Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является институт президента в РФ, а предметом нормативно-правовые акты регулирующие конституционно-правовой статус президента РФ.
Целью нашей работы было оценить значение института Президентства в Российской Федерации и в США.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: охарактеризовать статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов, полномочия Президента РФ в различных сферах; рассмотреть институт Президентства в США.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации……4
1.1. Статус президента Российской Федерации………………….4
1.2. Полномочия президента Российской Федерации. . . . . . . . . 6

Глава 2. Выборы президента Российской Федерации………….17

Глава 3. Основы института президентства в США………..….. 22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . …27

Список использованной литературы . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс основы права институт президентства в россии и за рубежом.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство по образованию и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно - Сибирский государственный технологический университет

Кафедра «Государственно - правовых дисциплин».

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Основа права

На тему: «Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил: Малакшинова Н.Ш.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2011

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 3

 

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации……4

1.1. Статус  президента Российской Федерации………………….4

1.2. Полномочия президента Российской  Федерации. . . . . . . . . 6

 

Глава 2. Выборы президента Российской Федерации………….17

 

Глава 3. Основы института президентства в США………..….. 22

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . …27

 

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Институт Президентства в Российской Федерации имеет относительно недолгую историю, в то время как США являются исторической родиной президентства. В обеих странах существует демократическая форма правления, но в России полупрезидентская республика, а в Соединенных Штатах Америки – президентская, тем не менее, в обеих странах ощущается власть президента, которая несет в себе огромную силу. В связи с  событиями последних лет институт президентства привлекает большое внимание, как квалифицированных  специалистов, так и рядовых граждан. На данную тему написано не малое количество трудов знаменитых авторов и политических деятелей, но тема института президентства не теряет своей актуальности.

Объектом данной работы является институт президента в РФ, а предметом нормативно-правовые акты регулирующие конституционно-правовой статус президента РФ.

Целью нашей работы было оценить значение института Президентства в Российской Федерации и в США.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: охарактеризовать статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов, полномочия Президента РФ в различных сферах; рассмотреть институт Президентства в США.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации

1.1. Статус президента Российской Федерации

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью.

Характеризуя статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента, против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков.

В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Конституцией РФ закреплена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

В осуществлении своих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

Таким образом, Президент Российской Федерации – это, прежде всего, глава государства, который обладает рядом функций и полномочий. Он также  обладает неприкосновенностью и правом на штандарт, должен представлять интересы страны в целом, а не каких-либо отдельных ее представителей.

 

1.2. Полномочия президента Российской Федерации

Понятия функций и полномочий Президента РФ очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Полномочия Президента РФ — это, как правило, одновременно его обязанности. Но не все полномочия Президента РФ являются одновременно его обязанностями (он, например, может председательствовать, а может по своему желанию и не председательствовать на заседаниях Правительства РФ) и не все обязанности — его правами. Некоторые из обязанностей имеют личный характер (например, представление сведений об имущественном положении при выдвижении кандидатуры на должность Президента РФ).

Полномочия Президента РФ могут быть разделены на несколько групп:

1) полномочия в сфере правового статуса личности;

2) полномочия, связанные с федеративным устройством государства;

3) полномочия в отношениях с парламентом;

4) полномочия в отношениях с органами исполнительной власти,

5) полномочия в отношениях с органами судебной власти;

6) полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций;

7) полномочия в военной сфере;

8) полномочия в области внешней политики.

Полномочия Президента, связанные с правовым статусом личности, вытекают из его функции гаранта Конституции. Основы правового статуса личности определяются Конституцией и законами, и главная задача Президента в этой сфере — обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Это делается самыми различными методами вплоть до введения чрезвычайного положения на территории страны и в отдельных местностях при массовых нарушениях прав и свобод. Чрезвычайное положение на территориях некоторых субъектов Федерации в связи с нарушениями прав и свобод граждан (в основном по причине межэтнических конфликтов) вводилось несколько раз на части территории Северной Осетии — Алании, Ингушетии и др.

Президент РФ принимает лиц в гражданство РФ, дает разрешения на выход из российского гражданства, предоставляет право убежища в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Он вправе смягчать наказания, предоставлять помилование (в 2001 г. Президент РФ использовал это право около 10 раз). В соответствии с указом Президента РФ с 2001 г. в каждом субъекте РФ действуют комиссии по помилованию, состоящие из представителей общественности и других лиц. Они назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ и представляют ему свои заключения по конкретным делам, а последний обращается (не обращается) к Президенту РФ.

Глава государства присваивает высшие воинские и почетные звания РФ, награждает орденами и медалями РФ и даже сам учреждает некоторые ордена и медали (например, в 1994 г. он учредил орден Мужества, медаль Суворова и др., в 1998 г. — орден Св. Андрея Первозванного, в 2000 г. — орден Св. Георгия).

Полномочия Президента РФ, связанные с федеративным устройством государства, вытекают из его функции по охране государственной целостности Российской Федерации и обеспечению взаимодействия органов государственной власти. Особое значение эти полномочия приобрели в условиях сепаратистских акций и вооруженных террористических действий на территории одного из субъектов РФ — Чеченской Республики. Массовые террористические действия осуществляются созданными на территории этой республики незаконными вооруженными формированиями. Руководители Чечни заявили о выходе Чечни из РФ, что противоречит ст. 5 Конституции РФ. Вооруженные формирования боевиков и наемников не раз совершали террористические акты в Дагестане, на территории других субъектов РФ. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ применил Вооруженные Силы для восстановления конституционного порядка на территории Чечни (теперь функции обеспечения порядка переданы органам МВД).

Обеспечивая целостность Федерации и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на разрешение соответствующего суда. Президент применял эту форму разрешения разногласий между отдельными республиками и другими субъектами РФ, между органами законодательной и исполнительной власти Вологодской, Тульской и других субъектов РФ. Президент может и сам быть стороной в согласительных консультациях (например, если Совет Федерации не утвердит его указ о введении чрезвычайного положения, не назначит на должность предложенную Президентом РФ кандидатуру). За письменными консультациями к Президенту обращались руководители органов законодательной власти некоторых субъектов РФ при изменении их конституций в 2000-х годах и т.д.

Президент в соответствии с п. «к» ст. 83 Конституции РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей в палаты парламента, в некоторые другие органы государства, в федеральные округа. Они содействуют осуществлению полномочий Президента в этих структурах и на территориях (в округах), координируют деятельность различных органов. Полномочные представители обладают исполнительно-распорядительными полномочиями по отношению к тем органам, при которых они состоят. На территориях некоторых субъектов Федерации действуют также назначенные главные федеральные инспекторы.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ, а также при нарушении прав и свобод человека и гражданина. Такие акты приостанавливаются до решения вопроса соответствующим судом. Президент РФ приостанавливал действие указов президентов Ингушской Республики, Республики Саха (Якутия), постановления главы администрации Ненецкого автономного округа, губернатора Курской области, администрации Воронежской области и др.

Президент имеет право воздействовать на отклоняющееся поведение субъектов Федерации, их должностных лиц. В соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Следовательно, он вправе и обязан пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное неповиновение, мятеж, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение субъектов РФ от исполнения правовых актов Федерации, принятых в соответствии с ее компетенцией.

Информация о работе Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом