Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы, проследить исторические этапы становления конституционности в России, а задачами являются анализ основных правовых документов в процессе построения правового государства в России, изучение исторических условий и факторов, определивших развитие конституционного процесса, а также оценка степени совместного функционирования общества и власти. Объектом данной работы являются конституции РСФСР и РФ. Предметом является их историческое развитие.
Введение………………………………………………………..........................2
ГЛАВА 1.Понятие конституционности……………………………………….4
ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6
2.1.Конституция РСФСР 1918г.…………………………………………….6
2.2.Конституция 1924г................................................................................9
2.3.Конституция 1936г...............................................................................12
2.4.Конституция СССР 1977 и 1978г........................................................15
2.5.Конституция РФ 12 декабря 1993г......................................................19
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.
Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое.
В ноябре 1936 г. (после прошедшего публичного обсуждения проекта) на чрезвычайном Восьмом Съезде советов проект дополнительно подвергся редактированию и в начале декабря съезд утвердил проект Конституции. Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.
Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом страны. Труд рассматривался как обязанность.
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституция СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза ( избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным, автон.республикам, областям и нацин. округам). Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке.
Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности ) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
В 9 главе – изменения в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании с 18-ти лет. Предшествующее избир.законодательство отменялось.
В перечне основных прав и обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение( в старости, болезни, при потере трудоспособности), бесплатном образовании. Провозглашалось равенство полов, национ-тей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.
В последующем,
происходившие в госаппарате преобразования
( создание или ликвидация наркоматов,
новые принципы формирования государственных
структур и институтов) находили отражение
в действующей Конституции, включаясь
в нее посредством законов и указов, утверждаемых
в установленном порядке. И в 1937 г. принимается
Конституция РСФСР, закрепившая новые
системы органов власти, управления и
выборов. РСФСР по Конституции включала
в себя 5 краев, 17 автон.республик, 6 автон.областей.
2.4 Конституции СССР 1977 и 1978г.
Конституция СССР была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка. БСЭ)
За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ".
Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства. Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ".
Без сомнения, прежнее понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии).
В новой Конституции
Конституция провозглашает и совершенно новое право - право на охрану здоровья. Характерно, что документ связывает право на охрану здоровья с трудом. Задача состоит в том, чтобы трудовая деятельность человека была не только безвредной для него, но и по возможности полезной. Статья 42-я предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье Советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д. К сожалению, подобные мероприятия не входят в Конституцию России, а если и входят, то редко исполняются. Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права Советских граждан права на жилище.
Новая Конституция развивает дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Кроме тайны переписки Закон охраняет также тайну телефонных переговоров. Новая Конституция не только закрепляет права и свободы, известные нам по прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование действующей Конституции обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Прежний Основной закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование. В любой статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного право. Например, право на материальное обеспечение (статья 43), гарантируется социальным страхованием рабочих, колхозников и служащих пособиями по временной нетрудоспособности; выплаты за счет государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан частично утратившим трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; а также другими формами социального обеспечения. Вот гарантия права на жилище (статья 44): "это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливому распределению под общественным контролем жилой площади, представляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платы за квартиру и коммунальные услуги". Новая конституция обеспечивает использование свободы совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52).
Конституция предусматривает не только материальные, но и чисто правовые гарантии прав и свобод Советских граждан. Так статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры. Провозглашая свободу критики, Конституция гласит, что лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности. Говоря о неприкосновенности личности, Конституция подтверждает и ранее существующий принцип: "никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения -и с санкции прокурора". Статья 47, предусматривающая право на свободное творчество, устанавливает что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Мы видим, что Конституция обязывает надлежащие государственные органы обеспечить реальное использование гражданами СССР всех перечисленных в ней прав.
2.5 Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
Конец XX века стал для России очень сложным периодом - это было время хаоса и безвластия. Содержание и последовательность реформ диктовались кризисным состоянием социалистического строя. Неотложным вопросом политики было оформление российской государственности и выбор конкретной её формы. В России все отчетливее стала проявляться демократизация политического строя, начавшаяся ещё в период «перестройки». Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя её ветвями –законодательной и исполнительной, но по существу – двух систем власти – одной из прошлого, другой в перспективе – демократической. Их конфликт в отсутствии нормальной конституционной легитимности власти был неизбежен.4
Необходимость принятия новой
Конституции была осознана всеми
политическими силами еще в ходе принятия
Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съезде
народных депутатов была образована Конституционная
комиссия, председателем которой стал
Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители
всех республик, краев, областей, национальных
автономий (102 человека). 12 декабря вместе
с выборами в Госдуму состоялся также
и референдум по Конституции. За проект
нового основного закона страны проголосовали
чуть больше 50% участвовавших в голосовании.
Принятие Конституции явилось важнейшим
шагом в демократическом обновлении России.
Конституция России 1993 г. — это первая за всю историю страны демократическая Конституция. Она положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма — принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия были отделены от полномочий других государственных органов, что позволяло ему сосредоточиться на законодательной деятельности.
Информация о работе Историческое развитие российской конституционности