Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы, проследить исторические этапы становления конституционности в России, а задачами являются анализ основных правовых документов в процессе построения правового государства в России, изучение исторических условий и факторов, определивших развитие конституционного процесса, а также оценка степени совместного функционирования общества и власти. Объектом данной работы являются конституции РСФСР и РФ. Предметом является их историческое развитие.
Введение………………………………………………………..........................2
ГЛАВА 1.Понятие конституционности……………………………………….4
ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6
2.1.Конституция РСФСР 1918г.…………………………………………….6
2.2.Конституция 1924г................................................................................9
2.3.Конституция 1936г...............................................................................12
2.4.Конституция СССР 1977 и 1978г........................................................15
2.5.Конституция РФ 12 декабря 1993г......................................................19
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……
Введение……………………………………………………….
ГЛАВА 1.Понятие конституционности………
ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6
2.1.Конституция
РСФСР 1918г.…………………………………………….
2.2.Конституция
1924г.........................
2.3.Конституция
1936г.........................
2.4.Конституция
СССР 1977 и 1978г.......................
2.5.Конституция
РФ 12 декабря 1993г.................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………24
Введение
Конституция - основной закон
государства, закрепляющий основы общественного
и экономического строя данной страны,
форму правления и форму
Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют Основной Закон, но чаще всего – конституция. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако, исторические особенности её развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII - XX вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. Первой же писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать конституцию США принятую в 1787 г. и действующей по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были конституции Франции и Польши 1791 г.
России, не так давно вставшей на путь демократического развития, на протяжении всей истории постоянно приходилось совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.
Цель данной работы заключается
в том, чтобы, проследить исторические
этапы становления
ГЛАВА 1. Понятие конституционности
Важнейшим атрибутом правового государства является реальное действие конституции и её охрана. Это предопределило возникновение такого правового явления, как конституционность.
Конституционность - режим
соблюдения конституции как высшего
закона общества и государства; соответствие
нормам и принципам конституции.2 Понятие конституционности
используется как для оценки политического
режима в целом (действительно ли он соответствует
конституции или в той или иной мере расходится
с ней), так и для оценки конкретных ситуаций
и действий органов государственной власти,
особенно высших, а также партий и других
общественных объединений. Особое место
занимает вопрос о конституционности
законов и других правовых актов, то есть
об их соответствии конституции, обладающей
высшей юридической силой. Однако выявление
сущности конституционности требует ее
соотнесения с понятием законности.
В юридической науке сложилось понимание
законности как строгого и неуклонного
соблюдения и исполнения всеми субъектами
права действующего законодательства.
Исследования законности имеют многолетнюю
историю и раскрывают различные аспекты
этого явления: социально-экономический,
политико-юридический, логико-семантический
и др. В современной юридической науке
выделяют новые аспекты понимания законности
сквозь призму сопоставления этого понятия
с требованиями права в целом, а не только
требованиями закона как юридического
документа. Отождествление права и закона
выражается, в частности, в использовании
понятий «конституционная законность»
и «правовая законность» в качестве равнозначных.
При этом признается невозможность законности
разного уровня в принципе. С подобной
точкой зрения нельзя полностью согласиться,
поскольку, исходя из сложившегося определения
содержания законности, конституционность
следует рассматривать в качестве высшего
среза законности в целом в силу особого
положения конституции в правовой системе
государства.
В любом случае конституционность (конституционная
законность) должна рассматриваться не
только в качестве соответствия нормативно-правовых
актов конституции, но и как определенный
режим функционирования общества и государства,
включающий в себя конституционные идеи
и принципы.
ГЛАВА 2. Историческое развитие российской конституционности
2.1 Конституция РСФСР 1918г.
Начиная с первого дня своего существования Советское государство, издаёт целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декреты О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение второго Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошёл в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая третьим Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 года. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.
Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции, и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.
Принятию Конституции РСФСР 1918г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.
Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.
19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.
17 ноября 1917 г. на заседании ВЦИК по предложению Я. М. Свердлова был принят Наказ о взаимодействиях ВЦИК и СНК, в котором подтверждалось решение II Всероссийского съезда Советов о том, что СНК целиком ответствен перед ЦИК. Мероприятия же по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. Наказ устанавливал периодичность отчётов каждого члена СНК перед ЦИК и порядок ответов СНК на запросы ЦИК. Тот же принцип во взаимоотношениях ВЦИК и СНК был отражён в резолюции III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».
Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов, который открылся 4 июля 1918 г. в Москве, в Большом театре. На съезд прибыло 1164 делегата с правом решающего голоса. В их числе было 773 коммуниста, 352 левых эсера, 32 делегата от других партий. На заключительном заседании съезд заслушал доклад о проекте Конституции и проект одобрил.
В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил ВЦИК. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.
Итак, страна обрела свой первый Основной закон. Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.
В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:
комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП (б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б), проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.
Разработка проекта
Информация о работе Историческое развитие российской конституционности