Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.
1. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;
2. Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;
3. Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.
Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.
Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Принцип всеобщего избирательного права и права на участия в референдуме конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.
Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.
Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.
Все эти принципы реализуются процессе проведения выборов, который включает в себя: а) назначение выборов; б) регистрации избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов, избирательных участков и пунктов для голосования; г) выдвижение кандидатов; д) проведение голосования; е) определение результатов голосования, и распределение депутатских мандатов.
1.3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация.
Основным элементом избирательного права является избирательная система, понятие которой определяется в двух смыслах.
Избирательная система в узком смысле — это совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.
Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов. [6]
Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.
Как и по многим другим вопросам, классификация избирательных систем не имеет четкого разграничения.
В данной работе представлена классическое деление и современный взгляд на проблему классификации избирательных систем.
Мировая практика выборов, выделяет следующие типы избирательных систем используемых при формировании высших органов государственной власти:
1) мажоритарная; 2) пропорциональная;
Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство, от лат. маjor - большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе.
Мажоритарная система относительного большинства это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.
Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.
Мажоритарная система квалифицированного большинства - при этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Пропорциональная избирательная система - предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов.
Так же существует ряд смешанных избирательных систем, каждая из которых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее.
Теперь подробнее хотелось бы остановится на современной классификации избирательных систем, которая были представлена в диссертации кандидата юридических наук Любарева Аркадия Ефимовича[7]. В основу своего деления он положил четыре следующих аспекта:
1) содержание голоса;
2) величина округа (или порядок суммирования голосов);
3) правило переведения полученных голосов в мандаты;[8]
4) голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).
И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем.
В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.
По его мнению, более важной характеристикой при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.
В случае многомандатного округа с голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.
Случай многомандатного округа с голосованием за партии – это знакомая нам с 1993 г. система закрытых партийных списков. Ее разновидности обусловлены методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного барьера и величиной округа, так выборы могут проводиться как по единому или общенациональному или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.
Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов. Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них отвечает на вопрос: является ли голосование раздельным? В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и отдельно за партию. В других – голосование за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.
Другая переменная отвечает на вопрос о том, раздельно или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут сначала распределяться между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).
Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых партийных списков. Необходимо отметить, что голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа голосования категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное.
Вторая система – “панаширование”: избиратель вправе голосовать за нескольких кандидатов, входящих в списки разных партий; при этом поданные им голоса засчитываются в первую очередь как голоса за соответствующие партии, а после распределения мандатов между партиями – как голоса за соответствующих кандидатов.
В рамках третьей системы она называется “персонализированной” смешанной и действует например при выборах депутатов германского бундестага, избиратель голосует раздельно за партию и за конкретных кандидатов. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах. Однако (в отличие от российской системы) распределение мандатов в одномандатных округах влияет на число мандатов, получаемых партией по итогам списочного голосования.
К четвертому типу относится система, ее иногда именуют “системой добавочных представителей”, при которой избиратель голосует за кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах, но его голос засчитывается и как поданный за партию, в список которой входит данный кандидат. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах, а по спискам – в общенациональном многомандатном округе.
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации.
После рассмотрения теоретических аспектов касающихся избирательных систем хотелось бы уделить особое внимание их правовому регулированию в РФ, а поскольку выборы в России различают три уровня, то можно выделить особенности каждого из них. Предполагаю, что начать следует с выборов главы государства.
Основы данного уровня выборов заложены в Конституции РФ, а именно в статьей 81, в которой сказано что Президент Российской Федерации избирается на 6 лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Также следует указание на цензы установленные для кандидатов на должность президента. В последнем пункте статьи приводится отсылочная норма на ФЗ «О выборах президента».
Информация о работе Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика