Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Каждый гражданин независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладать правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………..................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………………………………….9
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………….…..…..14
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…………………………………………………………………25
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………39
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………52
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………………64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………..…....68
Заключение…………………………………………………………………….73
Список литературы……………………… …………………………………76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

опека29.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

     В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.

     Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т. д.).

     Подобная мера позволит в том числе обеспечить реформирование существующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировать их на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей. Одной из приоритетных задач в сфере защиты права ребенка на семью является сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количества этих учреждений.24

     Вместе с тем при планировании соответствующих мероприятий следует учитывать, что работа в данном направлении должна вестись поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. В противном случае реализация подобных мер не только не позволит создать эффективную систему устройства детей на воспитание в семьи, но может привести к разрушению уже существующей системы воспитания и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и, как следствие, к росту детской безнадзорности и беспризорности.25

     Для детей, которых не удается в короткие сроки устроить в семью, необходимо в рамках программ реструктуризации (реформирования) учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить создание учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу.

     Согласно ст. 8 ФЗ  «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

  1. выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  2. обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
  3. установление опеки или попечительства;
  4. осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, Деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  5. освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
  6. выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
  7. заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  8. представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
  9. выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  10. подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

       11)оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

     Этот перечень вполне достаточен для 
эффективной реализации функций в сфере опеки и попечительства. Одно- 
временно анализируемый перечень не является закрытым, так как ч. 2 той 
же статьи дозволяет его расширять при необходимости как федеральному, 
так и региональному законодателю.

     Иной перечень полномочий органов опеки и попечительства закреплен в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ст. 16 этого Федерального закона органы опеки и попечительства:

     -дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

     -участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

     При выявлении и в процессе учета детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства ведет статистическую отчетность по форме № 103-РИК.26 Органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей и по истечении установленных законом сроков передают региональному оператору анкеты детей К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения).

     Региональный оператор передает в Министерство образования Российской Федерации сведения о детях в электронном виде по электронной почте (либо по модемной связи, либо на магнитных или лазерных дисках). К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения).27

     Наконец, согласно ст. 9 ФЗ «Об опеке и попечительстве» при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

     Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

     Таким образом, до принятия нового ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки являлись органами местного самоуправления, а теперь они переведены в ведомство исполнительной власти. На наш взгляд, это решение нецелесообразно. Ранее они были ближе к тем проблемам, которые решали. Органы опеки как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Они не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие проблемы. При этом всем уже известно, что устройство ребенка в семью не только психологически и нравственно целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. Закон не отвечает главной задаче - как устраивать судьбу ребенка, когда в этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут реализоваться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь в семье, как можно вовлекать разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации.

     §2.2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

     Согласно  ст.10 ФЗ «Об опеке и попечительстве»  требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

     Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 35) устанавливает следующие требования к личности опекуна и попечителя:

  • опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане;
  • не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

     Семейный кодекс РФ (ч. 1 и 3 ст. 146) устанавливает следующие требования к личности опекуна и попечителя:

     -опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане;

  • не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, ограниченные в родительских правах;
  • не назначаются опекунами (попечителями) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  • не назначаются опекунами (попечителями) лица, которые по состоянию здоровья (п. 1 ст. 127 Семейного кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

     Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство) установлено Правительством Российской Федерации в Постановлении «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».28

     Этот перечень включает в себя:

  • туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;
  • заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
  • злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
  • наркомания, токсикомания, алкоголизм;
  • инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
  • психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I или II группы, исключающие трудоспособность.

     В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. В органах внутренних дел органами опеки и попечительства могут быть получены сведения о наличии или отсутствии судимости кандидата в опекуны и попечители, а так же о фактах привлечениях таких лиц к административной ответственности.

     Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц). Согласно Федеральному закону «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.29

     Ч. 5 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает положение, согласно которому бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами, т.е. речь идёт о предоставлении преимущественного права на получение статуса опекуна (попечителя) для близких родственников лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако иерархия внутри группы перечисленных близких родственников опекаемого лица применительно к очередности получения статуса опекуна (попечителя) законом не определена. Такой подход не позволяет на законодательном уровне разрешать коллизии, возникающие при одновременной подаче несколькими лицами из числа близких родственников опекаемого заявления о присвоении им статуса опекуна (попечителя). Однако необходимо отметить и потенциальную эффективность оставления субъективного подхода со стороны должностного лица, принимающего решение о назначении лицу опекуна (попечителя): при возможности выбрать из нескольких близких родственников лица, нуждающегося в опеке, одного опекуна (попечителя) сохраняется принцип конкурсного отбора, при котором опекуном (попечителем) назначается кандидатура, наиболее подходящая по личностным качествам.

Информация о работе Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в России