Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.
1. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;
2. Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;
3. Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.
10. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 1995 года № 23/198-II “О Разъяснении о порядке применения части 10 статьи 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ, 1995, № 12, с. 36–37.
11. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 года № 167/1419-3 “О Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ, 2002, № 11, с. 159–192.
12. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт-М, 2001, с. 167;
13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.
14. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учебное пособие / Под ред Ю.А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001.
15. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
17. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов /Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
18. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 1999
19. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. - М: Норма, 2003.
20. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: НОРМА, 2003
21. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2003.
22. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб. - М., 2002. -748 с.
23. Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М.:Центр «Панорама», 2009. – 516 с.
24. Лейкман Э., Ламберт Д.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958, с. 108–110.
25. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: учебник. – М: Юристъ, 2002.
26. Дмитриев Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право. Учебник. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.
27. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6.
28. Любарев А.Е. Изменения избирательного законодательства в 2004–2007 гг. // Российское электоральное обозрение. 2007, №1
29. Котегова, М.А. Пропорциональные выборы в субъектах Российской Федерации в 2003 – 2007 годах: законодательство и практика / М.А. Котегова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 15. – С. 24 – 27.
30. Веденеев Ю.А., Васильев А.В. // Журнал о выборах. 2001. № 4. С. 22–26; Иванченко А.В. (ред.). Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: Норма, 1999, с. 117–120; Майер Г. // Государственное право Германии. Т. 1. М.: ИГП РАН, 1994. С. 140–142;
31. Веденеев, Ю.А. , Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России [Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.
32. Таровик, С.С. Проблемы реализации принципа свободных выборов в России / С.С.Таровик // Гуманизм и право. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2007. - № 3 (8). - С. 131-138.
33. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3. С. 114–136.
34. Филиппов А. Выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (1990–1998) // Выборы и партии в регионах России (ред. Г. Люхтерхандт-Михалева и С. Рыженков). М.–Спб.: ИГПИ–“Летний сад”, 2000. С. 104–141.
Оглавление
Введение
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика
1.1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права
1.2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России
1.3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в Россий-ской Федерации
2.1. Особенности избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Критерий | 1993 | 1995 | 1999 | 2003 | 2005-2009 |
Нормативная основа регулирования | - Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» - «Положение о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году» | Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» | Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» | Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» | - Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» - Федеральный закон от 26 апреля 2007года №64ФЗ - Федеральный закон от 21 июля 2007года №188ФЗ - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 3-ФЗ - Федеральный закон от 12 мая 2009 года № 94-ФЗ - Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 108-ФЗ - Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 203-ФЗ |
1. Избирательная система | На основе как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем избираются по 225 депутатов. | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Введена полностью пропорциональная избирательная система, с закрытыми списками |
2. Заградительный барьер | 5% | 5% | Введен «плавающий» заградительный барьер (снижение барьера в случаях, если 5 % преодолевает только один список или преодолевшие 5 % списки в совокупности получат менее 50 % голосов избирателей). | Для следующих выборов заградительный барьер увеличен до 7 %. | Подтверждено увеличение заградительного барьера до 7 %, с 2009 г. Установлено, что партия, набравшая на выборах в Государственную думу от 5 до 6 % голосов, получает один мандат, а партия, набравшая от 6 до 7 % — два мандата. |
3. Сбор подписей | - 100 тыс. для регистрации списка кандидатов; - до 1 % для регистрации кандидата | - В поддержку выдвижения списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей. - В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей данного избирательного округа | Кандидаты и списки кандидатов могут регистрироваться на основании избирательного залога (для кандидатов — 1000 МРОТ, для списков — 25 000 МРОТ). | Кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые партиями и избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную думу, освобождены от необходимости сбора подписей или внесения залога | С 2009 г. Необходимое количество подписей на выборах в Государственную Думу сокращено до 150 тыс. для выборов 6-го созыва и до 120 тыс. для выборов последующих созывов. Партии, представленные не менее чем в трети законодательных органов субъектов РФ, освобождены от сбора подписей. |
4. Агитация | Предусмотрено предоставление избирательным объединениям и кандидатам бесплатного эфирного времени на государственном телевидении и радио. | Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится для совместного проведения дискуссий. | Предвыборная агитация может начинаться после выдвижения кандидата (а не после его регистрации, как в прежнем законе) | Без изменений | - Введено правило, согласно которому при отказе партии от участия в дебатах общее время на дебаты сокращается, а партия получает свою долю времени для проведения индивидуальной агитации; - с 2009г. Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ «бесплатное» эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей |
Др. нормы | - В избирательном бюллетене предусмотрена графа «Против всех»; - Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей; - Предусмотрено судебное обжалование решений избирательных комиссий | - Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 10 тыс. МРОТ. Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 250 тыс. МРОТ; - Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей; - Список должен быть разбит на региональные группы, при этом в центральной части может быть не более 12 кандидатов. | - Максимальный размер центральной части списка увеличен с 12 до 18 кандидатов. - Выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов | - Число региональных групп в списке кандидатов должно быть не менее 7; - Предельные размеры расходования средств избирательных фондов увеличены для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам, в 6 раз, для политических партий и избирательных блоков — в 10 раз; при этом размер избирательного залога увеличен в 9 и 15 раз; | - Максимальный размер центральной части списка кандидатов сокращен с 18 до 3; - Максимальное число региональных групп от 7 до 80; - Предусмотрена возможность создания собственных избирательных фондов региональным отделениями политических партий; с учетом этого общий максимальный размер расходования партией средств увеличен примерно в 9 раз; |
Приложение #2.
Критерий | 1996 | 2000 | 2004 | 2004-2008 | 2009 |
Нормативная основа регулирования | Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» | Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» | Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» | Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ Федеральный закон от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 64-ФЗ
| Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 3-ФЗ Федеральный закон от 19 июля 2009 года № 203-ФЗ |
Выдвижение | Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде избирательного объединения. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем проведения собрания инициатив- ной группы численностью не менее 100 человек.
| Без изменений | Избирательное объединение – только федеральная политическая партия. Численность группы избирателей, которая должна быть создана в поддержку самовыдви-жения кандидата, увеличена со 100 до 500 человек. | Граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, лишены пассивного избирательного права и права быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. | Отменен избирательный залог |
Сбор подписей | Для регистрации кандидата должно быть собрано не менее миллиона подписей избирателей (при досрочных и повторных выборах — в два раза меньше) | Без изменений | Кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной думе, регистрируются без сбора подписей избирателей. Необходимое число подписей избирателей увеличено с одного до двух миллионов. | сокращен допустимый процент «брака» в подписных листах, запрещено одновременное представление подписей и внесение залога | Без изменений |
Финансирование | Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 250 тыс. МРОТ | Пре дельная сумма расходов кандидата увеличена до 300 тыс. МРОТ. | Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата увеличена примерно в 8 раз. | Запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды и фонды референдума некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения такого пожертвования, денежные средства либо иное имущество от организаций, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды | Без изменений |
Признание выборов несостоявшимися | Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от явки. | Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов. | Без изменений | Отменены на всех выборах голосование «против всех» и соответствующие условия признания выборов несостоявшимися отмена порога явки,
| Без изменений |
Избирательная система | Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства | Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства | Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства | Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства | Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства |
День голосования | Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ | Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах | Без изменений | Введен единый в году день голосования (второе воскресенье марта) и второй дополнительный день голосования (второе воскресенье октября). | Без изменений |
Иные нормы | Предусмотрено голосование по открепительному удостоверению. | Кандидат представляет сведения о доходах и имуществе свои, супруга и детей. | Кандидаты освобождены от представления сведений о доходах и имуществе своих детей Предусмотрено предоставление политическим партиям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских государственных организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях дополнительно к бесплатному эфирному времени и бесплатной печатной площади, предоставляемой самим кандидатам | запрет на контрагитацию на телеканалах | Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ «бесплатное» эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей. |
[1] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).
[2] Веденеев, Ю.А. , Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России [Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.
[3] Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, - 1999., - С., 5-29.
[4] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.:Норма, 2007. - 784 с.
[5] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).
[6] Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).
[7] Любарев А. Е. КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МНОГООБРАЗИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М: МГУ, 2004.
[8] Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3. С. 114–136.
[9] Приложение 2.
[10] Приложение 1
[11] Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М.:Центр «Панорама»,
2009. – 516 с.
[12] Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
Информация о работе Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика