными, различиями. Для примера приведем соответствующий порядок, предусмотренный Уставом Амурской области. Здесь право на участие областном референдуме и выборах, а также право подписания подписных листов в поддержку народной инициативы имеют граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом и постоянно проживающие на территории области. Референдум области или общее голосование населения области проводятся для принятия закона или решения по важнейшим вопросам государственной или общественной жизни области, входящим в компетенцию законодательной или (и) исполнительной власти области.1
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
В том же время на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном
прекращении или продлении
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На референдум субъекта Российской Федерации не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, на местный референдум – вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
Вопросы, выносимые на референдум субъектов РФ, как и в Российской Федерации в целом, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключала возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопросы, выносимые на референдум субъекта РФ, местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ. Вопросы, выносим на местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ.
Референдум
как форма прямого
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;
Гарантии избирательных прав граждан – правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;
Активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;
Пассивное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
Кандидат – кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта РФ, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации.
Избирательные объединение – общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти, субъектов РФ, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.
Список литературы:
1. Федеральный
закон “Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской
Федерации”. Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации, Москва,
1996 г.
1 Коваленко А.И. Конституционное право России. – М.:Право и Закон, 1997, стр.70.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1998, стр. 343-344.
1 Федеральный Закон РФ. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия РФ, Москва, 1996 г., стр.7.
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1998, стр. 350.
1 Шилобод М.И. Партийные системы. // Политика и право. М. 1995. С.258-261.
2 Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России демократии не будет. // Независимая
газета. 1995. 2. Ноября. C.1.
1 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998 г., стр.383.
1 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998 г., стр.386.
Информация о работе Избирательная система современной России