История создания и нормативно- правовое регулирование органов регистрации гражданского состояния в России и Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В качестве исторических источников были использованы различные указы, постановления КПСС и Советского Правительства за исследуемый период.
Среди них хотелось бы выделить особо «Декрет о расторжении брака» от 16 (29) декабря 1917 года, в котором впервые за многовековую историю России бракоразводные процессы были отделены от культовых (религиозных) организаций.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. История создания и нормативно- правовое регулирование органов регистрации гражданского состояния в России и Свердловской области. 8
1.1. История и современное состояние органов регистрации гражданского состоянии в России. 8
1.2. История и современное состояние отделов ЗАГС в Свердловской области. 20
Глава 2. История отделов записи актов гражданского состояния города Артемовского. 24
Глава 2. История отделов ЗАГС в сельской местности. 28
Заключение 33
Список источников и литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Кодексом предусматривалось ведение отделами ЗАГС следующих реестров:

1) книга записей рождений;

2) книга записей смертей;

3) книга записей отсутствующих;

4) книга записей браков;

5) книга записей разводов;

6) книга заявлений  о происхождении зачатых детей;

7) книга записей лиц,  изменивших фамилии и прозвища, а также алфавит к ней22.

Отдельная глава кодекса  посвящалась порядку регистрации  отдельных актов гражданского состояния. В ней устанавливались предельные сроки совершаемых событий, виды документов, которые необходимо представить к заявлениям о регистрации, а также состав информации тех или иных видов заявлений.

Причем в соответствии с новым Кодексом было предусмотрено  расширение перечня сведений, которые  должны были сообщаться при регистрации  акта гражданского состояния.

Регистрация актов гражданского состояния была передана гражданской власти. Согласно статье 246 Кодекса сеть органов записи актов гражданского состояния из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и уездных органах управления. Общее руководство осуществлял Центральный отдел ЗАГС.23

Созданные отделы записи актов гражданского состояния вели книги записи рождений, смертей, браков, разводов; лиц, изменивших фамилии и  прозвища, о безвестном отсутствии, о происхождении зачатых детей.

По Кодексу законов  об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года права и обязанности супругов порождал только гражданский, светский брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождал никаких прав и обязанностей для вступивших в него лиц. Однако церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 с соблюдением соответствующего порядка считались действительными.

Браки заключались в  местных органах ЗАГСа или в заменяющих их нотариальных отделах при местных Советах. Браки заключались публично и в специальных помещениях в присутствии председателя отдела ЗАГСа или его заместителя и совершающего запись секретаря. Браки должны были заключаться в определенные дни и часы, заранее устанавливаемые и обнародуемые должностным лицом.

Для того, чтобы вступить в законный брак необходимо было достигнуть брачного возраста (для женщин - 16 лет, для мужиков - 18), нужно было быть нормальным (т.е. не сумасшедшим), не состоять в другом зарегистрированном браке. Нельзя было вступать в брак родственникам по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородным и неполнородным братьям и сестрам. Необходимо было взаимное согласие обоих. Подавалось соответствующее заявление в письменной форме в органы ЗАГСа. Можно было сделать заявление в устной форме. К нему необходимо было приложить свидетельства о личности, подписка о их добровольном согласии. Особо оговаривается, что не служит препятствием для заключения брака разноверие лиц, желающих вступить в брак, а также не является препятствием монашество или состояние в иерейском или диаконском браке.

Брак мог быть признан  недействительным только в случаях, предусмотренных в законе. Производство о признании брака недействительным могло быть начато супругами, лицами, интересы которых этот брак нарушал и др. Дела о признании браков недействительными рассматривались местными судами. Причинами объявления брака недействительным могли также быть факты нарушения условий действительности брака (нахождение в другом зарегистрированном браке, недостижение брачного возраста и др.) Брак считался недействительным с момента вступления в силу законного решения суда о его недействительности.

Брак прекращался смертью  одного из супругов (а равно признанием судом его умершим), разводом. Основанием для развода могло служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них развестись. Просьба о разводе приносилась как в письменной так и в устной форме. К ней прикладывалось свидетельство о браке. Просьбы подавались в местные суды по месту жительства. Однако при наличии обоюдного согласия просьба о разводе могла быть подана и в органы ЗАГСа.

Дела о разводах в  судах слушались публично и разбирались  судьей единолично. Каждый местный  судья назначал определенные часы (не менее 1 раза в неделю) для рассмотрения дел о расторжении браков. С вынесением решения о расторжении брака судья выдает бывшим супругам по их желанию свидетельства о разводе и не позже чем в трехдневный срок сообщает копию своего определения в местный отдел ЗАГСа. Определения местного судьи о расторжении брака могли быть обжалованы в кассационном и общем порядке.

Здесь следует особо  отметить, что после смерти одного из супругов или признания брака  недействительным не могло быть начато дело о расторжении брака, а начатое ранее дело прекращалось.  
Лица, состоящие в браке должны были носить общую фамилию (брачную) мужа или жены или соединенную фамилию. Они сохраняют эту фамилию постоянно. При разводе они могли вернуть старую (по желанию). Если вступающие в брак граждане разных государств (но один из них обязательно русский), то перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию одной из сторон. Брак не создавал общности имущества супругов. Они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.

Нуждающийся нетрудоспособный супруг имел право на получение содержания от другого супруга, если последний  был в состоянии оказывать  ему поддержку. Если трудоспособный супруг не хотел добровольно содержать нуждающегося и нетрудоспособного, то последний мог обращаться в отдел социального обеспечения при губернском совете депутатов по месту жительства супруга-ответчика с заявлением о принуждении супруга к выдаче содержания. Такие заявления были свободными от всяких пошлин и могли подаваться лично или по почте, или устно с занесением их в протокол.  
Отдел социального обеспечения выносил постановление по вопросу о выдаче содержания. Это постановление обязательно должно было выноситься в публичном заседании не позже одного месяца со дня получения заявления. Такие постановления имели силу судебного решения и приводились в исполнение на общем основании. Эти постановления можно было обжаловать в местный суд.

         Согласно циркуляру НКВД и Центрозагс № 87 от 7 февраля 1919 года для отделов ЗАГС было установлено официальное название – «Местный отдел записей актов гражданского состояния» с указанием административно-территориальной единицы. В 1918-1919 годах началось изъятие из церквей метрических книг и размещение их в архивах при отделах ЗАГС24.

      В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Отделы ЗАГС  попали в непосредственное подчинение Управлений НКВД. Служба сотрудников отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны.

В конце 1930-х годов  стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. В 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах».25

27 июня 1936 года было  принято Постановление ВЦИК о  своевременной регистрации актов  рождения и смерти. 29 августа  1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния26.

Неисчислимые потери в Великой  Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличение числа населения страны. 8 сентября 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" была утверждена обязательная регистрация брака.

Все супружеские пары, состоящие  в фактических брачных отношениях, для их официального признания (узаконения) обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, могли признать его законным.

После войны требовалось коренным образом перестроить работу отделов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД. 8 января 1946 года вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния»27.

Намечались меры как по улучшению  основной деятельности отделов ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1945-1950 годах в связи с обменом паспортов в отделах ЗАГС резко  увеличилось количество дел по восстановлению актовых записей и о перемене фамилии.     

 В конце 1950-х годов во всех райисполкомах были созданы ревизионные комиссии для проверки финансовой деятельности отделов ЗАГС и правильности хранения и учета бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также по проверке исполнения запросов и заявлений трудящихся. Как недостатки деятельности отделов ЗАГС в эти годы отмечались: очереди, низкая зарплата соответствующий образовательный и культурный уровень сотрудников.

С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД и состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. Общее методическое руководство органами ЗАГС РСФСР в 1956-1971 годах осуществляла Юридическая комиссия РСФСР, а в последующем – Министерством юстиции РСФСР.

 

30 июля 1969 года был принят Кодекс  о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак. Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.     

 С 1 марта 1996 года  вступил в силу Семейный кодекс  Российской Федерации28, а 15 ноября 1997 года был принят первый в истории страны Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»29. С принятием Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации. 
     В 1997 - 1998 годах в Семейный кодекс вносились изменения и дополнения. Закон этот базовый. На нем основаны все другие Федеральные законы, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, обеспечивающие регулирование личных имущественных и неимущественных отношений в семье на уровне Российской Федерации и ее субъектов.

Решение задач, стоящих перед современным обществом, использование возможностей, которыми располагает наша страна, во многом зависит от уровня планирования и управления социально-экономическими мероприятиями, осуществляемыми в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.    

   Полный и своевременный учет актов гражданского состояния является необходимой предпосылкой для такого регулирования развития нашего общества. Не менее важны результаты деятельности органов ЗАГС для разработки и осуществления эффективной демографической политики, целью проведения которой является обеспечение гармоничного сочетания интересов отдельной семьи и общества в целом. Такую политику можно разрабатывать, лишь располагая сведениями об уровне рождаемости, смертности, количестве браков и разводов в определенные периоды времени. 
       Органы ЗАГС также принимают участие в осуществлении конституционных прав граждан и общественных организаций. Особое значение придается защите материнства и детства. При регистрации актов гражданского состояния принимаются меры для всемерной охраны интересов граждан. Вместе с тем органы ЗАГС обязаны обеспечивать соблюдение интересов государства, общества. Не обходится без актовых записей и при разработке прогнозов социально-экономического развития, при подготовке выборов депутатов всех уровней. Получение паспортов, пенсий, наследства, целый ряд других атрибутов жизни немыслим без органов ЗАГС. Образно выражаясь, органы ЗАГС сопровождают человека с первого его вздоха, до последнего.

1.2. История и современное  состояние отделов ЗАГС в Свердловской  области.

 

На территории современной  Свердловской области создание подотделов ЗАГС при волостных исполкомах началось в середине июля 1919 года вскоре после  освобождения Екатеринбурга от Колчака. В состав Екатеринбургского отдела управления губернией, являвшегося отделом губисполкома, входил подотдел записи актов гражданского состояния в следующем составе: заведующий, секретарь, архивариус, корреспондент, четыре делопроизводителя и машинистка. Основные задачи подотдела ЗАГС: учет количества населения, а также удаление населения от духовенства и привлечение к гражданской законной регистрации актов. В Губернский подотдел ЗАГС присылали сведения уездно-городские подотделы ЗАГС: Екатеринбургский, Красноуфимский, Камышловский, Ирбитский, Нижнетагильский, Надеждинский, Кыштымский.

После образования Уральской  области (Декрет ЦИК СССР от 3 ноября 1923 г.) губернии, уезды, волости как  административно-территориальные единицы  были упразднены, а функции по регистрации актов гражданского состояния перешли к сельским советам и отделам ЗАГС, входившим в состав городских и районных исполнительных комитетов.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел, переименованного в 1946 году в Министерство внутренних дел.

В связи с образованием СССР в 1923 году была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке, действовавший с 1 января 1927 года. Он закрепил и развил революционные преобразования в брачно-семейном законодательстве. 20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений  Наркомата внутренних дел. Служба сотрудников  отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны.  

В 1936 году был принят закон "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах". 27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. 29 августа 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

Информация о работе История создания и нормативно- правовое регулирование органов регистрации гражданского состояния в России и Свердловской области