Инфраструктура региона: понятие, отрасли, влияние на его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение инфраструктуры и ее роли в развитии региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры;
- Рассмотреть влияние инфраструктуры на развитие территории.

Содержание

Введение 3
1. Инфраструктура: понятие, сущность
1.1. Понятие инфраструктуры 6
1.2. Влияние инфраструктуры на развитие территории 8
2. Отрасли инфраструктуры региона
2.1. Производственная инфраструктура 13
2.2. Социальная инфраструктура 15
Заключение 29
Библиографический список 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

И, наконец, необходимо обратить внимание на такое обстоятельство. Развитие социальной инфраструктуры сопровождается возникновением новых форм и методов управления материально-технической базой общественного развития (межрайонные планировки, карты распределения культурных и бытовых учреждений, комплексные программы развития территорий и т.д.).

Однако в реальной жизни сложилась ситуация, когда за создание социальной инфраструктуры никто практически никакой ответственности не несет. Местные органы власти не везде имеют полномочия и права, необходимые для того, чтобы вмешиваться в ход решения важнейших производственных и социальных задач. А в ряде случаев они плохо сориентированы в их важности, больше заботятся о производственных проблемах, чем о том, что волнует и интересует население. Это происходит в значительной степени потому, что формирование инфраструктуры как единого целого не планируется, а средства, выделенные на их развитие, как правило, не соответствуют общим масштабам развития производства и потребностей людей.

Поэтому реализация всех крупных проектов программно-целевого подхода требует совершенствования управления, более четкого разделения компетенции (прав и обязанностей) ведомств и предприятий, с одной стороны, и местных органов власти - с другой.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Существует необходимость активного  вмешательства государства в  процесс развития отраслей социальной  инфраструктуры. Наибольшую активность  государство должно проявить  в регулировании развития здравоохранения.

2. Система отношений в отраслях  социальной инфраструктуры еще  в значительной степени носит  социально-иждивенческий характер  и вступает в противоречие  с законами рыночной экономики. Реформирование социальной инфраструктуры  должно обеспечить баланс между принципами экономической и социальной эффективности. Социальные выплаты должны предоставляться домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

3. Модель социального блока бюджетов  последних лет – это модель  суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения, качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования отраслей социальной инфраструктуры.

4. В настоящее время намечается  модернизация межбюджетных отношений, касающаяся, прежде всего, передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
        Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры. Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования. Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки.

Однако, прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования.

Таким образом необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской  Федерации: принята общероссийским  референдумом от 12 декабря 1993 г. \ Документы  справочно-правовой системы Гарант

2. Градостроительный кодекс  Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с последними изменениями) \ Документы справочно-правовой системы Гарант

3. Веснин, В. Р  Менеджмент : учебник / В. Р Веснин. - Москва : Проспект, 2012. - 616 с.

4. Менеджмент : учебник / Под ред. М. Л. Разу. - М. : КноРус, 2011. - 480 с.

5. Стукач В. Ф Региональная инфраструктура АПК / В. Ф Стукач. - М. : Колос, 2012. - 211 с. : ил.

6. Коломак Е. Рыночная инфраструктура и развитие конкретной среды: межрегиональный аспект Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

7. Регионы России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008

8. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь, 2009.

9. Яковлева С.И. Инфраструктурные системы: территориальное развитие и управление: Монография. Тверь, 2008.

10. Яковлева С.И. Функции инфраструктуры в территориальном развитии старопромышленных районов России // Изв. РАН. Сер. географ., 2002. № 4. С. 58-64.

11. Яковлева С.И. Территориальные функции, роль и дисфункции инфраструктуры Вестник ТвГУ. Серия "География и геоэкология", Вып.1.2008

12. Дебабов С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). М., 2010

13. Основные направления социально-экономического  развития Российской Федерации  на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.). М., 2008.

 

1 «Введение в экономическую теорию» под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.(2009г. , 39с.)

2 Экономика предприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008г., 2-е изд., 319с.)

 


 



Информация о работе Инфраструктура региона: понятие, отрасли, влияние на его развитие