Институт Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 06:56, контрольная работа

Краткое описание

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен, в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения.
Цель контрольной работы выявление особенностей института президентской власти в РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах……………………………………………………………………4
2. Институт Президента Российской Федерации ……………………………..7
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Система гос управления.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Избранный Президент РФ вступает в  должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент  РФ приносит народу присягу, текст которой  содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной  обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Выборы  признаются несостоявшимися, если в  них приняло участие менее  половины избирателей, внесенных в  списки избирателей.

В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.

При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых  послужили основанием для признания  общих выборов или выборов  при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты  в кандидаты.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все  стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

  • Функционированием федеральных органов государственной власти. Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает  Председателя Правительства

- назначает  заместителей Председателя Правительства

- назначает  министров

- имеет  право председательствовать на  заседаниях Правительства;

- принимает  решения об отставке Правительства;

- предлагает  кандидатуры судей судов высших  инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает  кандидатуру Генерального прокурора;

- предлагает  кандидатуру председателя Центрального  банка;

- формирует  и возглавляет Совет Безопасности;

- может  формировать свою Администрацию;

- определяет  своих представителей в федеральных  округах и субъектах Федерации,а также в палатах парламента;

- назначает  высшее командование Вооруженных  Сил;

- назначает  дипломатических представителей.

  • По отношению к власти законодательной:

- назначает  выборы в Государственную Думу  и референдум;

- распускает  Государственную Думу в случае  и порядке, предусмотренных в Конституции;

- вносит  законопроекты в Государственную  Думу;

- подписывает  и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного  вето;

- подает  запросы в Конституционный Суд  в соответствии нормативных актов  Конституции РФ, а также о ее  толковании.

  • С военной областью:

 Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.

  • С внешнеполитической областью:

  Помимо того, что Президент определяет  основные направления внешней  политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

  • С отношением к гражданам:

- решает  вопросы гражданства;

- предоставляет  политическое убежище;

- награждает  государственными наградами Российской  Федерации; присваивает почетные  звания, высшие воинские и высшие  специальные звания;

- решает  вопросы помилования;

  • Правотворческие полномочия Президента:

 Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение  полномочий Президента РФ. Это может  иметь место в трех следующих случаях: а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению; б) в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в) в случае отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность  принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания  и порядок. Это может иметь  место только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях  Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации  об отрешении Президента от должности  должны быть приняты двумя третями  голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной  трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение  против Президента считается отклоненным (ст. 93).

 

Заключение

 

За десятилетие существования  в России института президентства  его позиции в системе органов  государственной власти не только усилились, но и приобрели качественно новые  черты. Современное положение Президента - главы государства характеризуют не столько представительские функции, сколько политическое руководство институтами власти, обширная сфера деятельности и широкие полномочия по обеспечению согласованной работы всех ветвей власти, взаимодействию государственных органов, определению основных направлений государственной политики. В этих условиях Президент фактически выполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти.

Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и  свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.97 № 124-ФЗ.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2000 года  № 832 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации».
  5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007.
  6. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. - М.: Юристъ, 2006.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд.,перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2000.
  8. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М.: Инфра-М, 2010.
  9. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2010. № 8.
  10. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 1992. № 2.
  11. Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан //Право и политика. – 2005.я работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 33526
  12. Туманов В. А. Быть России президентской республикой // Российские вести. 1993. 6 апреля.
  13. Указы Президента РФ, Постановления Конституционного Суда – Правовая система «Консультант +».
  14. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

Тесты

 

1. Назовите  формы государственного устройства  по источнику власти (форме правления):

1) монархия  – форма правления, при которой  верховная государственная власть  формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного  главы государства – монарха. 

2) народовластие  – принадлежность всей власти  народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.

3) олигархия  – форма правления, при которой  государственная власть принадлежит  небольшой группе людей, как  правило, наиболее экономически  могущественных.

4) автократия  – форма правления, представляющая  собой неограниченное и бесконтрольное  полновластие одного лица в  государстве.

 

2. Гарантом Конституции РФ, прав  и свобод человека является:

1) Конституционный суд РФ

2) Президент РФ

3) Федеральное Собрание РФ

 


Информация о работе Институт Президента Российской Федерации