Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:25, курсовая работа
Каждый гражданин независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладать правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………..................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………………………………….9
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………….…..…..14
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…………………………………………………………………25
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………39
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………52
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………………64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………..…....68
Заключение…………………………………………………………………….73
Список литературы……………………… …………………………………76
Приложения
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
§3.1. Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
В целом новый федеральный закон направлен на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека или попечительство прекращается:
-в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
-по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
-при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
-в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К смерти попечителя (опекуна) следует приравнивать вступившее в силу решение суда о признании гражданина умершим.
Необходимо отметить некоторую логическую неполноту данной нормы. С выходом из правоотношений одной из сторон по независящим от нее обстоятельствам такие правоотношения должны быть прекращены. При этом законодатель может пойти по двум путям нормативной регламентации оснований прекращения таких правоотношений: либо вообще не указывать на события, которые не вызывают сомнений в прекращении правоотношений, либо указывать полный перечень таких событий. При формулировке же текста данной статьи законодатель, указав, что одним из оснований прекращения опеки (попечительства) является смерть опекуна (попечителя), не упомянул о том, что такими же основаниями являются признание опекуна (попечителя) безвестно отсутствующим.
П. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» позволяет прекратить опеку в любом случае, так как одним из оснований для ее прекращения является отстранение или освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству). При этом основания освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству) нормативно не закреплены. При таком состоянии нормативной регламентации орган опеки и попечительства может по любому поводу отстранить или освободить опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству).
Согласно ст. 40 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.
По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27 Гражданского кодекса РФ).
Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» , а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна при проведении процедуры эмансипации.
Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна и в силу положений п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Согласно ч.3 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. На наш взгляд, данная норма противоречит основным началам, закрепленным общими положениями данного Федерального закона.
Так, п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» гласит, что одним из принципов деятельности по опеке и попечительству является свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.
Реализация этого принципа предполагает право любого гражданина на отказ от принятых на себя функций по опеке или попечительству и обязанность органа опеки и попечительства такое право безоговорочно удовлетворить в случая заявления такового.42
Однако данная норма закона говорит не об обязанности, а о праве органа опеки и попечительства освобождать опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Буквальное толкование ч. 3 данной статьи позволяет сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства вправе и не удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей.
Поэтому эта норма должна применяться вместе с п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Системное толкование этих двух правовых положений позволяет сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства в любом случае должны удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей и не вправе отказать в этом.43
Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
При освобождении опекуна (попечителя) от своих обязанностей в случае возникновения противоречий между его интересами и интересами опекаемого лица орган опеки и попечительства должен решить вопрос о назначении нуждающемуся в опеке (попечительстве) лицу другого опекуна (попечителя), в том числе временного.
Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1)ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2)нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3)выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Акт органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от своих обязанностей вступает в силу с момента подписания компетентным должностным лицом либо с момента, оговоренного в самом акте.
Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
Таким образом, существует
§3.2 Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми
В соответствии с ч.1 ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве» лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.
Момент, с которого исчисляется трехдневный срок, должен исчисляться с того дня, в который опекун (попечитель) официально узнал или должен был узнать о прекращении опеки. При этом датой, когда опекун (попечитель) должен узнать о прекращении опеки, следует считать:
-при прекращении опеки (попечительства) вследствие отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей актом органа опеки и попечительства по его заявлению - в день, указанный опекуном (попечителем) в заявлении либо день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с актом;
-при прекращении опеки (попечительства) вследствие приобретения опекаемым полной дееспособности (вступление в брак, эмансипация) - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с фактом приобретения опекаемым полной дееспособностью (с фактом брака, с фактом эмансипации) либо предпринял в связи с таким фактом инициативные действия.
Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
В связи с этим должностное лицо органа опеки и попечительства должно действовать следующим образом:
-для привлечения опекуна (попечителя) к уголовной ответственности - обратиться с заявлением о совершенном преступлении в органы внутренних дел либо прокуратуры;
-для привлечения опекуна (попечителя) к административной ответственности - обратиться с заявлением в органы внутренних дел, должностными лицами которых будет составлен протокол об административном правонарушении (при наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35, 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Протокол об административном правонарушении в дальнейшем подлежит передаче на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях материал направляется непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних;
- для привлечения опекуна (попечителя) к гражданско-правовой ответственности - составить и направить в суд исковое заявление, соблюдая установленные Гражданским процессуальным кодексом правила подсудности.
Мировым судьям, согласно ст. 23 Гражданского процессуального кодекса44 подсудны:
Информация о работе Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в России