Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:22, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение инфраструктуры и ее роли в развитии региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры;
- Рассмотреть влияние инфраструктуры на развитие территории.
Введение 3
1. Инфраструктура: понятие, сущность
1.1. Понятие инфраструктуры 6
1.2. Влияние инфраструктуры на развитие территории 8
2. Отрасли инфраструктуры региона
2.1. Производственная инфраструктура 13
2.2. Социальная инфраструктура 15
Заключение 29
Библиографический список 31
Территориальный аспект развития производственной инфраструктуры заключается в специфическом характере размещения и пространственной организации ее материально-технической базы. Важную роль здесь играют роль, место и функции отраслей инфраструктуры в территориальной структуре хозяйства, а также их технико-экономические особенности.
Помимо того, что инфраструктура традиционно рассматривается как фактор размещения производительных сил, участник пространственных процессов, инструмент региональной политики, также инфраструктура играет огромную роль в экономическом развитии регионов. Так, наличие в регионе хорошо развитой производственной и социальной инфраструктуры способствует интенсивному притоку новых инвестиций, повышает эффективность уже действующих в регионе предприятий, помогает обеспечить все предприятия рабочей силой в необходимом количестве за счет местных и иногородних ресурсов.
Повышение роли инфраструктуры на современном этапе связано с резким повышением требований к качеству инфраструктурной обеспеченности территорий, происходит дифференциация и специализация услуг, усиливается «адресность» инфраструктурного обеспечения. Вместе с тем, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем в большей степени падает ее «видимая» роль. Ее наличие и бесперебойное функционирование становится «естественным», само собой разумеющимся исходным фактором, а видимая зависимость от нее территориальной структуры хозяйства ослабевает.
Необходимо отметить, что изучение влияния инфраструктуры на развитие территории носит, как правило, фрагментарный характер. Крайне неравномерно изучены различные конкретные связи инфраструктуры, в частности, взаимосвязанное влияние развития транспорта и расселения, производственной инфраструктуры и промышленности, строительства и промышленности, социальной инфраструктуры и расселения населения. Единичные работы посвящены изучению роли инфраструктуры в территориальном развитии в целом, а не отдельных ее элементов. Не создана общая концепция воздействия инфраструктурных систем на территориальное развитие. Если экономисты, например, определяют внеотраслевой эффект от строительства и функционирования транспортных объектов как экономию на суммарных затратах, то экономико-географы ищут его в индуцировании освоенческих и районообразующих функций на прилегающие территории.
Уровень, особенности и направленность инфраструктурного обустройства территории определяют ее функциональную специализацию. Именно от этого в первую очередь зависит, насколько территория перестает быть «пассивным» полигоном размещения, «поглотителем» набора объектов и становится активным участником воспроизводственных и рыночных процессов, реализуя при этом свои специфические, иногда даже уникальные свойства.
2. Отрасли инфраструктуры региона
2.1. Производственная
Производственная инфраструктура
как составляющая экономической базы
общества формируется и развивается по
типу самой системы. Чем сложнее организована
экономическая система, тем более разнообразны
функции, которые выполняет каждый структурный
элемент. При переходе к рынку возникла
потребность в услугах по изучению спроса
и стимулированию продаж, получению и
обработке коммерческой информации, в
услугах по снижению издержек производства,
повышению экономичности использования
ресурсов, рационализации производственных
процессов, повышению качественных характеристик
и росту разнообразия предоставляемых
товаров и услуг, в связи с этим функции
производственной инфраструктуры расширились,
и помимо обслуживания непосредственно
технологического процесса добавились
функции, косвенно влияющие на основное
производство, связанные с информационным
обслуживанием, формированием деловой
стратегии. Увеличение используемого
ассортимента производственных услуг
повышает удельный вес затрат на инфраструктурное
обслуживание в рамках отдельных предприятий.
В настоящее время в странах
с развитой рыночной экономикой потребности
в услугах по обеспечению хозяйственных
связей, внедрению достижений НТП, стимулированию
реализации продукции, повышению экономичности
и качественных характеристик производства
достигают настолько больших масштабов,
что срабатывает “эффект масштаба” и
становится выгоднее передать производство
этих услуг специализированным предприятиям
производственной инфраструктуры. Причем,
экономия, проистекающая из масштабов
производства, достигается в данном случае
как за счет общего развития производства,
так и за счет более эффективной организации
ресурсов предприятий основного и вспомогательного
производства.
Зависимость между развитостью
производственной инфраструктуры и эффективностью
функционирования основного производства
заключается в том, что хорошо организованная
и более разнообразная производственная
инфраструктура повышает эффективность
функционирования основного производства.
Следовательно, улучшение производственной
инфраструктуры может быть определяющим
фактором при выводе предприятий промышленности,
сельского хозяйства и строительства
из кризиса, поскольку производственная
инфраструктура обеспечивает условие
для успешного экономического развития
сферы материального производства народного
хозяйства.
Производственную инфраструктуру
целесообразно рассматривать не только
по отраслевому признаку, но и по территориально-отраслевому.
Особенностью такого деления элементов
является привязанность их к определенной
территории.
Инфраструктура региона (или
территории) в целом представляет собой
«комплекс вспомогательных отраслей,
обслуживающих и обеспечивающих нормальную
деятельность социоприродохозяйственной
системы региона». Производственная инфраструктура
региона (ПИР) является составной частью
инфраструктуры региона. При функционировании
ПИР на ряду с материальными, трудовыми
и финансовыми ресурсами используются
природные, следовательно, производственная
инфраструктура региона связана с системой
отношений природопользования, которая
“осуществляется по поводу естественных
условий производства, технических, химических,
биологических средств производства,
живого труда и продукта”(5). Поэтому систему
производственной инфраструктуры региона
целесообразно рассматривать как составную
часть региональной социоприродохозяйственной
системы, поскольку последняя включает
в себя “акты производственно-экономических
отношений, потребителей, воспроизводителей
и будущих пользователей природных благ”(5).
Таким образом, ПИР представляет собой
сферы деятельности, создающие условия
для воспроизводства, соединения факторов
производства и формирования полезности
и затрат хозяйствующих субъектов региональной
социоприродохозяйственной системы.
Система производственной инфраструктуры
региона, как и любая система включает
в себя такие элементы как вход, процесс,
выход и ограничения (таблица 1). В качестве
“входа” в систему ПИР целесообразно
рассматривать факторы производства,
влияющие на развитие производственной
инфраструктуры, которые возникли под
влиянием территориального разделения
труда, использования местных природных
и других ресурсов. Процесс функционирования
ПИР будем рассматривать как процесс воссоздания
условий для воспроизводства материального
производства региональной социоприродохозяйственной
системы, ограниченный количеством и качеством
используемых ресурсов. В качестве “выхода”
из системы ПИР выступает результат функционирования
материального производства, и если его
эффективность повышается, то это обеспечивает
устойчивое развитие региона.
2.2. Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура - это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов материальной базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими - они действуют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.2
Особо следует отметить ее объективный характер, взгляд на нее как на частную форму гармонизации жизни общества. Дело в том, что развитие общественной жизни требует целенаправленного регулирования, а без создания соответствующих условий жизнедеятельности невозможно представить само существование общества.
Во-вторых, в социальную инфраструктуру кроме учреждений и организаций входят техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования.
В-третьих, социальная инфраструктура касается всего без исключения населения, так как многие ее элементы, как уже отмечалось, необходимы для воспроизводства не только самого работника, но и его семьи. Это должно постоянно учитываться при проектировании и строительстве новых городов и производств и их освоении.
В-четвертых, социальная инфраструктура решает задачи социального развития, которые «в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня». Проблема нормы возникает обязательно, ибо нельзя ограничиться общими утверждениями, что на страну, регион, город или район надо столько-то объектов, учреждений и организаций, призванных обслуживать интересы производства и людей, - необходим обязательный расчет: сколько благ приходится на одного человека, на одну или десять тысяч населения.
Социальную инфраструктуру нельзя рассматривать в отрыве от установок, ценностных ориентации населения, отдельных его групп, и объединений. «...Наличие ценностных регулятивов составляет одну из самых принципиальных особенностей социальных систем». Поэтому не следует ограничиваться нормативным подходом как предписанием. Его следует дополнить анализом вкусов, желаний, потребностей и устремлений людей, ибо это непременный элемент совершенствования социальной инфраструктуры.
Тенденция развития социальной инфраструктуры.
В современных условиях социальная инфраструктура - важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей.
В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе, как, например, рациональное использование трудовых ресурсов, межнациональные отношения, расселение, здоровье человека и т.д. Практически нет той сферы общественной жизни, где бы не стоял вопрос об укреплении и нормальном использовании материально-вещественных элементов. Причем эта взаимосвязь социальной практики и общих условий жизнедеятельности человека проявляется в том, что, с одной стороны, осуществление целей человека обязательно предполагает наличие материально-вещественных элементов, с другой стороны, инфраструктура воздействует на его сознание и поведение.
Рациональное развитие социальной инфраструктуры - многоаспектная проблема, которая требует решения многих вопросов научного управления. История хозяйствования неоднократно свидетельствовала, что игнорирование социальных аспектов деятельности людей, в том числе и общих условий, приводит к серьезному нарушению механизма развития общественных отношений. К сожалению, мнение ученых и их рекомендации не учитывались десятилетиями. Показателен вывод научной конференции по проблемам БАМа в 1974 году, когда еще раз с большой озабоченностью констатировалось многолетнее отставание социальной сферы. С той поры прошло четверть века, но положение никак не прояснилось, а еще больше усугубилось, поставив под сомнение само существование БАМа.
Усложнение общественного развития потребовало иных представлений о комплексе общих условий жизни человека. Процессы модернизации показали не только их значимость, но и - что является особенно важным - системность, которая предполагает необходимую связь всех условий.
Однако нередко элементы социальной инфраструктуры рассматриваются в отрыве друг от друга, в контексте частных технических, производственных, организационных или экономических задач. Следовательно, речь идет о том, что все компоненты социальной инфраструктуры должны быть предметом единого, целостного процесса управления и планирования. Именно отсутствие комплексности и взаимной увязки ее элементов сказывалось и до сих пор сказывается на эффективности управления, на рациональном использовании сил и возможностей экономики.
Направления развития социальной инфраструктуры определяются процессами обновления общества. Хотя многие компоненты социальной инфраструктуры и учитываются в процессе управления, вместе с тем следует отметить, что долгое время ее роль была пассивной и она в большинстве случаев представляла функцию производственного потенциала, тех технико-экономических проектов, которые реализовались на всех этапах развития общества. Это нашло отражение в пресловутом остаточном принципе, который торпедировал многие прогрессивные начинания и пагубно влиял на сознание и поведение людей.
И, наконец, совершенствование социальной инфраструктуры - это улучшение не только условий, но и в известном смысле форм жизнедеятельности людей. Значение их научного обоснования велико, потому что предоставляет людям возможность проявить себя как в творческом отношении, так и в процессе отдыха, организации культурного досуга, выбора мест приложения своих интересов. Ее развитие снимает проблему медвежьих углов, богом забытых территорий, устраняет изолированность людей от очагов культуры. Вместе с тем приоритеты в ее развитии могут существенно меняться. Так, анализ социальной инфраструктуры малых народов Севера выдвинул на первое место проблемы здравоохранения, что требует учета этого фактора, и именно потому, что в сознании и жизни людей он приобрел решающее значение.
Объективно одной из важнейших проблем социальной инфраструктуры является необходимость объединения всех средств, выделяемых на ее развитие. Сооружение общих для всего населения служб тепло-, электро- и водоснабжения, очистных сооружений, зон отдыха, а также строительство жилья и культурно-бытовых учреждений дает огромный экономический и социальный эффект. Однако жизнь показывает, что даже в сегодняшних условиях местные власти не имеют такой базы.
Настало время при решении задач социальной инфраструктуры шире внедрять программно-целевой подход. С этой целью возможны разовый одновременный расчет потребности в социальной инфраструктуре и выделение необходимых средств на нее вне зависимости от принадлежности сооружаемых объектов. Это выделение необходимых средств можно практиковать и в рамках сложившихся городов, рабочих поселков, чтобы довести состояние социальной инфраструктуры до требуемых нормативов.
Развитие социальной инфраструктуры остро ставит вопрос о формах и источниках финансирования.
Многие ученые и практики высказываются за то, что справедливее
было бы затраты как при эксплуатации,
так и при первичном освоении территории
делить на всех, кто является или собирается
быть участником территориально-
В этой ситуации гораздо рациональнее выделять целевым назначением средства для создания социальной инфраструктуры в руки одного заказчика, который согласно имеющимся финансовым ресурсам разверстывал бы задания, исходя из научно обоснованной программы освоения территории. Этот подход наиболее точно учитывал бы интересы и территории, и отдельных производств, что благоприятно сказалось бы на создании нормальных условий для жизни населения. Выделенные средства осваивались бы, исходя не из возможностей одного собственника, не из субъективных пожеланий руководителей того или иного ведомства, а из научно обоснованного плана создания комплекса условий для жизни населения.
Информация о работе Инфраструктура региона: понятие, отрасли, влияние на его развитие