Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:11, курсовая работа
Объектом данной работы является институт президента в РФ, а предметом нормативно-правовые акты регулирующие конституционно-правовой статус президента РФ.
Целью нашей работы было оценить значение института Президентства в Российской Федерации и в США.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: охарактеризовать статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов, полномочия Президента РФ в различных сферах; рассмотреть институт Президентства в США.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации……4
1.1. Статус президента Российской Федерации………………….4
1.2. Полномочия президента Российской Федерации. . . . . . . . . 6
Глава 2. Выборы президента Российской Федерации………….17
Глава 3. Основы института президентства в США………..….. 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . …27
Список использованной литературы . . . . . . .
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия.
Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президент, обязаны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов поданных против всех кандидатов.
Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выбора Президента России.
Принцип всеобщих равных и прямых выборов, при тайном голосовании является основополагающим для выборов достойного главы нашего государства – Президента Российской Федерации, который будет защищать и соблюдать права и обязанности каждого гражданина и человека России.
Из всего сказанного выше можно выделить следующие характерные черты выборов в РФ:
Глава 3. Основы института президентства в США.
Соединенные Штаты Америки – одно из сильнейших государств в мире. Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из которых, так называемый Билль о правах, вступили в силу в 1791 г. В противоположность юридической конституции существует, по выражению американских теоретиков, "живая конституция". Другими словами, Конституция 1787 г. действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президента.
Конституция наделяет президента США значительной властью. По Конституции он является главой исполнительной власти. Основной закон США объединил в его лице главу государства и правительства.
Президент США обладает следующими полномочиями:
• назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;
• непосредственно руководит работой кабинета министров, ответственным исключительно перед президентом (Конгресс может вынести вотум недоверия кабинету министров);
• в любой момент может освободить любого министра от должности;
• самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне, кроме тех, которых утверждает Сенат;
• назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;
• является главнокомандующим вооруженными силами страны (может в любой момент самостоятельно принять решение об использовании вооруженных сил);
• осуществляет руководство внешней политикой, подписывает международные договоры и исполнительские соглашения, не требующие ратификации Сенатом;
• осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и административные указы (приказы);
• назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;
• обращается с посланиями к стране.
Стать президентом США по Конституции может только гражданин США по рождению (либо тот, кто состоял гражданином США при утверждении Конституции), старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано президентом не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов.
Президент и вице-президент идут «в связке» в течение всей выборной кампании.
Непосредственно за президента и вице-президента голосует так называемая коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября в год, деление которого на четыре не образует остатка.
Голосование выборщиков происходит в начале декабря и представляет собой известную формальность, хотя неоднократно случалось, что отдельные выборщики голосовали не так, как обещали при их избрании. В части штатов существуют законы, обязывающие выборщиков голосовать так, как предписывает им штат.
Выборщики голосуют отдельно за президента и Вице-президента, для избрания кандидат должен набрать абсолютное большинство (более половины) голосов выборщиков, в настоящее время составляющих 538 человек. Если этого не происходит, то президента или Вице-президента избирает Палата представителей или, соответственно, Сенат Конгресса США из числа кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков, по правилам, определённым конституцией.
Вновь избранный президент и Вице-президент вступают в должность в полдень 20 января следующего года после выборов; устраивается торжественная церемония — инаугурация президента США. До принятия в 1933 году Двадцатой поправки к Конституции США датой инаугурации было 4 марта.
Во время инаугурации президент приносит следующую присягу или даёт следующее торжественное обещание: «Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду добросовестно исполнять должность президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов».
В конце присяги традиционно добавляют ещё слова: «Да поможет мне Бог» (So help me God), хотя Конституцией они не требуются.
Президент в установленные сроки получает за свою службу фиксированное вознаграждение, которое не может меняться в течение периода, на который он был избран. Также в пределах этого периода он не может получать никаких иных доходов от Соединённых Штатов или какого-либо из штатов. Однако может получать деньги из других источников (например, от продажи книг).
В США, в отличие от Российской Федерации, есть должность вице-президента, который является вторым по важности должностным лицом в системе исполнительной ветви федерального правительства США. Представляет ту же политическую партию, что и президент. Формально возглавляет Сенат США, имеет ряд других общественных обязанностей.
В случае кончины, отставки или отрешения президента США становится полноценным президентом США (официально это положение принято только в 1967 в качестве 25-й поправки к Конституции; фактически и ранее вице-президент в таких случаях провозглашался президентом, хотя положения первоначального текста Конституции двусмысленны и оставляли место для толкования, согласно которому вице-президент становится лишь и. о. президента).
До 1967 в случае отставки или смерти вице-президента либо его вступления в президентскую должность новый вице-президент не назначался, и пост оставался вакантным вплоть до новых выборов. Теперь, согласно той же 25-й поправке, действует положение, согласно которому в случае вакансии на этом посту Конгресс США должен по представлению действующего президента назначить нового вице-президента. В течение 1973-1974 такое назначение произошло дважды. После отставки вице-президента Спиро Агню Конгресс по представлению Ричарда Никсона утвердил вице-президентом Джеральда Форда. Через 8 месяцев Никсон ушёл в отставку, Форд сам стал президентом, и Конгресс утвердил ему вице-президентом Нельсона Рокфеллера.
Институт вице-президентства неоднократно критиковался за то, что политик, не избираемый как самостоятельная кандидатура и часто малоизвестный, может внезапно стать главой государства и круто поменять политику избранного предшественника. С другой стороны, сохраняется гарантия того, что на протяжении 4-летнего срока президентство останется в руках одной и той же партии.
Заключение.
Исследовав Институт Президентства в Российской Федерации и в США, мы решили ряд задач, поставленных перед нами, для достижения цели курсовой - оценить значение института Президентства в Российской Федерации и в США.
Статус Президента Российской Федерации определен Конституцией, в которой сказано, что Президент Российской Федерации – это, прежде всего, «глава государства». Он обладает рядом функций и полномочий. Президент РФ также обладает неприкосновенностью и правом на штандарт, должен представлять интересы страны в целом, а не каких-либо отдельных ее представителей.
Президент Российской Федерации избирается на основе равных и прямых выборов, при тайном голосовании. Им может стать кандидат от избирателей, избирательных объединений или избирательных блоков, удовлетворяющий ряду требований, прописанных в Конституции. Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос.
Полномочия также определены Конституцией РФ. Президент Российской Федерации имеет полномочия в сфере правового статуса личности, федеративного устройства государства, в военной сфере, в отношениях с парламентом и органами судебной и исполнительной властей, в области внешней политики, а так же полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций.
В сфере правового статуса личности Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В отношениях с Федеральным собранием Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.
Отношения с исполнительной властью основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации.
Информация о работе Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом